ЗНАЕМ ЛИ МЫ СВОИХ СОСЕДЕЙ?
Занятие-модель для детей и родителей с
элементами краеведения и изодеятельности
Предварительная работа:
1. Экскурсия по городу к памятникам
архитектуры.
2. Посещение этнографического музея.
Материалы и оборудование:
две иллюстрации к сказкам (одна — к
чувашской сказке, другая — к марийской),
разрезанные на 6 фрагментов;
четыре куклы;
открытки с изображением памятников города
Чебоксары и города Йошкар-Ола.
На двух столиках разложены предметы
народных промыслов чувашей и мари.
Ход занятия:
Ведущий: Уважаемые дети и
родители! Сегодня нам предстоят увлекательные
состязания. Для этого надо разделиться на две
команды.
(Играющие могут делиться на команды в
соответствии с жребием, по считалке, по взаимным
симпатиям.)
Задание 1
Собери сказку!
Ведущий: Перед вами два планшета. На
одном расположен фрагмент чувашской сказки, на
другом — фрагмент марийской сказки.
Надо собрать картинки, сделать их
завершенными, а после этого отгадать, к каким
сказкам нарисованы эти иллюстрации.
Задание 2
Кому это принадлежит?
Ведущий: Перед вами два стола. На
каждом по две куклы (мальчик и девочка), предметы
быта, изделия декоративно-прикладного искусства,
национальные блюда, игрушки. Первая команда
должна определить, на каком столике выставлены
предметы, принадлежащие чувашскому народу,
вторая команда — народу мари. Свой выбор надо
обосновать. На совещание командам дается не
более трех минут.
Задание 3
Сравни национальные костюмы
Ведущий: Представители команд (от
каждой команды выступают взрослый и ребенок)
должны рассмотреть двух кукол, одетых в
чувашский и марийский женские костюмы.
Представители первой команды должны найти
признаки сходства костюмов, представители
второй команды — признаки отличия. Команды
начинают выступать в соответствии с жеребьевкой
без предварительной подготовки. (Признаки
сходства костюмов: в одежде доминирует белый
цвет, в вышивке преобладает красный цвет — и т.п.
Признаки отличия: головной убор у чувашки —
шапочка, украшенная лентами и бисером, у
горномарийки — платок; элементы в вышивке у мари
более мелкие, чем у чувашей, и т.п.)
Задание 4
Дорисуй орнамент
От каждой команды выступают взрослый и
ребенок. Представителям первой команды
предлагается определить, какой из орнаментов
марийский, и продолжить его. Представителям
второй команды нужно определить, какой из
орнаментов чувашский, и тоже его продолжить.
Орнаменту нужно дать какое-нибудь поэтическое
название. (Возможные варианты названий: «Веселое
лето», «Солнечный день», «Яркий луч».)
Задание 5
Что обозначают цвета?
Ведущий: А сейчас командам
предстоит ответить на вопросы. Отвечать надо
быстро и четко. Первой начинает команда, быстрее
справившаяся с рисованием орнамента.
1. Что обозначает в орнаменте красный
цвет? (Солнце, огонь, тепло, цветы, любовь,
храбрость.)
2. Что обозначает в орнаменте черный цвет? (Черный
цвет земли.)
3. Что обозначают черный и красный цвета,
объединяясь в орнаменте? (Эти два цвета
символизируют начала жизни: земля и солнце дают
начало всему живому.)
4. Что означает зеленый цвет? (Это трава, деревья.)
Задание 6
Что я видел в музее народного искусства?
На больших листах бумаги команды
создают коллективную изобразительную
композицию. Работают цветными карандашами и
восковыми мелками. Возможны элементы аппликации.
Затем подводятся итоги конкурсов. В заключение
участникам состязаний предлагается сыграть в
народные игры.
Ирина РОМАНОВА,
руководитель изостудии
МОУ № 3 «Шанавыл»