Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2001


Детский мир

Знаем ли мы своих соседей?

ЗНАЕМ ЛИ МЫ СВОИХ СОСЕДЕЙ?

Занятие-модель для детей и родителей с элементами краеведения и изодеятельности

Предварительная работа:

1. Экскурсия по городу к памятникам архитектуры.
2. Посещение этнографического музея.

Материалы и оборудование:

две иллюстрации к сказкам (одна — к чувашской сказке, другая — к марийской), разрезанные на 6 фрагментов;
четыре куклы;
открытки с изображением памятников города Чебоксары и города Йошкар-Ола.

На двух столиках разложены предметы народных промыслов чувашей и мари.

Ход занятия:

Ведущий: Уважаемые дети и родители! Сегодня нам предстоят увлекательные состязания. Для этого надо разделиться на две команды.
(Играющие могут делиться на команды в соответствии с жребием, по считалке, по взаимным симпатиям.)

Задание 1

Собери сказку!

Ведущий: Перед вами два планшета. На одном расположен фрагмент чувашской сказки, на другом — фрагмент марийской сказки.

Надо собрать картинки, сделать их завершенными, а после этого отгадать, к каким сказкам нарисованы эти иллюстрации.

Задание 2

Кому это принадлежит?

Ведущий: Перед вами два стола. На каждом по две куклы (мальчик и девочка), предметы быта, изделия декоративно-прикладного искусства, национальные блюда, игрушки. Первая команда должна определить, на каком столике выставлены предметы, принадлежащие чувашскому народу, вторая команда — народу мари. Свой выбор надо обосновать. На совещание командам дается не более трех минут.

Задание 3

Сравни национальные костюмы

Ведущий: Представители команд (от каждой команды выступают взрослый и ребенок) должны рассмотреть двух кукол, одетых в чувашский и марийский женские костюмы. Представители первой команды должны найти признаки сходства костюмов, представители второй команды — признаки отличия. Команды начинают выступать в соответствии с жеребьевкой без предварительной подготовки. (Признаки сходства костюмов: в одежде доминирует белый цвет, в вышивке преобладает красный цвет — и т.п. Признаки отличия: головной убор у чувашки — шапочка, украшенная лентами и бисером, у горномарийки — платок; элементы в вышивке у мари более мелкие, чем у чувашей, и т.п.)

Задание 4

Дорисуй орнамент

От каждой команды выступают взрослый и ребенок. Представителям первой команды предлагается определить, какой из орнаментов марийский, и продолжить его. Представителям второй команды нужно определить, какой из орнаментов чувашский, и тоже его продолжить. Орнаменту нужно дать какое-нибудь поэтическое название. (Возможные варианты названий: «Веселое лето», «Солнечный день», «Яркий луч».)

Задание 5

Что обозначают цвета?

Ведущий: А сейчас командам предстоит ответить на вопросы. Отвечать надо быстро и четко. Первой начинает команда, быстрее справившаяся с рисованием орнамента.

1. Что обозначает в орнаменте красный цвет? (Солнце, огонь, тепло, цветы, любовь, храбрость.)
2. Что обозначает в орнаменте черный цвет? (Черный цвет земли.)
3. Что обозначают черный и красный цвета, объединяясь в орнаменте? (Эти два цвета символизируют начала жизни: земля и солнце дают начало всему живому.)
4. Что означает зеленый цвет? (Это трава, деревья.)

Задание 6

Что я видел в музее народного искусства?

На больших листах бумаги команды создают коллективную изобразительную композицию. Работают цветными карандашами и восковыми мелками. Возможны элементы аппликации.
Затем подводятся итоги конкурсов. В заключение участникам состязаний предлагается сыграть в народные игры.

Ирина РОМАНОВА,
руководитель изостудии
МОУ № 3 «Шанавыл»

Ирина Романова

Рейтинг@Mail.ru