Публикация статьи произведена при поддержке компании «МАЗ-Инвест». Компания «МАЗ-Инвест» предоставляет услуги поставки грузовой автотехники МАЗ по ценам завода изготовителя. Воспользовавшись услугами компании «МАЗ-Инвест», Вы сможете по выгодной цене купить трехосный седельный тягач МАЗ 642205, идеально подходящий для перевозки различных грузов по всем видам дорог на дальние и средние расстояния. Подробнее ознакомиться с предлагаемым каталогом автомобилей, получить помощь онлайн консультанта и оформить заказ на поставку техники можно на официальном сайте компании «МАЗ-Инвест», который располагается по адресу http://www.maz-auto.ru/
УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Комплекс «Начальная школа — детский
сад» № 1633 г. Москвы вот уже шесть лет является
экспериментальной площадкой по разработке
проблем непрерывного языкового образования
детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Руководит экспериментом Лаборатория
иностранных языков МИПКРО (заведующая
лабораторией — Галина Корникова).
Заниматься с детьми английским языком здесь
начинают очень рано — с трех лет. Возможно, такая
возрастная планка и напугает кого-то из
ревнителей беззаботного детства. Но страхи эти
вряд ли можно считать обоснованными.
Для педагогов комплекса занятия с малышами
иностранным языком — не самоцель (и в этом
коренное отличие работы
специалистов-дошкольников от работы
«приходящих» школьных учителей, которых порой
нанимают родители).
Главная задача — не столько обучить детей чужим
словам и выражениям, сколько развить каждого
ребенка, его личностные качества с помощью
иностранного языка. Одно из профилирующих
направлений работы педагогического коллектива
— углубленное художественно-эстетическое
развитие малышей и младших школьников. Именно
этой цели — способствовать эмоциональному и
эстетическому развитию детей — и подчинены
занятия английским. «Даже начиная заниматься с
детьми иностранным языком с раннего возраста, мы
не можем гарантировать их абсолютной успешности
в его освоении, — говорит директор ГОУ № 1633 Ирина
Павленко. — Конечно, в целом комплекс дает очень
хорошую языковую подготовку: многие наши
воспитанники после окончания начальных классов
легко поступают в специализированные школы. Тем
не менее мы не можем не отметить, что
лингвистические способности у всех детей разные.
Одни все схватывают быстро: у них, к примеру,
прекрасно развита долговременная оперативная
память на основе языка. Другим язык дается
сложнее (а часто — и не только язык). Поэтому мы не
ставим перед собой задачи, чтобы каждый ребенок в
совершенстве овладел тем объемом материала,
который заложен в разрабатываемой нами
программе. Главное, чтобы он понял: кроме его
родного языка, существуют еще и другие. И эти
языки (в данном случае — английский) тоже
позволяют людям общаться друг с другом, вместе
играть».
«Игра» — ключевое слово в системе занятий
иностранным языком в ГОУ № 1633. Английский живет в
рифмовках, в играх, в песенках, в рисунках. Дети
даже не всегда могут понять, что они занимаются
английским: так ненавязчиво это происходит.
Представить себе, что они как пришитые сидят за
столами и что-то зубрят, совершенно невозможно.
Дети оказываются за столами только тогда, когда
им нужно поработать с раздаточным материалом или
что-то заштриховать. Но это занятия для тех, кто
уже готовится к школе. Самые маленькие
занимаются только в движении или сидя на ковре.
Даже мебель тут приобрели такую, чтобы ее можно
было двигать, переставлять в зависимости от
задач занятия. Все столы очень легкие и
регулируются по росту. Форму они имеют либо
полукруглую, либо трапециевидную: при желании их
можно составить в круг или построить из них такой
многоугольник, чтобы дети могли работать
подгруппами.
Работа в подгруппах, как известно, кроме
собственно обучающих задач, направлена еще и на
коммуникативное развитие ребенка, на его
социализацию. Эта форма работы применяется в ГОУ
№ 1633 достаточно широко. Особенно интересен так
называемый «метод проектов».
Например, дети
знакомятся с речевыми конструкциями «I like...», «Do
you like...?», «What do you like?». Сначала они играют в
различные дидактические игры на занятии. А потом
педагог делит их на маленькие группки и
отправляет проводить «социологический опрос»:
надо узнать, какие фрукты и овощи любят взрослые
работники детского сада. Дети каждой проектной
группы вместе готовят специальный «опросный
лист» — на альбомном листе рисуют или наклеивают
картинки с изображением фруктов или овощей,
названия которых они уже знают по-английски, и в
назначенное время (о котором предупреждены все
сотрудники) отправляются на опрос. Во-первых, это
приключение — выйти из привычной группы и
отправиться в «экспедицию» по детскому саду.
Во-вторых, детям действительно интересно узнать,
что же любят кушать их воспитатели, музыкальный
работник, медсестра, директор. Как тут не
вспомнить волшебный горшочек из сказки Г.-Х.
Андерсена «Принцесса и свинопас»: за то, чтобы
узнать, что готовится на обед в соседних домах,
принцесса отдала сто своих поцелуев! А от детей
требуется всего лишь задать вопрос по-английски.
Практически все наши работники способны
ответить на этот вопрос также по-английски: «I like a
banan», «I like an apple» — и т.п. Дети на своем листе под
каждым названным фруктом или овощем ставят
палочку. Потом все участники опроса собираются в
своей группе и подсчитывают, сколько взрослых
любят яблоки, сколько — виноград, сколько —
сливы и т.д. Дети чувствуют себя приобщенными к
маленьким тайнам взрослых, а педагог решает
множество самых разных педагогических задач, в
том числе и задачу интеграции иностранного языка
и первоначальных математических представлений.
Представьте, какое поле деятельности
открывается при опросе на тему «Какое животное у
вас есть?»! Однако метод проектов, при всей его
увлекательности, достаточно трудоемок и требует
серьезной подготовки и мобилизации сил и от
ведущего занятие педагога, и от всех взрослых,
принимающих в нем участие.
Важным моментом приобщения детей-дошкольников к
языковой культуре становятся мероприятия, в
которых они могут принимать участие вместе со
школьниками — учащимися комплекса.
Каждый год в ГОУ № 1633 проходит проектная неделя
какой-либо из стран английского языка. В прошлом
году это была Великобритания, в этом году — США. В
течение проектной недели школьники показывают
спектакли на английском языке, проводят
викторины и конкурсы. Обязательно есть
спортивные дни, когда проводятся соревнования по
футболу (родина футбола — Англия) или по
мини-волейболу (американский вид спорта).
Старшие дошкольники, конечно, могут принимать
участие в этих делах по большей части лишь как
зрители. Но и это им очень полезно: они могут
поучиться у других детей и как бы воочию увидеть
свои перспективы. Хотя и сейчас у них много
возможностей. Стоит вспомнить, например, опыт
постановки спектакля по мотивам английских
сказок в одной из групп детского сада. Это было не
просто выступление, а игра в настоящий театр — с
афишами, билетами, с буфетом. Играли дети на
русском языке. Но это тот случай, когда на
практике реализуется принцип
взаимопроникновения культур и за счет элементов
страноведения развивается и обогащается родная
речь ребенка.
Галина СОЛОВЬЕВА,
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ