РАЗНЫЕ ДЕТИ
МЫ ПРОВОДИМ ДЕНЬ ВМЕСТЕ!
Обсуждаем важную тему " Что в нас
общего, а что - различного?" с детьми от пяти лет
Утро секретов
Накануне воспитатель просит детей
обсудить с мамой, папой, бабушкой и другими
членами семьи, что в них общего, что делает их
похожими друг на друга, объединяет. Почему их
называют словом «семья»?
Дети приносят в детский сад рисунки, на которых
нарисованы их близкие, фотомонтажи со сценами из
семейной жизни. Все рисунки и панно размещаются
на большом стенде. Дети «по секрету» (на ушко,
шепотом, в укромном уголке и т.п.) рассказывают
воспитательнице о том, сколько у них бабушек и
дедушек, есть ли прабабушки и прадедушки, в честь
кого из членов семьи они получили свое имя, в
каком городе или селе родились мамина мама или
папин папа и т.д.
Утреннее занятие
Мы все чем-то похожи друг на друга. Мы
все чем-то отличаемся друг от друга. Мы все живем
дружно!
Воспитатель и дети рассаживаются на ковре или на
стульчиках, но обязательно в кругу, чтобы видеть
лица друг друга.
Воспитатель: Дети! Посмотрите друг на друга. Как
вам кажется, вы похожи друг на друга?
Дети высказываются.
Давайте назовем как можно больше признаков, по
которым вы похожи друг на друга.
Дети отмечают, что у всех у них две руки, две ноги,
нос (воспитатель дает детским носам шутливые
определения — «любопытный», «как у Буратино»),
глаза (здесь нужно заострить внимание детей на
том, как важны для людей глаза — не только
собственные, но и глаза друг друга) и т.п.; все
присутствующие живут в одном городе (селе), ходят
в один детский сад, в одну группу и т.д.
Но как бы не были вы похожи друг на друга, у
каждого из вас есть свои особенности.
Воспитатель предлагает детям поиграть.
Игра «УГАДАЙ, КТО ЭТО?»
Этап первый
Воспитатель: Сейчас я думаю об одном
мальчике из нашей группы. У него короткие светлые
волосы с аккуратно подстриженной челочкой,
выразительные карие глаза и круглые щечки. Он
добрый, часто улыбается. Все дети любят с ним
играть. Одет он в джинсы черного цвета и желтую
футболку.
По описанию дети должны догадаться, о ком из
детей рассказывает воспитатель.
Рассказывая, воспитатель не должен смотреть на
ребенка, словесный портрет которого он рисует.
Этап второй
Воспитатель предлагает одному из
детей стать ведущим и дать словесный портрет
кого-нибудь из присутствующих.
Этап третий
Воспитатель описывает не внешние
черты, а виды деятельности, которыми занимается
человек (ребенок или сотрудник детского сада).
Дети должны догадаться, кто это.
Например: «Этот человек
не уходит из детского сада даже тогда, когда всех
детей уже разобрали по домам. Он остается здесь
на всю ночь. По утрам он берет метелку и разметает
дорожки и участки, чтобы они были чистыми. Если
выпадает снег, он расчищает его большим скребком.
У него есть ключи от всех дверей детского сада и
от больших ворот забора». (Сторож и дворник дядя
Коля.)
Этап четвертый
Воспитатель предлагает одному из
детей стать ведущим и подобным образом описать
кого-нибудь из сотрудников детского сада.
С этой игрой очень полезно познакомить родителей
на родительском собрании: в нее можно играть дома
и по дороге в детский сад, в гости, на прогулке,
описывая друзей и близких.
Игра «МИМИКА В РИСУНКАХ»
Дети делятся на две-три подгруппы (в
зависимости от количества детей в группе) по
четыре-пять человек. Каждой подгруппе
предлагается по два (три, четыре — в зависимости
от наличия материала и уровня подготовленности
детей) набора элементов «мимической мозаики».
Одной подгруппе предлагается составить
выражение лица взрослого, которое они чаще всего
видят, другой (двум другим) — выражение лица
взрослого, которое они хотели бы видеть.
Составленные «портреты» обсуждаются: какое
настроение у первого человека? У второго? Что
могут сделать дети, чтобы у взрослых было
радостное выражение лица?
Если есть возможность приготовить наборы
подобной мозаики для каждого из детей, в эту игру
можно играть достаточно часто, разнообразя
задания: «Выложи портрет человечка, который
соответствует твоему утреннему настроению,
твоему настроению после занятия, после того, как
ты поссорился с Мишей; выложи портрет, который,
как тебе кажется, соответствует Мишиному
настроению после драки. Можно ли что-то сделать,
чтобы настроение человечка Миши и человечка Пети
(имя мальчика, которому адресуется задание)
изменилось?»
Эта игра может играть как диагностическую, так и
психотерапевтическую роль. С ее результатами
полезно знакомить родителей.
Прогулка
Перед прогулкой дети вдруг находят
конверт, в котором обнаруживают карту-схему
предстоящего путешествия. Им предлагается
сходить в гости к кому-нибудь из детей (по
предварительной договоренности с членами семьи)
или на экскурсию (заранее спланированную
педагогом). Цель путешествия дети должны
определить, разбирая карту.
Вечер
Вечер посвящен совместным
обсуждениям, цель которых — принять решения,
значимые для реальной жизни группы, и
коммуникативным играм.
Например, воспитатель сообщает детям,
что заведующая детским садом предложила им взять
для группы красивые новые салфетки на каждого
мальчика и на каждую девочку. Нужно вместе
определить, сколько салфеток и какого размера
потребуется. (Показывает образцы салфеток.) После
обсуждения дежурные вместе с педагогом делают
заказ в кастелянскую детского сада.
Творческий коллектив
детского сада № 17, г. Элиста