Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2001


Лаборатория

Крылья развития

ЛАБОРАТОРИЯ

КРЫЛЬЯ РАЗВИТИЯ

Мир, в который приходит маленький человек, полон тайн и загадок. И от нас, взрослых, зависит, какими будут эти тайны и загадки — пугающими и вынуждающими ребенка прятаться и по возможности избегать контактов с миром или манящими и приглашающими к сближению с самыми разными проявлениями жизни. Поэтому встреча с воспитателем детского сада, которому удается быть добрым посредником и искренним дипломатом в контактах детей с окружающим миром, — мечта многих родителей. Я уверена, что таких воспитателей много: понимающих, думающих, терпеливых, постоянно ищущих новых форм работы с детьми.
В процессе воспитания и образования (как и в любом важном деле!) надо «танцевать» от главного. А главное — это ребенок. Для него же самого главное — это он сам. Если в вашей работе еще нет занятий и игр, которые помогают ребенку изучать себя, то это значительный пробел, который обязательно надо заполнить.

 

 

 

Утренняя зарядка, особенно в младшей и средней группах, станет гораздо полезнее, если дети будут не просто механически выполнять упражнения, а начнут при этом показывать себя всем (а значит, и себе). Представьте, воспитатель стоит перед детьми и говорит:
— Какие хорошие ребятки пришли делать зарядку. Мне кажется, что вы еще чуть-чуть подросли. Покажите, какие вы стали высокие. Спинки выпрямите, головки поднимите. Посмотрите друг на друга. Какие замечательные дети! А сейчас покажите, как высоко вы умеете поднимать руки.
Дети поднимают руки вверх.
— Какие у вас руки! Как они красиво и ровно поднялись. Высоко-высоко! И опускаться они умеют. Очень хорошо! Опустились руки, не видно им стало ручки других ребят. Они снова потянулись вверх. Обрадовались руки, увидев друг друга. Мы их опять опустили. А рукам интересно: у всех ли по две руки? Так интересно, что опять они поднялись вверх. Увидели, что возле каждой головы есть рука с одной стороны и рука с другой. Опустились руки, подумали: «Одна рука с одной стороны и одна рука с другой — значит, у всех по две руки!» «Ура! У всех по две руки», — обрадовались руки и высоко-высоко поднялись опять, показывая всем, как они уже выросли. Но что такое?! Не успели они обрадоваться, как мы их опять опустили вниз. «Поднимите нас, поднимите! — стали просить ребят ручки. — Мы же не посмотрели, у всех ли рук есть ладошки!» Подняли ребятки руки вверх, увидели они друг у друга ладошки, но больше опять ничего не успели увидеть, потому что внизу оказались. «Еще, еще поднимите, — запросили руки, — хотим посмотреть, у кого куда ладошки смотрят». Как только оказались руки вверху, посмотрели скорей на ладошки, да и вниз опустились. «Еще хотя бы разочек поднимите нас, очень нам понравилось быть выше всех», — сказали руки. Подняли дети в последний раз руки вверх, не хотелось рукам вниз, но все равно пришлось опуститься. «Ладно, — вздохнули ручки, — не хотите нас больше поднимать, тогда давайте второе упражнение делать. Мы, ручки, растем умелые. Можем, например, кончики пальцев на плечи поставить, при этом еще и локоточки поднять. Мы все так умеем. Смотрите, как красиво у нас получается. Но это еще не все! Мы умеем, так держась за плечи, своими локоточками в воздухе круги нарисовать. И вперед можем несколько раз: один, два, три, четыре, пять; и назад умеем — один, два, три, четыре, пять». Какие у всех у вас хорошие ручки, мне очень нравятся.
И вот таким образом «оживляя» для детей все части тела, участвующие в выполнении упражнений, можно провести всю утреннюю зарядку. Такая зарядка станет еще и «зарядкой» доброго отношения детей друг к другу. Кроме того, любое позитивное изучение себя благоприятствует развитию личности в целом. Не случайно народная педагогика, складывающаяся веками, сохранила всем известные «Ладушки», «Потягушки» и многие другие тексты, помогающие маленькому человеку осознавать себя.
А уж как важно всем в любом возрасте, чтобы другие верили в тебя и твои возможности! Малышам уверенность близких в их успешности нужна как воздух. И этого воздуха никогда не бывает слишком много, а вот его нехватка — явление, к сожалению, достаточно частое. Если вы в своей работе возьмете за правило ежедневно целенаправленно создавать ситуации, в которых у детей начнут вырастать крылья уверенности в своих возможностях, то результат такой работы не заставит себя долго ждать.
Что это за ситуации и как их создавать? Вспомним, что мир, в котором живут дети, полон самых удивительных сказок. Сам ребенок и его способности — сказка. Предметы, которые попадают в поле его зрения, внимания, в его руки, — сказка. Действия, события, окружающие его люди — тоже сказка. И какими будут эти сказки, а следовательно, каким будет и все вокруг, может зависеть от вас. С эпизодом сказочной зарядки вы уже познакомились.

А вот, например, какую сказку вы можете разыграть, когда дети одеваются:
— Дети, пойдемте скорей в раздевалку. Слышите, оттуда раздаются какие-то звуки? Мне кажется, кто-то там не то плачет, не то хнычет. Слышите? Нет? Пойдемте скорее проверим.
Все выходят в раздевалку.
— Ой, я поняла. Это ваша одежда в шкафчиках зовет вас одеваться: «Наденьте, наденьте нас скорее, нам здесь душно и скучно. Мы уже отдохнули, а сейчас хотим гулять. Открывайте свои шкафчики. Выпускайте нас на белый свет!» Слышите? Давайте поскорее одеваться. Вы с каждым днем становитесь все более умелыми, и я вижу, что у вас получается одеваться уже и быстрее, и аккуратнее.
Дети начинают одеваться.
— А как вашей одежде нравится, что вы ее сами надеваете! Еще совсем недавно вы были совсем маленькими и ничего не умели делать. А сейчас-то уже так здорово справляетесь с такой сложной одеждой. Колготки и штанишки такие слабые без ваших ног, путаются, переворачиваются и просят тихо-тихо: «Ручки, ручки, поверните нас правильно! Ножки, ножки, залезайте в нас правильно: каждая со своей стороны — правая с правой, левая с левой». И так им хорошо, когда они уже надеты. И ручки и ножки радуются, что у них получилось выполнить просьбу. Если у кого-то еще ручки или ножки что-то перепутали, то скажите своим колготкам и штанишкам: «Не переживайте. Мы еще будем старательно учиться и обязательно научимся. Будем ошибаться все реже и реже, а потом настанет тот день, когда мы все сделаем правильно. Вот увидите, так и будет!»
— И знаете, дети, я точно знаю, что так и будет. Поднимите руки, у кого мама и папа, бабушки и дедушки умеют сами одеваться. У всех? Ну, вот, видите. А раньше они тоже путались в одежде, потом росли, учились, и теперь все они умеют не только одеваться сами, но еще умеют и другим помогать одеваться. И пуговицы они умеют застегивать, а раньше не умели. И молнии умеют застегивать. И вы научитесь.
Слышите, опять одежда заговорила, не пойму только, какая. А-а, это кофты услышали, что я вам про застежки сказала, и решили на них пожаловаться: «Ох, вы знаете, эти пуговицы бывают такими вертлявыми, совсем нас не слушаются. Мы их просим, чтоб они смирно ждали, когда их застегнут, а они фыркают, из пальцев выпрыгивают, а то и вообще норовят уже из петельки выскочить. Мы одни с ними не справляемся, только и надежда на вас, ребята. У вас пальчики крепкие растут, упорные. Если б не вы, так и оставаться бы нам не у дел. Спасибо вам!»
Эту сказку можно продолжать по своему усмотрению. «Оживлять» одежду можно не у всех сразу, а только у тех детей, которые, на ваш взгляд, сейчас в этом нуждаются больше остальных. Но обязательно примите во внимание то, что такую работу нельзя проводить только с одним ребенком. Если малыш одевается хуже, чем все остальные, то начните с того, что озвучьте подобную сказку для кого-нибудь из детей, одевающихся рядом, и только после 3—4 таких «соседних» озвучиваний найдите в действиях пока еще отстающего ребенка что-то, чему может «порадоваться» его одежда. Обращайте как можно больше внимания на успех, и он обязательно придет!

Татьяна ФОМИНЫХ,
педагог-психолог,
г. Екатеринбург

Татьяна Фоминых

Рейтинг@Mail.ru