Крылья развития
ЛАБОРАТОРИЯ
КРЫЛЬЯ РАЗВИТИЯ
Мир, в
который приходит маленький человек, полон тайн и
загадок. И от нас, взрослых, зависит, какими будут
эти тайны и загадки — пугающими и вынуждающими
ребенка прятаться и по возможности избегать
контактов с миром или манящими и приглашающими к
сближению с самыми разными проявлениями жизни.
Поэтому встреча с воспитателем детского сада,
которому удается быть добрым посредником и
искренним дипломатом в контактах детей с
окружающим миром, — мечта многих родителей. Я
уверена, что таких воспитателей много:
понимающих, думающих, терпеливых, постоянно
ищущих новых форм работы с детьми.
В процессе воспитания и образования (как и в
любом важном деле!) надо «танцевать» от главного.
А главное — это ребенок. Для него же самого
главное — это он сам. Если в вашей работе еще нет
занятий и игр, которые помогают ребенку изучать
себя, то это значительный пробел, который
обязательно надо заполнить.
Утренняя зарядка, особенно в младшей и
средней группах, станет гораздо полезнее, если
дети будут не просто механически выполнять
упражнения, а начнут при этом показывать себя
всем (а значит, и себе). Представьте, воспитатель
стоит перед детьми и говорит:
— Какие хорошие ребятки пришли делать зарядку.
Мне кажется, что вы еще чуть-чуть подросли.
Покажите, какие вы стали высокие. Спинки
выпрямите, головки поднимите. Посмотрите друг на
друга. Какие замечательные дети! А сейчас
покажите, как высоко вы умеете поднимать руки.
Дети поднимают руки вверх.
— Какие у вас руки! Как они красиво и ровно
поднялись. Высоко-высоко! И опускаться они умеют.
Очень хорошо! Опустились руки, не видно им стало
ручки других ребят. Они снова потянулись вверх.
Обрадовались руки, увидев друг друга. Мы их опять
опустили. А рукам интересно: у всех ли по две руки?
Так интересно, что опять они поднялись вверх.
Увидели, что возле каждой головы есть рука с
одной стороны и рука с другой. Опустились руки,
подумали: «Одна рука с одной стороны и одна рука с
другой — значит, у всех по две руки!» «Ура! У всех
по две руки», — обрадовались руки и высоко-высоко
поднялись опять, показывая всем, как они уже
выросли. Но что такое?! Не успели они
обрадоваться, как мы их опять опустили вниз.
«Поднимите нас, поднимите! — стали просить ребят
ручки. — Мы же не посмотрели, у всех ли рук есть
ладошки!» Подняли ребятки руки вверх, увидели они
друг у друга ладошки, но больше опять ничего не
успели увидеть, потому что внизу оказались. «Еще,
еще поднимите, — запросили руки, — хотим
посмотреть, у кого куда ладошки смотрят». Как
только оказались руки вверху, посмотрели скорей
на ладошки, да и вниз опустились. «Еще хотя бы
разочек поднимите нас, очень нам понравилось
быть выше всех», — сказали руки. Подняли дети в
последний раз руки вверх, не хотелось рукам вниз,
но все равно пришлось опуститься. «Ладно, —
вздохнули ручки, — не хотите нас больше
поднимать, тогда давайте второе упражнение
делать. Мы, ручки, растем умелые. Можем, например,
кончики пальцев на плечи поставить, при этом еще
и локоточки поднять. Мы все так умеем. Смотрите,
как красиво у нас получается. Но это еще не все! Мы
умеем, так держась за плечи, своими локоточками в
воздухе круги нарисовать. И вперед можем
несколько раз: один, два, три, четыре, пять; и назад
умеем — один, два, три, четыре, пять». Какие у всех
у вас хорошие ручки, мне очень нравятся.
И вот таким образом «оживляя» для детей все части
тела, участвующие в выполнении упражнений, можно
провести всю утреннюю зарядку. Такая зарядка
станет еще и «зарядкой» доброго отношения детей
друг к другу. Кроме того, любое позитивное
изучение себя благоприятствует развитию
личности в целом. Не случайно народная
педагогика, складывающаяся веками, сохранила
всем известные «Ладушки», «Потягушки» и многие
другие тексты, помогающие маленькому человеку
осознавать себя.
А уж как важно всем в любом возрасте, чтобы другие
верили в тебя и твои возможности! Малышам
уверенность близких в их успешности нужна как
воздух. И этого воздуха никогда не бывает слишком
много, а вот его нехватка — явление, к сожалению,
достаточно частое. Если вы в своей работе
возьмете за правило ежедневно целенаправленно
создавать ситуации, в которых у детей начнут
вырастать крылья уверенности в своих
возможностях, то результат такой работы не
заставит себя долго ждать.
Что это за ситуации и как их создавать? Вспомним,
что мир, в котором живут дети, полон самых
удивительных сказок. Сам ребенок и его
способности — сказка. Предметы, которые попадают
в поле его зрения, внимания, в его руки, — сказка.
Действия, события, окружающие его люди — тоже
сказка. И какими будут эти сказки, а
следовательно, каким будет и все вокруг, может
зависеть от вас. С эпизодом сказочной зарядки вы
уже познакомились.
А вот,
например, какую сказку вы можете разыграть, когда
дети одеваются:
— Дети, пойдемте скорей в раздевалку. Слышите,
оттуда раздаются какие-то звуки? Мне кажется,
кто-то там не то плачет, не то хнычет. Слышите? Нет?
Пойдемте скорее проверим.
Все выходят в раздевалку.
— Ой, я поняла. Это ваша одежда в шкафчиках зовет
вас одеваться: «Наденьте, наденьте нас скорее,
нам здесь душно и скучно. Мы уже отдохнули, а
сейчас хотим гулять. Открывайте свои шкафчики.
Выпускайте нас на белый свет!» Слышите? Давайте
поскорее одеваться. Вы с каждым днем становитесь
все более умелыми, и я вижу, что у вас получается
одеваться уже и быстрее, и аккуратнее.
Дети начинают одеваться.
— А как вашей одежде нравится, что вы ее сами
надеваете! Еще совсем недавно вы были совсем
маленькими и ничего не умели делать. А сейчас-то
уже так здорово справляетесь с такой сложной
одеждой. Колготки и штанишки такие слабые без
ваших ног, путаются, переворачиваются и просят
тихо-тихо: «Ручки, ручки, поверните нас правильно!
Ножки, ножки, залезайте в нас правильно: каждая со
своей стороны — правая с правой, левая с левой». И
так им хорошо, когда они уже надеты. И ручки и
ножки радуются, что у них получилось выполнить
просьбу. Если у кого-то еще ручки или ножки что-то
перепутали, то скажите своим колготкам и
штанишкам: «Не переживайте. Мы еще будем
старательно учиться и обязательно научимся.
Будем ошибаться все реже и реже, а потом настанет
тот день, когда мы все сделаем правильно. Вот
увидите, так и будет!»
— И знаете, дети, я точно знаю, что так и будет.
Поднимите руки, у кого мама и папа, бабушки и
дедушки умеют сами одеваться. У всех? Ну, вот,
видите. А раньше они тоже путались в одежде, потом
росли, учились, и теперь все они умеют не только
одеваться сами, но еще умеют и другим помогать
одеваться. И пуговицы они умеют застегивать, а
раньше не умели. И молнии умеют застегивать. И вы
научитесь.
Слышите, опять одежда заговорила, не пойму
только, какая. А-а, это кофты услышали, что я вам
про застежки сказала, и решили на них
пожаловаться: «Ох, вы знаете, эти пуговицы бывают
такими вертлявыми, совсем нас не слушаются. Мы их
просим, чтоб они смирно ждали, когда их застегнут,
а они фыркают, из пальцев выпрыгивают, а то и
вообще норовят уже из петельки выскочить. Мы одни
с ними не справляемся, только и надежда на вас,
ребята. У вас пальчики крепкие растут, упорные.
Если б не вы, так и оставаться бы нам не у дел.
Спасибо вам!»
Эту сказку можно продолжать по своему
усмотрению. «Оживлять» одежду можно не у всех
сразу, а только у тех детей, которые, на ваш
взгляд, сейчас в этом нуждаются больше остальных.
Но обязательно примите во внимание то, что такую
работу нельзя проводить только с одним ребенком.
Если малыш одевается хуже, чем все остальные, то
начните с того, что озвучьте подобную сказку для
кого-нибудь из детей, одевающихся рядом, и только
после 3—4 таких «соседних» озвучиваний найдите в
действиях пока еще отстающего ребенка что-то,
чему может «порадоваться» его одежда. Обращайте
как можно больше внимания на успех, и он
обязательно придет!
Татьяна ФОМИНЫХ,
педагог-психолог,
г. Екатеринбург
Татьяна Фоминых
|