Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2001


Рабочий стол

Как дитя?

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

КАК ДИТЯ?

Статья опубликована при поддержке Компании Объединенные Технологии. Если вам нужно установить СКС, систему контроля доступа, интеллектуальную систему управления зданием или систему безопасности – обратитесь в Компанию Объединенные Технологии. Компания так же предлагает поставку различного оборудования и снаряжения для прокладки и обслуживания различных коммуникаций. Например кабельные чулки или трассоискатели. Посетите официальный сайт компании http://united-it.ru и ознакомьтесь подробнее с предлагаемыми услугаи.

Решиться писать статью на тему религиозного воспитания очень трудно. Про это писать стесняются, что говорит о людях очень хорошо. Мы столько лет жили под запретом веры, что рассуждать о религиозном воспитании детей сейчас — стыдно. Но я все-таки хочу описать некоторую нравственную проблему, которая возникла, я думаю, не сегодня.

Для меня все началось с рассказа одной женщины еще в 70-е годы. Она устроила своих детей в искусствоведческий кружок, который действовал при одном московском музее. Женщина эта сама не была верующей, но верующих очень уважала и считала в чем-то лучше себя. Однажды, придя забрать детей после занятий, она увидела, что их учительница чуть не плачет, и спросила, в чем дело. Расстроенная учительница рассказала: «Мы проходили московскую архитектуру, я рассказывала о церквях и объясняла, что они названы в честь святых: Иоанна, Марии, Василия Блаженного... Тут оказалось, что большинство детей знают, в честь кого им даны имена. Они начали хвалиться друг перед другом своими святыми, а другие, незнающие — растерялись и молчали. И вдруг верующие дети заметили, что те ничего не говорят, и буквально заклевали неверующих. Они дразнили их и смеялись, а я совершенно не знала что делать — ведь я сама неверующая и про веру знаю только с искусствоведческой точки зрения. Что мне делать на следующем занятии — я никогда не видела таких жестоких детей и не хочу им преподавать, вдруг они спросят меня, верю ли я в Бога? И заклюют меня точно так же, как ваших детей?» Моя знакомая забрала своих детей из кружка. Преподавала ли потом учительница — неизвестно. Это была первая история, и дальше их становилось все больше.

Наверное, надо объяснить, почему я решаюсь писать на эту трудную тему. Во-первых, из-за своего детства, во-вторых — из-за трех лет преподавания Библии в школе. Детство у меня было, по советским меркам, необычное и, как теперь я понимаю, замечательное. Мама моя верила в Бога, отец был агностиком, и воспитание мое религиозным назвать было бы трудно. Но в Вильнюсе, городе, где я выросла, было очень много костелов и церквей, я и брат гуляли с мамой, и она нам пересказывала, по скульптурам и картинам, Библию. О вере считалось говорить неловко — это было личное дело каждого, во что он верит или не верит, во всяком случае, молитвам меня научили, а осуждению неверующих — нет. И дело не в том, что это было при советской власти — просто родители уважали свободу выбора.

Прошло много лет, и меня пригласили в одну московскую школу преподавать Библию. На волне перестройки многим директорам хотелось всего того, что раньше было под запретом, но мало кто читал Библию, еще меньше — согласилось бы преподавать ее светски. Закон Божий включить в программу страшно, да и запрещено, вот и пригласили меня, поскольку я обещала, что это будет знакомство с Библией и только. До этого я преподавала маленьким в частной школе историю древнего мира, вкрапляя в рассказы библейские сюжеты. И Египет, и Вавилонское царство, и персидский царь Кир совершенно оживали, когда появлялись Иосиф, Моисей, Навуходоносор и пророк Даниил. Не говоря уж о Римской империи, которая так хорошо видна по одной только провинции в Новом Завете.

Цель моих занятий очень проста — рассказать о Библии детям из неверующих семей. Я не пишу «неверующим детям» — все-таки этот выбор делаем мы, родители, а уже потом, лет с двенадцати и до конца жизни, наши дети сами выбирают, верить или нет.
С первого же урока я столкнулась с той самой проблемой, из-за которой плакала учительница искусствоведения. В каждом классе примерно напополам было детей, слышавших про Библию и не слышавших. И все первые были уверены, что они лучше вторых. Почти все; я преподавала, слава Богу, и двум девочкам, которые просто радовались из-за того, что их любимую книгу узнают и другие. Я преклоняюсь перед их родителями — девочки радовались совершенно искренне, что несложно вроде бы в семь-восемь лет. Но были дети, которые были научены жалеть неверующих и делали это в свои семь лет с потрясающим лицемерием. Были дети, которые точно знали, что все неверующие попадут в ад. Были дети, которые тут же начинали мне ябедничать, как «своей», про других детей. Никогда я не слышала кощунств ужасней, чем говорили дети из церковных семей у меня за спиной. Неверующим это в голову не приходило, им было интересно слушать истории из толстой книги и вырезать зверей для ковчега, рисовать шатры под горой Синай или делать рождественский вертеп.

Кстати, о Синае. В каждом классе мы писали десять заповедей на картонных скрижалях и обсуждали их. Дети совершенно искренне удивлялись, доказывая своим удивлением, что со времен Моисея ничего не изменилось. «Как это — не прелюбодействуй?» — спрашивали они. «А вот моя тетя увела мужа у маминой подруги — так она что, Библии не читала? Надо ей будет рассказать». В четвертом классе даже разгорелась дискуссия, всегда ли нельзя ложно свидетельствовать против ближнего — а если для дела надо? За их высказываниями я всегда видела семью, в которой они выросли, и они не виноваты, что отражают своих родителей, ведь это были дети из неверующих семей. Но когда, наконец поняв, что я тетка безвредная, начинали то же самое говорить дети из семей верующих, я совершенно терялась.

Что Новый Завет! Какое христианство? Они были куда циничней своих одноклассников. Они знали, как надо говорить, и одновременно знали, что все это — слова, а на самом деле жить надо «как все». Я рассказывала про Христа, как Он горевал, что Его не понимают ученики, а мои ученики удивлялись, почему Христос, такой знаменитый, их всех не наказал. Вообще, когда разгорались споры между мной и сведущими в Библии учениками, оказывалось, что им, по-видимому, читали совсем другую книгу, где нет ни милосердия, ни прощения, ни нищих и убогих. Представьте себе ситуацию, когда я, учитель, рассказываю о том, как родители Самсона разговаривают с ангелом, которого встретили в поле и приглашают его домой, а девочка девяти лет спрашивает: «А они были знакомы?». «Нет, — говорю я. — Но в те времена было принято приглашать путников отдохнуть с дороги». «А если он убийца? И вообще, так можно и бомжа в дом к себе пригласить!». И тут полкласса взрывается ненавистью к «этим бомжам и нищим», от которых столько бед. И среди них опять — большинство церковных детей! Что это? Несколько явно воспитанных по-другому детей молчат, потупив глаза. И это для них я произношу нужные слова о милосердии, вспоминаю нищих из Нового Завета. У тех, кто кричал, я вижу вежливые улыбки и пустой взгляд.

Такое впечатление, что этим детям сделали прививку от нравственности. Слава Богу, не всем. Но все-таки их очень много. Хорошо выучивших, что истина у них в кармане и они имеют право даже на то, на что не согласился бы другой ребенок по своей детской чистоте.

Одним словом, что-то тут не так. Я очень надеюсь, что эта проблема — проходящая, просто некоторые люди пошли в церковь, не зная, что их жизнь должна была коренным образом измениться не только по форме, но и по содержанию. И что злой и лицемерный ребенок из семьи христиан — это нонсенс, то, чего не может быть.

Я пытаюсь представить, чему учили своих детей первые христиане, объясняя им, почему у них родители другие, «не как у всех». Наверное — уступать всем, не быть плохими, не считать себя главными и в этом противостоять мирскому злу. Апостол Петр так просто объясняет, чего хотел Христос: «...будьте все сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры, не воздавайте злом за зло...». Очень трудно — и тогда, и сейчас, почти 2000 лет спустя. Но если ты даже пытаешься так жить — твои дети это видят и чему-то очень важному научаются. И они совсем по-другому слушают про того же Петра, который струсил и предал Христа, а потом плакал. Не смеются и не называют его «слабаком».

Христос, говоря: «...кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него», явно имел в виду беззащитность, чистоту и простодушие маленьких детей, к которым мы должны стремиться. Мы, родители, знаем, что в каждом ребенке есть и это, и куча мелких грехов, но как бы хотелось, чтобы дети из верующих семей были именно такими — «как дитя».

Мария ЧЕПАЙТИТЕ,
преподаватель русско-литовской школы
№ 1247 «Шальтинелис» («Родничок»),
г. Москва

Мария Чепайтите

Рейтинг@Mail.ru