Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2001


Рабочий стол

Как знакомить детей с библейскими историями

РАБОЧИЙ СТОЛ

КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С БИБЛЕЙСКИМИ ИСТОРИЯМИ

Статья опубликована при поддержке ювелирного магазина Ювелир-сити. Хотите порадовать дорого вам человека? Нет лучшего способа сделать это, чем подарить красивое ювелирное изделие. В сети магазинов Ювелир-сити вы можете купить мужские кольца, женские серьги и многое другое. Купить изделия из золота 585 в интернет магазине http://spikagold.ru/"> проще чем вы думаете.

Канонических пересказов Библии для детей нет, поэтому лучше всего было бы, чтобы, как в старое время, Библию читала им бабушка, терпеливо объясняя знакомые ей с детства слова (которые ей, в свою очередь, объяснила ее бабушка). Но вряд ли с бабушкой сидели, слушая ее, больше трех детей.
Сегодня же перед преподавателем сидят двадцать детей, которые хотят послушать сказку. Одновременно они хотят нарисовать лошадку на тетрадке соседа по парте, или показать язык, или смотреть в окно, или разглядывать ваши пуговицы. Значит, вам остается придумать, как их увлечь, чтобы они вас выслушали и, в идеале, еще что-нибудь запомнили. Не то, как вы машете руками, когда увлеченно рассказываете, и не то, как вы хорошо рисуете зверей на доске, а именно сюжет. Поделюсь тем, как это делается на моих уроках.

УРОК 1. «Знакомство с Библией»

Я начинаю с того, что приношу в класс как можно больше Библий в разных изданиях, в том числе и детские издания, — от иллюстрированных Доре до последних, с мускулистыми комиксообразными евреями. Объясняю детям, что все эти книги — это одна книга, а если они мне не верят, то могут посмотреть сами. Шум, гам, не верят, я показываю первые страницы разных изданий синодального перевода, открываю Бытие 1:1 и показываю, что всюду написано то же самое: «В начале сотворил Бог небо и землю...». Когда все удостоверятся, что и в большой синей, и в средней коричневой, и в маленькой вишневой Библиях те же слова, объясняю, что эту книгу издают много-много раз и много-много лет на всех языках, которые только есть в мире. И что все люди на свете обязательно если даже не читали, то слышали об этой книге. Что в этой книге много интересных историй про добрых и злых людей, про Бога и вообще про жизнь. Показываю детские Библии и рассказываю, что очень много людей пересказывали эту книгу детям и рисовали к ней картинки. Ученики смотрят картинки, удивляются, какие они разные, а я на примере разных картинок райского сада объясняю, что каждый художник рисует по-разному, потому что все люди разные. И они, мои ученики, тоже разные. Каждый из них может нарисовать свои картинки к Библии, и для этого надо послушать, как я им читаю. А сначала надо сделать обложку, где будет написано большими буквами: БИБЛИЯ.
Я раздаю всему классу обложки из цветного картона, каждый выбирает тот цвет, который ему нравится. Затем раздаю прямоугольные бумажки, а на доске пишу слово БИБЛИЯ, чтобы они могли списать его без ошибок. Дети рисуют буквы цветными фломастерами, потом мы вместе обсуждаем, как сделать рамочку к этому слову — можно из узоров, можно из цветов, из рыбок, из котов, из волн, из солнышек и т.п. Когда все сделано, я приклеиваю листки к обложкам, а снизу подклеиваю заранее размноженные на ксероксе надписи: «Первая книга Моисеева. Бытие. Глава 1» и обьясняю, что в наших Библиях мы сумеем нарисовать картинки только к первой главе, в которой рассказывается о том, как был сотворен мир. На этом первый урок заканчиваю, с обещанием на следующем обязательно начать читать эту интереснейшую книгу.

УРОК 2. «Первый и второй дни творения»

На втором уроке я начинаю читать ученикам обещанную Библию. Показываю, что я прочитаю только две страницы — один лист книги, но на нем написано, как Бог сотворил все — от тьмы и света до мужчины и женщины. Раздаю листки, объясняю, что этих листков будет семь, потому что в Библии написано, что дней творения было семь. Семь дней, за которые Бог сотворил все, что есть на земле.
Несколько детей сразу говорят, что совсем не Бог все сотворил, они это точно знают от родителей. Отвечаю им, что на самом деле не все люди верят в то, что написано в Библии. Но я их учу не верить, а знать, что там написано, а чтобы знать, надо самому прочитать или хотя бы послушать. Обязательно подчеркиваю, что все, что им говорят родители, очень важно, у родителей можно многому полезному научиться, потому что, опять же, все люди разные, работы у всех разные, я вот знаю Библию, а их родители знают то, чего не знаю я.
Показываю на листочке, что внизу надо оставить место для текста, а наверху написать ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Читаю про первый день творения и тут же пересказываю своими словами. Спрашиваю: «Что тут можно нарисовать?» И подсказываю: свет и тьму, день и вечер. Рисуем на листке круг, делим его напополам, одна половинка — желтая, другая — черная. Вот и все. Под рисунком приклеиваю всем ксерокс Быт 1:1-5, наверху все пишут «День первый». Затем читаю про день второй, тут уже больше обсуждений — на втором листке надо нарисовать небо, отделенное от воды. Небо какое? Голубое. А вода тоже голубая. Что на небе? Нет, солнце еще не сотворено. Нет, звезд еще нет. А откуда дождь — это же вода? Правильно — облака! А что в воде? Нет, рыб еще нет. Корабли? Еще нет людей, чтобы их построить. А что бывает на воде от ветра? Да — волны! Теперь пишем над картинкой ДЕНЬ ВТОРОЙ. И я наклеиваю всем текст Быт 1:6-8.

УРОК 3. «Третий, четвертый и пятый дни творения»

И так третий, четвертый и пятый дни. Страничек в «своей» Библии становится все больше, наконец доходим до шестого дня, на него берем целый согнутый лист — очень много надо нарисовать. Все звери уже в саду с деревьями, наверху уже светит солнце, и надо еще оставить место для того, что я расскажу на следующем уроке.

УРОК 4. «Шестой день творения»

На пустом месте рисуем людей — мужчину и женщину, они сотворены в один день со зверями и дают им всем имена. Обсуждаем, как странно называются звери: но ведь надо было каждой породе дать свое имя — это очень трудно. Наклеиваем текст под картинкой — Быт 1:24-31.

УРОК 5. «Седьмой день творения»

Выдаю последний листок. А что было на седьмой день? Подумайте, чего еще нет? Называют машины, дома, все, что сделано человеком. А что с вами бывает, когда вы шесть дней работаете? Устаете? Вот и Бог устал и на седьмой день отдыхал. Тут уже можно рисовать, как ты это себе представляешь.
Седьмой день у моих учеников был самый разный: у одних Бог читал газету, у других — смотрел телевизор, у третьих — спал в роскошном дворце. Приклеиваю Быт 2:1-3 и сшиваю каждому его Библию. Один шестилетний ученик заметил, получив в руки свою книжку: «Ух, как я устал, пока творил эту Библию! Как Бог на седьмой день».

Мария ЧЕПАЙТИТЕ,
преподаватель русско-литовской школы
№ 1247 «Шальтинелис» («Родничок»),
г. Москва

Мария Чепайтите

Рейтинг@Mail.ru