ЛАБОРАТОРИЯ
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК - МУЗЫКАНТ
Экспериментальная программа музыкального
развития
Если наполнить
пластмассовые «скорлупки» от шоколадных яиц
мелкими предметами, получатся самодельные
погремушки.
С такими самодельными погремушками можно
поиграть в интересную игру: каждый ребенок дома
что-то прячет внутрь «яичка», а когда все
собираются вместе, то пытаются по звуку отгадать,
что же может так стучать, греметь или звенеть.
Обычно дети довольно быстро догадываются о
происхождении звуков. Но однажды маленькая
девочка принесла скорлупку, которая издавала
едва слышные шуршащие звуки. Никто не смог
отгадать, что она там спрятала. Даже педагог. И
тогда малышка торжествующе объявила: «В моей
скорлупке — пыль!»
Казалось бы, что в этом такого? Да то, что даже
пыль может ЗВУЧАТЬ! Тут-то и выясняется, что мир
вокруг нас полон звуков, из которых рождается
музыка. И скорлупка из-под шоколадного яйца — не
просто игра, а самый настоящий музыкальный
инструмент — погремушка. А ведь без погремушек
сегодня не обходится ни один уважающий себя
рок-ансамбль, не говоря уж о фолк-музыкантах!
Создание подобной погремушки является самой
настоящей ситуацией изобретения: моделируется
возникновение музыкальных инструментов.
Возможно, погремушка и была одним из первых
музыкальных инструментов. Из чего, как и зачем
могли сделать ее первобытные охотники? Это
загадка для детей.
А еще охотники слышали звучание тетивы своего
лука: это была первая струна, на которой люди
играли воинственную или охотничью песнь. А
струна, натянутая на коробочку, стала прообразом
скрипки, гитары, балалайки.
Такой «первобытный» инструмент тоже можно
создать прямо на глазах у детей: натянуть на
спичечный коробок нитку — туго-туго — и
подергать за нее: коробочка запела!
Эти простенькие, но самые настоящие музыкальные
инструменты могут быть достаточно широко
использованы музыкальными руководителями на
занятиях. Так считает Татьяна Анатольевна
Рокитянская.
С ее именем читатели неоднократно встречались на
страницах нашей газеты. Она — автор оригинальной
программы непрерывного музыкального развития
«Каждый ребенок — музыкант» для детей от
четырех-пяти до четырнадцати-пятнадцати лет.
Программа Татьяны Рокитянской опирается на
принципы музыкальной педагогики Карла Орфа и
использует опыт вальдорфских педагогов в
обучении детей музыке.
Разработке своей программы Татьяна Анатольевна
посвятила десять лет работы в Центре образования
№ 109 и в школе № 1060 (г. Москва). В последние пять
лет оформился блок занятий для детей дошкольного
возраста.
Система музыкальных занятий с детьми по
программе Рокитянской существенно отличается от
традиционных музыкальных занятий в детском саду.
Например, такое привычное для наших дошкольных
учреждений пианино играет в занятиях далеко не
главную роль. Для развития слуха детей и их
музыкального чувства, думает Татьяна
Анатольевна, гораздо больше пользы приносят
такие инструменты, как флейта, различные
колокольчики, барабанчики, маленькие тарелочки.
Дети на занятиях очень много двигаются. Но
движения эти связаны с характером звука, с
импровизацией, направлены на то, чтобы «поймать»
ритм: для этого дети во время движения и держат в
руках «стучалки» и «бренчалки». Одним из важных
принципов программы является утверждение, что в
мир музыкальной культуры ребенок должен войти с
собственным музыкальным инструментом. Таким
инструментом для малышей становится блок-флейта.
Для обучения детей игре на блок-флейте
Рокитянская разработала много интересных
упражнений. Впоследствии во втором, третьем
классе начальной школы каждый ребенок выбирает
себе второй инструмент, на котором и продолжает
обучение. Не только школа, но каждый класс,
который занимается по программе «Каждый ребенок
— музыкант», может похвастаться собственным
оркестром.
Сегодня мы знакомим читателей с фрагментом книги
«Музыка в детском саду», готовящейся к
публикации в издательстве «Академия развития»
(г. Ярославль).
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ