Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2001


Лаборатория

Каждый ребенок - музыкант

ЛАБОРАТОРИЯ

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК - МУЗЫКАНТ

Экспериментальная программа музыкального развития

Татьяна РокитянскаяЕсли наполнить пластмассовые «скорлупки» от шоколадных яиц мелкими предметами, получатся самодельные погремушки.
С такими самодельными погремушками можно поиграть в интересную игру: каждый ребенок дома что-то прячет внутрь «яичка», а когда все собираются вместе, то пытаются по звуку отгадать, что же может так стучать, греметь или звенеть. Обычно дети довольно быстро догадываются о происхождении звуков. Но однажды маленькая девочка принесла скорлупку, которая издавала едва слышные шуршащие звуки. Никто не смог отгадать, что она там спрятала. Даже педагог. И тогда малышка торжествующе объявила: «В моей скорлупке — пыль!»
Казалось бы, что в этом такого? Да то, что даже пыль может ЗВУЧАТЬ! Тут-то и выясняется, что мир вокруг нас полон звуков, из которых рождается музыка. И скорлупка из-под шоколадного яйца — не просто игра, а самый настоящий музыкальный инструмент — погремушка. А ведь без погремушек сегодня не обходится ни один уважающий себя рок-ансамбль, не говоря уж о фолк-музыкантах!
Создание подобной погремушки является самой настоящей ситуацией изобретения: моделируется возникновение музыкальных инструментов. Возможно, погремушка и была одним из первых музыкальных инструментов. Из чего, как и зачем могли сделать ее первобытные охотники? Это загадка для детей.
А еще охотники слышали звучание тетивы своего лука: это была первая струна, на которой люди играли воинственную или охотничью песнь. А струна, натянутая на коробочку, стала прообразом скрипки, гитары, балалайки.
Такой «первобытный» инструмент тоже можно создать прямо на глазах у детей: натянуть на спичечный коробок нитку — туго-туго — и подергать за нее: коробочка запела!
Эти простенькие, но самые настоящие музыкальные инструменты могут быть достаточно широко использованы музыкальными руководителями на занятиях. Так считает Татьяна Анатольевна Рокитянская.
С ее именем читатели неоднократно встречались на страницах нашей газеты. Она — автор оригинальной программы непрерывного музыкального развития «Каждый ребенок — музыкант» для детей от четырех-пяти до четырнадцати-пятнадцати лет.
Программа Татьяны Рокитянской опирается на принципы музыкальной педагогики Карла Орфа и использует опыт вальдорфских педагогов в обучении детей музыке.
Разработке своей программы Татьяна Анатольевна посвятила десять лет работы в Центре образования № 109 и в школе № 1060 (г. Москва). В последние пять лет оформился блок занятий для детей дошкольного возраста.
Система музыкальных занятий с детьми по программе Рокитянской существенно отличается от традиционных музыкальных занятий в детском саду. Например, такое привычное для наших дошкольных учреждений пианино играет в занятиях далеко не главную роль. Для развития слуха детей и их музыкального чувства, думает Татьяна Анатольевна, гораздо больше пользы приносят такие инструменты, как флейта, различные колокольчики, барабанчики, маленькие тарелочки. Дети на занятиях очень много двигаются. Но движения эти связаны с характером звука, с импровизацией, направлены на то, чтобы «поймать» ритм: для этого дети во время движения и держат в руках «стучалки» и «бренчалки». Одним из важных принципов программы является утверждение, что в мир музыкальной культуры ребенок должен войти с собственным музыкальным инструментом. Таким инструментом для малышей становится блок-флейта. Для обучения детей игре на блок-флейте Рокитянская разработала много интересных упражнений. Впоследствии во втором, третьем классе начальной школы каждый ребенок выбирает себе второй инструмент, на котором и продолжает обучение. Не только школа, но каждый класс, который занимается по программе «Каждый ребенок — музыкант», может похвастаться собственным оркестром.
Сегодня мы знакомим читателей с фрагментом книги «Музыка в детском саду», готовящейся к публикации в издательстве «Академия развития» (г. Ярославль).

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ 

Марина Александровская

Рейтинг@Mail.ru