Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2001


Разное

Простейшие песенки

НОТНАЯ ТЕТРАДЬ

ПРОСТЕЙШИЕ ПЕСЕНКИ

для образно-двигательной музыкальной грамоты

Предлагаемые песенки являются основой для изучения музыкальной грамоты, а также основой для игры на клавишных (ксилофон, металлофон), духовых (флейта), струнных (гусли, скрипка) инструментах. Работать с этими песенками надо очень тщательно, подходить к ним с самых разных сторон, не называя нот и длительностей — все «на слух». Делается это в кругу.
Возьмем простейшие детские песенки.

СОРОКА-СОРОКА

При исполнении этой песенки будем каждый раз при переходе на звук ля делать любое движение, желательно «нисходящее»: топнем ногой, хлопнем по коленям, присядем, споем про себя, моргнем глазами. Наконец, одной своей рукой изображаем приподнятый длинный хвост сороки, а другой рукой во время пения постукиваем в ритме песни по хвосту и каждый раз в нужный момент (при переходе на звук ля) будем опускать этот хвост, после чего он сразу же поднимается снова.
Если после этих упражнений дать ребенку ксилофон или любые звучащие предметы, он без труда сообразит, что надо что-то сменить, сделать какое-то другое движение. Этот двигательный импульс легко перенести на любой инструмент. Наблюдая за детьми, учитель выбирает сначала того ребенка, который точно выполняет все движения, и предлагает ему первому исполнить песню на двух пластинках металлофона. Очень хорошо, если первый исполнитель не ошибется — это всегда выглядит эффектно, вселяет в детей уверенность и доставляет удовольствие: дальше уже почти никто не ошибается.

СОРОКА-СОРОКА

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ

Эту песенку будем разучивать аналогично предыдущей, подчеркивая каким-либо «восходящим» движением переход на звук си. Можно подпрыгивать! Трудность этой песенки в том, что высота звука меняется посреди слова: че-тыре, у-чили. Я наблюдала, как многие педагоги объясняют ребенку, что он должен именно на «тыре» сменить звук. Такое объяснение полностью исключает действие ритмического чувства, над которым мы предварительно работаем. Надо спокойно ждать, пока у ребенка сработает двигательная интуиция. Группа может помочь играющему ребенку хлопками на четвертую долю.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ

ДОН-ДОН

Представим себе, что мы держим два колокола: одной рукой — тот, что потяжелее, расположив его пониже; другой — тот, что полегче, подняв его повыше. Будем изображать удары колоколов попеременно, соответственно звукам ля и си. Потом можно подобрать две пары тарелочек или два треугольника, настроенных на секунду, дать их двум детям, и они попеременно будут бить в «колокола».
Такие же упражнения можно проделать на металлофоне и на гуслях: дети сами догадываются, где колокол пониже, где повыше.

ДОН-ДОН

ЛЕПЕШКИ

Для исполнения этой песенки нужно представить стол (звук ля) и полочку (звук си), на которой лежит мука. Исполняя песенку, будем «брать» с полочки то, что нужно, и «ставить» на стол. Начинать надо всегда с движения по воображаемому столу. На слова «испеку лепешек» имитируется процесс лепки лепешек — из ладошки в ладошку. При смене звука надо менять ладошки местами: нижняя становится верхней и наоборот. Затем можно исполнить ту же песенку на ксилофоне (его звук больше подходит к виду деревянного стола), причем для наглядности можно поначалу ставить две пластинки ксилофона не вертикально по отношению к ребенку, а горизонтально, чтобы полочка (си) зрительно выглядела выше, чем стол (ля).

ЛЕПЕШКИ

КАП-КАП-КАП

Нужно представить, как капают капли дождя, руками показывая движение сверху. Можно поставить трех детей по росту: у каждого будет своя нотка-капля. Дирижер показывает на «каплю» — она звучит, дирижер складывает песню «Кап-кап-кап». Потом нужно исполнить эту песню на трех пластинках металлофона или колокольчика-сопрано.
Далеко не все песни годятся для «образно-двигательной музыкальной грамоты». Бывает, что можно использовать только один какой-либо фрагмент песни или обыгрывать только ритмическую, мелодическую или тембровую ее сторону. Когда вы приобретете некоторый опыт, то без труда будете пользоваться этим приемом при разучивании различных музыкальных произведений. Если ваш репертуар будет состоять из подходящих песен, то, кроме эмоционального переживания, ваши дети незаметно будут «пропитываться» музыкальным языком, научатся прежде всего на нем говорить, а потом уже писать и читать (ноты)!

КАП-КАП-КАП

Редакция

Рейтинг@Mail.ru