Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2001


Книжный шкаф

Кудесник по совместительству

КНИЖНЫЙ ШКАФ

КУДЕСНИК ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

Карл ОрфМузыка «детства» различных народов мира будто бы специально предназначена для первоначального музыкального воспитания. Она неразрывно связана с речью и движением. А петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть для детей так же естественно, как и просто играть. Кто же тот добрый и мудрый волшебник, отыскавший для них музыкальный уголок, казалось бы, совершенно незаметный в строгих лабиринтах высокой музыки? Это Карл Орф. Карл Орф (1895—1982) был композитором, довольно известным и почитаемым еще при жизни. Его музыка завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором и стала для современников символом простоты и яркой театральности.
Но действительную мировую славу принесли ему не его сочинения, а созданная им система музыкального воспитания.
Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на специально созданных для этой цели орфовских инструментах. Рожденная детской фантазией, эта музыка была названа элементарной не потому, что примитивна, а потому, что проста и чудесна, как сама страна детства.
Разнообразие шумовых инструментов детского орфовского оркестра трудно даже перечислить. Это и металлофоны, и ксилофоны со съемными пластинами, откликающиеся на малейшее прикосновение (по ним можно играть палочками, подушечками и косточками пальцев, просто щелчками и даже кулачками!); треугольники, бубенцы и колокольчики, звенящие браслеты, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, тон-блоки, гуиро и маракасы, маленькие барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многое другое, имеющееся в изобилии у каждого народа. Эти инструменты, как и сама народная музыка, дошли до нас из глубины веков. Рядом с ними будут уместны и естественны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага — все, что вызывает у детей интерес к звукам.
Тем, кто впервые обращается к орфовским принципам музыкального обучения детей, важно понять главное: смысл этой педагогики не в исполнении кем-то придуманного, а в совместном творчестве педагога и детей, в их собственных творческих находках.

Татьяна ТЮТЮННИКОВА,
преподаватель музыки

Татьяна Тютюнникова

Рейтинг@Mail.ru