РАЗНЫЕ ДЕТИ
УЧИМ И НАБЛЮДАЕМ
В наш детский сад попадают малыши,
которым врачи поставили диагноз того или иного
отклонения в развитии: умственного,
психического, речевого. При поступлении к нам
дети проходят медико-психолого-педагогическую
комиссию, в состав которой входят психолог по
аномальному детству, дефектолог, логопед и
врач-психоневролог. Комиссия определяет уровень
развития ребенка, который фиксируется в
специальной карте наблюдений. Мы разработали
несколько таких карт, в которых отмечаем
динамику развития определенных психических
функций и навыков своих воспитанников. На основе
анализа данных, занесенных в карту, ребенку
подбирается медикаментозное лечение и
продумывается программа его индивидуальных
занятий со специалистами.
Основной критерий, которым мы руководствуемся,
определяя ребенка в группу, — возрастной. Даже
если он страдает глубокой умственной
отсталостью и в свои пять лет не умеет говорить,
мы определяем его в группу одногодок — чтобы
создать ему перспективу развития. Однако внутри
групп все дети делятся на подгруппы: дети с
задержкой психического развития занимаются по
одной программе, дети с легкой умственной
отсталостью — по другой. В группах встречаются
по одному-два ребенка с тяжелыми формами
умственной отсталости, которые не могут
заниматься вместе с остальными малышами. Для нас
это своеобразная интеграция ребенка с более
сложными проблемами в группу сверстников: ведь у
таких детей обычно наблюдаются серьезные
коммуникативные нарушения; им нужно учиться
общаться. Эти дети обучаются по индивидуальным
программам.
Все педагоги в нашем детском саду имеют высшее
дефектологическое образование: в работе им нужны
особые профессиональные знания и умения, чтобы
помочь проблемному ребенку овладеть самыми
простыми и естественными на первый взгляд
навыками. Именно здесь наши воспитанники
испытывают сложности, мешающие им нормально
влиться в социальную жизнь общества.
Татьяна ПИРЯЗЕВА,
заведующая начальной школой —
детским садом № 1763
Северо-Западного учебного округа
С образцами карт индивидуального отслеживания
наши читатели смогут ознакомиться на вкладке. Их
разработали: Надежда КОВАЛЕВА, дефектолог;
Ольга РЫБАКОВА, дефектолог; Татьяна СТРЕЛЕЦ,
логопед; Анна ГЛАЗУНОВА, логопед; под
руководством Татьяны ПИРЯЗЕВОЙ. Возможно, эти
карты помогут психологам и логопедам, курирующим
работу коррекционных групп в детских садах
общего типа.