Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2001


Разное

Учим и наблюдаем

РАЗНЫЕ ДЕТИ

УЧИМ И НАБЛЮДАЕМ

В наш детский сад попадают малыши, которым врачи поставили диагноз того или иного отклонения в развитии: умственного, психического, речевого. При поступлении к нам дети проходят медико-психолого-педагогическую комиссию, в состав которой входят психолог по аномальному детству, дефектолог, логопед и врач-психоневролог. Комиссия определяет уровень развития ребенка, который фиксируется в специальной карте наблюдений. Мы разработали несколько таких карт, в которых отмечаем динамику развития определенных психических функций и навыков своих воспитанников. На основе анализа данных, занесенных в карту, ребенку подбирается медикаментозное лечение и продумывается программа его индивидуальных занятий со специалистами.
Основной критерий, которым мы руководствуемся, определяя ребенка в группу, — возрастной. Даже если он страдает глубокой умственной отсталостью и в свои пять лет не умеет говорить, мы определяем его в группу одногодок — чтобы создать ему перспективу развития. Однако внутри групп все дети делятся на подгруппы: дети с задержкой психического развития занимаются по одной программе, дети с легкой умственной отсталостью — по другой. В группах встречаются по одному-два ребенка с тяжелыми формами умственной отсталости, которые не могут заниматься вместе с остальными малышами. Для нас это своеобразная интеграция ребенка с более сложными проблемами в группу сверстников: ведь у таких детей обычно наблюдаются серьезные коммуникативные нарушения; им нужно учиться общаться. Эти дети обучаются по индивидуальным программам.
Все педагоги в нашем детском саду имеют высшее дефектологическое образование: в работе им нужны особые профессиональные знания и умения, чтобы помочь проблемному ребенку овладеть самыми простыми и естественными на первый взгляд навыками. Именно здесь наши воспитанники испытывают сложности, мешающие им нормально влиться в социальную жизнь общества.

Татьяна ПИРЯЗЕВА,
заведующая начальной школой —
детским садом № 1763
Северо-Западного учебного округа

С образцами карт индивидуального отслеживания наши читатели смогут ознакомиться на вкладке. Их разработали: Надежда КОВАЛЕВА, дефектолог; Ольга РЫБАКОВА, дефектолог; Татьяна СТРЕЛЕЦ, логопед; Анна ГЛАЗУНОВА, логопед; под руководством Татьяны ПИРЯЗЕВОЙ. Возможно, эти карты помогут психологам и логопедам, курирующим работу коррекционных групп в детских садах общего типа.

Татьяна Пирязева

Рейтинг@Mail.ru