Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2001


Разное

Лечить с улыбкой

РАЗНЫЕ ДЕТИ

ЛЕЧИТЬ С УЛЫБКОЙ

Еще раз об интеграции

В последнее десятилетие отечественная система дошкольного образования была вынуждена решать принципиально новые задачи, связанные с изменением характера финансирования, с появлением большого количества новых программ и методик, а также с ростом интереса родителей к содержанию образования в детском саду и с их возросшими требованиями.
В то же время наше общество вынуждено было констатировать увеличение числа социальных сирот и угрожающий рост статистики детских хронических заболеваний. Все эти обстоятельства потребовали не только увеличения количества специализированных дошкольных учреждений, но и заставили искать новые пути решения задач, поставленных самой жизнью.
Одно из возможных решений — интеграция детей, имеющих определенные сложности, в дошкольные учреждения общего профиля.
Например, у нас в Петрозаводске появился детский сад, в котором наряду с обычными были три группы для детей-сирот. Казалось бы, что в этом чрезвычайного? Однако поначалу это вызвало бурный протест родителей других детей: «К чему нам такие нововведения? Вдруг они нашим детям навредят?» Должно было пройти время, чтобы все привыкли: общие прогулки, праздники, разъяснительная работа на родительских собраниях сделали свое дело. Теперь поход какого-нибудь ребенка, растущего без родителей, в гости к «соседу» из детского сада не является исключительным событием: люди ведь в большинстве своем отнюдь не черствые, они готовы обогреть малыша, который лишен материнской ласки, порадовать его домашним обедом, совместными играми.
Таким же образом мы попробовали изменить сложившиеся стереотипы по отношению к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Если интеллект у них в норме, общение со сверстниками благотворно сказывается на их развитии, в первую очередь на развитии речи. А здоровым детям это уж точно не повредит: им даже полезно проявить заботу о ближнем. Многие вскоре научились получать удовольствие от такого соседства: чтобы на прогулке покатать на колясочке кого-то из сверстников, имеющих хронические недуги, выстраивается очередь. Хотя обычно «колясочников» среди наших воспитанников немного: на 70 человек — три-четыре малыша. Стоит иметь в виду, что болезни опорно-двигательного аппарата не всегда сопровождаются ярко выраженными нарушениями. Бывает, что дети просто вынуждены носить корсет, который даже не виден под одеждой.
Наши педагоги научились организовывать совместные праздники здоровых детей и детей из специализированных групп. Получилось это далеко не сразу. Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата были разработаны особые упражнения, виды состязаний и конкурсов. У нас была девочка Лерочка, которая передвигалась либо на коляске, либо при помощи костылей. Так ее научили «танцевать руками». И это получалось у нее прекрасно. Для подобных танцев у нее были разные платочки, флажки, цветы.

По данным наших специалистов, отслеживающих психическое развитие детей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата и интегрированных в обычные детские сады, по окончании дошкольного образовательного курса 35% наших воспитанников из этой категории без труда поступают в общеобразовательные школы, а 20% из этих 35 способны учиться в школах с углубленными курсами.
Объяснение этому одно: детей, как и людей вообще, лечит эмоциональное благополучие. Если ребенку улыбаются, заботятся о нем, ему хочется жить и постигать жизнь в самых разных ее проявлениях.

Рассказала Людмила ЛОПАТИНА,
ведущий специалист ТКО,
г. Петрозаводск,
записала
Марина АРОМШТАМ.

Людмила Лопатина

Рейтинг@Mail.ru