РАЗНЫЕ ДЕТИ
ЛЕЧИТЬ С УЛЫБКОЙ
Еще раз об интеграции
В последнее десятилетие отечественная
система дошкольного образования была вынуждена
решать принципиально новые задачи, связанные с
изменением характера финансирования, с
появлением большого количества новых программ и
методик, а также с ростом интереса родителей к
содержанию образования в детском саду и с их
возросшими требованиями.
В то же время наше общество вынуждено было
констатировать увеличение числа социальных
сирот и угрожающий рост статистики детских
хронических заболеваний. Все эти обстоятельства
потребовали не только увеличения количества
специализированных дошкольных учреждений, но и
заставили искать новые пути решения задач,
поставленных самой жизнью.
Одно из возможных решений — интеграция детей,
имеющих определенные сложности, в дошкольные
учреждения общего профиля.
Например, у нас в Петрозаводске появился детский
сад, в котором наряду с обычными были три группы
для детей-сирот. Казалось бы, что в этом
чрезвычайного? Однако поначалу это вызвало
бурный протест родителей других детей: «К чему
нам такие нововведения? Вдруг они нашим детям
навредят?» Должно было пройти время, чтобы все
привыкли: общие прогулки, праздники,
разъяснительная работа на родительских
собраниях сделали свое дело. Теперь поход
какого-нибудь ребенка, растущего без родителей, в
гости к «соседу» из детского сада не является
исключительным событием: люди ведь в большинстве
своем отнюдь не черствые, они готовы обогреть
малыша, который лишен материнской ласки,
порадовать его домашним обедом, совместными
играми.
Таким же образом мы попробовали изменить
сложившиеся стереотипы по отношению к детям с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Если интеллект у них в норме, общение со
сверстниками благотворно сказывается на их
развитии, в первую очередь на развитии речи. А
здоровым детям это уж точно не повредит: им даже
полезно проявить заботу о ближнем. Многие вскоре
научились получать удовольствие от такого
соседства: чтобы на прогулке покатать на
колясочке кого-то из сверстников, имеющих
хронические недуги, выстраивается очередь. Хотя
обычно «колясочников» среди наших воспитанников
немного: на 70 человек — три-четыре малыша. Стоит
иметь в виду, что болезни опорно-двигательного
аппарата не всегда сопровождаются ярко
выраженными нарушениями. Бывает, что дети просто
вынуждены носить корсет, который даже не виден
под одеждой.
Наши педагоги научились организовывать
совместные праздники здоровых детей и детей из
специализированных групп. Получилось это далеко
не сразу. Для детей с заболеваниями
опорно-двигательного аппарата были разработаны
особые упражнения, виды состязаний и конкурсов. У
нас была девочка Лерочка, которая передвигалась
либо на коляске, либо при помощи костылей. Так ее
научили «танцевать руками». И это получалось у
нее прекрасно. Для подобных танцев у нее были
разные платочки, флажки, цветы.
По данным наших специалистов,
отслеживающих психическое развитие детей,
страдающих заболеваниями опорно-двигательного
аппарата и интегрированных в обычные детские
сады, по окончании дошкольного образовательного
курса 35% наших воспитанников из этой категории
без труда поступают в общеобразовательные школы,
а 20% из этих 35 способны учиться в школах с
углубленными курсами.
Объяснение этому одно: детей, как и людей вообще,
лечит эмоциональное благополучие. Если ребенку
улыбаются, заботятся о нем, ему хочется жить и
постигать жизнь в самых разных ее проявлениях.
Рассказала Людмила ЛОПАТИНА,
ведущий специалист ТКО,
г. Петрозаводск,
записала Марина АРОМШТАМ.