Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2001


Рабочий стол

Говорящие пятна красок

РАБОЧИЙ СТОЛ

ГОВОРЯЩИЕ ПЯТНА КРАСОК

Говорят, что красота спасет мир. В это трудно поверить, если сам за всю свою жизнь (пусть пятилетнюю или шестилетнюю) не нарисовал ни одного красивого рисунка. Чаще всего обделенными на живописном поприще оказываются дети гиперактивные, которым долго не усидеть на одном месте; дети со слабой волей: им трудно сосредотачиваться на каком-либо занятии в течение продолжительного времени; дети с плохой моторикой руки и неразвитой координацией движений. Одна из задач лечебного педагога, арт-терапевта* — не только научить такого ребенка водить карандашом или кистью по бумаге, но помочь ему накопить опыт успешной деятельности в области рисования и живописи. Успех поддерживает, подстегивает к дальнейшим занятиям, рождает интерес к своей работе и к себе самому.
Чтобы помочь малышу испытать эти необходимые для каждого человека переживания, педагогу приходится пускаться на различные художественные хитрости.

Мозаика, доступная всем

На листе большого формата (лучше — на ватманском) педагог готовит контурное изображение какого-нибудь предмета: это может быть бабочка, цветок (цветик-семицветик), жар-птица и т.п. Главное требование к изображению — чтобы его можно было создать при помощи цветных пятен. Поэтому контурное изображение внутри разделено тонкими линиями, определяющими место для каждого пятна. Так создается раскраска, построенная по типу мозаики. Задача начинающего «художника» — создать цветовое пятно, не заступая за контур линии. В зависимости от возможностей ребенка педагог может усложнять или упрощать задачу: одному предложит самостоятельно подобрать цвет или даже создать его, смешивая краски; расписать два или три пятна. Для другого величайшей победой будет нанести цветной слой внутри указанного контура с помощью учителя — на это уйдет целое занятие. Шаг за шагом, день за днем бабочка или цветок будут «расцветать» на глазах у детей. Пока в один прекрасный момент педагог не сделает два-три завершающих мазка — и коллективная работа готова. Теперь можно подвести к ней маму или бабушку, любого гостя и гордо сказать: «Это мы нарисовали!» Воздержаться от похвалы будет очень трудно: то, что получилось, действительно красиво!

Водим кистью по «холсту»

Используя принцип пятна, можно работать не только на бумаге, но и на ткани. Здесь новизной обладает и объем предполагаемой картины, и фактура материала, и техника живописной работы.
На стену с помощью реек крепится большая клеенка. На нее при помощи других реек натягивается простыня («холст»). Как и в росписи по принципу мозаики, педагог готовит контурное изображение будущей картины и предлагает ребенку расписать тот или иной ее фрагмент. На натянутой простыне дети работают либо акварелью, либо специальными красками для ткани. Тот, кто никогда не держал кисть в руках и мог бы испортить коллективное произведение, тоже допускается к работе. Но рисует он… водой! Когда подсохшую акварельную краску смачивают, цвета словно бы проступают из картины, становятся ярче. Возникает впечатление только что созданного шедевра. Это, конечно, обман, но благородный, направленный на то, чтобы ребенок получил удовлетворение от работы, чувствовал, что усилия его потрачены не зря.

Брызгаемся не для забавы!

Для работы по простыне можно использовать и другую технику — технику набрызга. В этом случае жидкая акварельная краска наливается в опрыскиватели, с помощью которых и работают «художники». Это ли не исполнение мальчишеской мечты — побрызгать вволю, да чтобы тебя за это еще и хвалили! Педагог же решает здесь много задач: опрыскиватель заставляет усиленно двигаться указательный палец работающей руки. Ребенок должен следить взглядом за струей и за появляющейся цветной полосой, быть метким. И серьезно относиться к своему занятию.
Расписанные таким образом цветные полотна могут стать украшением любой комнаты.

Все предложенные виды работ могут быть использованы не только в работе с проблемными детьми, но и в условиях обычного детского сада и даже дома. Просто задачи, которые ставятся перед ребенком (или которые он сам перед собой ставит) будут в этом случае гораздо сложнее, а деятельность — разнообразнее.

Мария ВОДИНСКАЯ,
Центр лечебной педагогики,
г. Москва

 * Слово «арт-терапия» происходит от англ. art — искусство. Арт-терапевты полагают, что детям, имеющим особенности в развитии, помогут справиться с их проблемами занятия живописью, музыкой, танцами.

Мария Водинская

Рейтинг@Mail.ru