РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ЖИВОТНЫЕ У ВАС ДОМА
Животные дома — это радость,
проблема и ответственность.
Решаясь завести животное, учтите следующее:
1. Животное может появиться в
доме до рождения ребенка, одновременно с ним или
тогда, когда ребенку больше шести лет. У кошки или
собаки, которые старше ребенка, к моменту
рождения малыша уже есть свое место в доме и
сложились определенные отношения со взрослыми
членами семьи. Эти отношения ребенок усваивает
вместе с другими социальными нормами поведения.
Животное же способно отнестись к нему как к
детенышу, а в некоторых случаях — и постоять за
себя. После шести лет ребенок может проявить
заботу о животном: кормить его и ухаживать за ним.
Но самое главное — в этом возрасте у него уже
сформировалось представление о живом и неживом и
о том, что живое испытывает боль. Двух-трехлетний
ребенок такого опыта не имеет. Появившееся дома
животное вызывает у него точно такое же
любопытство, как заводная машинка, пылесос или
дедушкина электробритва. Детский познавательный
интерес — «А что там внутри?» — можно
приветствовать в отношении машинок из
конструктора, но не в отношении черепахи, которую
малыш пытается вытащить за голову из панциря, или
в отношении котенка, который пищит, если его
дергать за хвост. Живое существо нельзя ставить в
один ряд с игрушкой.
2. Никогда не заводите
животное только потому, что оно смешно дрыгает
лапками, а на «птичьем рынке» вас убедили, что
уход за ним самый что ни на есть элементарный:
насыпал травки, налил водички. Те, кто продают
животных, вряд ли одержимы гуманистическими
идеями: они делают свой бизнес. Самое маленькое
животное, «с которым не нужно гулять» и «которое
не пахнет», может оказаться необычайно
требовательным в уходе. Люди, не имеющие опыта
содержания подобных существ, обычно не
справляются с поставленными задачами. Огромное
количество тритонов, экзотических лягушек и
ящериц погибает у таких «любителей природы» в
течение нескольких дней мучительной смертью.
Если это происходит на глазах у ребенка раз,
другой, третий, психологические последствия
трудно предсказать. Вполне возможно, что у него
сформируется весьма странное отношение к смерти
животных — как к чему-то допустимому. Это ли
является целью заботливого родителя?
3. Смерть живого существа,
особенно если ребенок к нему привязался и
воспринимает его как «члена семьи», может
обернуться настоящей трагедией для малыша.
Помните, что срок жизни у таких животных, как
хомячки и крысы, два с половиной — три года.
Животное стареет на глазах, начинает болеть —
это тяжелое зрелище. Не поленитесь полистать
справочник по содержанию домашних питомцев,
перед тем как отправиться в зоомагазин.
4. Часто в ответ на
настойчивые просьбы ребенка завести собаку
родители приобретают… черепаху. Черепаха —
животное специфическое. Во-первых, она не
пушистая и не теплая. А для ребенка «пушистость»
— крайне важное качество будущего любимца: к
пушистому хочется прижаться, оно вызывает нежные
чувства. Во-вторых, реакции черепахи совершенно
непонятны. Все легенды об их условных рефлексах и
привязанностях лучше оставить артистам цирка
или профессиональным биологам. В-третьих,
черепахи как раз относятся к тем животным, за
которыми подавляющее большинство городских (и
тем более сельских) обывателей ухаживать не
умеет. Поэтому чаще всего черепахи «сбегают» в
период дачного сезона, что означает неминуемую
гибель животного осенью, или ведут довольно
плачевный образ жизни в квартире, обламывая о
паркет когти, страдая авитаминозом и забиваясь
под батарею, чтобы хоть как-то дополучить тепла
своему «хладнокровному» телу. Иными словами,
медленно и мучительно умирают. Поэтому, если вам
незнакомо слово «террариум», не заводите
черепах!
5. Считается, что домашнее
животное стимулирует у ребенка развитие
потенциальных родительских чувств. Но никакой
прямой прогрессивной зависимости между
приобретением кролика в качестве тренировочного
объекта родительской любви и будущим отношением
мальчика в роли папы к своим детям нет. Скорее
отношение к кролику является тестом,
характеризующим возможный характер этих
отношений. Вот на это стоит обратить внимание.
Возможно, понаблюдав за тем, как ребенок
обращается с вверенным ему животным, маме надо
срочно бежать к психологу за консультацией.
Общение с кроликом действительно может стать
опытом взаимоотношений сильного и слабого,
зависимого и имеющего власть — но опытом как
положительным, так и отрицательным.
Марина АРОМШТАМ