Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2001


Книжный шкаф

Кот, Капитан и капитанская Бабушка. Правдивая история

КНИЖНЫЙ ШКАФ

КОТ, КАПИТАН И КАПИТАНСКАЯ БАБУШКА

Правдивая сказка

Татьяна ЗУБКОВА

Эту сказку вы можете использовать, рассказывая детям о взаимосвязи всего живого, о том, что такое пищевые цепи, и выясняя с ними сложный вопрос: бывают ли на свете «вредные» животные.

I

Это был очень уважаемый Капитан. Он любил Море, Дальние экспедиции и наверняка хотел совершить какое-нибудь Великое Географическое Открытие. Но нельзя же всю жизнь стоять на капитанском мостике. Даже самому отважному Капитану не вредно побывать в отпуске, да и подготовка к Экспедиции требует присутствия на берегу. И вот, попадая в родной городок, Капитан останавливался погостить у своей Бабушки.
Бабушка очень любила и баловала внука. (Капитан обожал печенье и варенье, которые Бабушка неизменно подавала к чаю.) Но не меньше внука Бабушка любила своего рыжего кота. Надо сказать, было за что: он был непревзойденным устрашителем мышей, просто-таки чемпионом городка по этой части. Все мыши трепетали при одном звуке его имени. Кот очень уважал Капитана, а Капитан терпеть не мог котов вообще. И каждый раз ворчал: «У, рыжий дармоед…»
И однажды случился большой скандал.
Кот, желая показать, как он уважает Капитана и не жалеет для него самого дорогого, решил подарить ему мышь. Дохлую, разумеется. Принес ее рано утром, положил в капитанский тапок. Когда Капитан проснулся, спустил ноги с кровати и надел тапки…
— Бр-р-р-ысь!!! Отсюда-а-а!!! Во-он!!!
И чемпион по устрашению мышей был изгнан. Это было под Новый год. Кот обиделся и ушел из городка в неизвестном направлении. Бабушка очень жалела его.
А капитан отдохнул хорошенько и летом начал сборы в Дальнюю экспедицию. Конечно же, ему пришлось подумать о продовольствии. Кстати, дорогой читатель, представляете ли вы, что именно надо брать с собой в Дальнюю экспедицию?
Продовольствие — дело ответственное. Для открывателя новых земель — исключительно ответственное. Потому что взять его надо в большом количестве — откуда вы знаете, сколько недель не увидите берегов? На парусном судне через Тихий океан можно идти месяц и не встретить ни одного острова. И уж если вы взяли много продовольствия, оно должно быть хорошего качества и долго храниться. Конечно, кормить команду манной кашей не стоит — иначе вас, как нерадивого капитана, оставят на первом же необитаемом острове. Шоколадом кормить дорого, хотя и удобно, но тогда придется увеличить запас пресной воды и взять на борт зубного врача. Попробуем-ка такой состав: тушенка, сгущенка, сыр, масло… Уже лучше, не правда ли? Добавим конфеты по праздникам, а лучше фрукты или витамины. Вот тогда, дорогой читатель, матросы вашего корабля скажут вам: «Большое спасибо!», и открытие Америки или Антарктиды вам обеспечено!
Но вернемся к событиям, последовавшим за изгнанием рыжего кота. Капитан, как мы уже вам сообщили, хлопотал о новой экспедиции. И, наконец, дело дошло до продовольственного склада, где он рассчитывал получить запас тушенки, сгущенки и прочего вкусного съестного месяца на три пути. Но…

II

— Ничего нет. Только прошлогодние остатки, которых вам хватит на три недели. Да и те изрядно попорчены мышами. Они даже на консервные банки свои зубы навострили…
Таков был ответ Капитану. Три недели пути — это ведь даже Атлантический океан можно не успеть перейти на парусном-то судне!
— А почему только прошлогодние?! — прогремел негодуя Капитан.
— А потому что. Отправляйтесь на ферму и там у коров спросите, почему в этом году от них ни молока (а значит, ни масла и ни сыра), ни мяса. Мы не коровы, поэтому не ведаем…
Делать нечего. Пришлось ехать на ферму. Там Капитан застал странную картину: в стойлах грустно вздыхающие коровы. Во дворе у стены стояли пустые бидоны для молока, и, судя по их грязному виду, давно в них никто никакого молока не наливал.
— В чем дело, Буренка?! — опять загремел Капитан, перепутав порог фермы с капитанским мостиком. — Вы что, забыли свои коровьи обязанности? Мне нужны тушенка, сгущенка, сыр…
— М-м-м-да?.. — промычала самая старая Буренка. — Тогда сам попробуй все это сотворить из такого сена-то…
— При чем здесь сено, что за чушь! — снова загремел было Капитан.
— Какая же это чушь, м-м-у-у… — возмутилась Буренка. — Ты что же думаешь, мы молоко из воздуха делаем? Что съели, из того и делаем. А едим мы нынче старую солому. А чтобы было хорошее молоко, нам надо много хорошего сена, и с клевером. Только этим летом ничего такого нету, а клевера мало…
Капитан не стал больше ничего спрашивать. Он понял, что придется ему стать ботаником и отправиться в луга, выяснять, куда это клевер подевался?

III

Целый день бродил он за городом в полях и лугах. Был, надо сказать, конец лета. Некоторые цветы еще цвели, у других уже созрели семена. Летали всякие мошки, бабочки, но, как ни странно, Капитан не встретил ни одного шмеля. В конце прогулки это интересовало его даже больше, чем вопрос, почему клевер без семян.
— Куда подевались лохматые толстые ворчуны? Как сквозь землю провалились…
Тут Капитан почти угадал. Только не провалились, а не выбрались из-под земли. Наконец под вечер, около собственного дома на газоне, где рос тот самый клевер, Капитан услышал тихое низкое жужжание. Это был шмель.
Капитан обрадовался и, конечно же, задал вопрос:
— О, наконец-то, уважаемый Шмель! (Шмель, надо сказать, чем-то здорово напоминал Капитана…) Скажите, пожалуйста, а где остальные? И что с клевером? И…
Но шмель перебил Капитана:
— Остальные погибли. Кто-то уничтожил запасы зимнего меда в наших норках. С клевером плохо, потому что, кроме нас, шмелей, никто из насекомых не умеет за ним ухаживать. Нет нас — нет и клевера.
И шмель тяжело поднялся в воздух, пролетел несколько метров и на глазах удивленного Капитана исчез в своей норке.
«Кто-то съел зимние запасы меда в норках…» — повторил мысленно Капитан ответ шмеля.
— Кто-то? Знаю я этих «кто-то», ну, попадись они мне…
И они попались. Этой же ночью в клетку-мышеловку.

IV

Утром Капитан с мрачным удовлетворением рассматривал добычу и хмурил брови.
— Так-с, голубчики и голубушки. Добегались? Я вас, между прочим, в дом не звал. Раз попались, нарушители границы, отвечайте! Прежде всего хочу знать, почему вы съели все запасы меда у шмелей?
Мыши запищали вразнобой, обиженно и возмущенно:
— Да мы по чуть-чуть! Нам в магазине конфет не продают, а сладкого хочется!.. У шмелей всегда есть мед… У нас норы по соседству, вот мы к ним и заглянули…
Капитан покачал головой:
— А моя «нора» тоже с вашими по соседству, да? Вы теперь ко мне, значит, заглянули? Что-то вас очень много стало, во все «норы» свои носы суете и все на зуб пробуете.
— Много… Нам и самим от этого очень трудно. Поначалу-то, когда рыжий кот из города ушел, мы радовались, а теперь еды на всех не хватает…
И вот тут Капитану стало понятно, кто виновник всех бед. Он молча открыл мышеловку. Мыши брызнули из нее в разные стороны на предельной мышиной скорости. А Капитан подошел к зеркалу, посмотрел на себя и сказал:
— Старый невежа. Неуч. Акулам тебя скормить не жалко.
И он очень сердито погрозил себе пальцем и тут же сел писать письмо рыжему коту, умоляя его вернуться и заняться мышами. И прихватить с собой еще 10, нет, еще 100 котов!
К счастью, в комнату в эту минуту вошла Бабушка. Капитан показал ей письмо. Она прочла и рассмеялась:
— Ах, внучек-внучек, и опять ты ничего не понял… Если рыжий кот выполнит твою просьбу, ничего не изменится.
Капитан опешил:
— Как это?! Но ведь мышей не будет вообще! Шмелям станет хорошо, и клевер… А коровы… И продукты для новой экспедиции… Как же…
Бабушка грустно покачала головой:
— Ну да, коты съедят сначала всех мышей, а потом, не забывай, ведь они хищники и клевер вместе с коровами есть не станут, потом они съедят мелких птиц и их птенцов в гнездах, потом лягушек и ящериц в окрестностях. И вот уже некому присматривать за жучками, гусеницами, саранчой… Вся эта армия насекомых пирует безвозмездно на лугах и полях, и коровам не будет не то что клевера, им даже соломы не останется. А уж твоя новая экспедиция…
Бабушка махнула рукой. Капитан, потрясенный, молчал некоторое время, потом закурил трубку и пыхнул так, будто маленький вулкан начал свое извержение. Бабушка поморщилась — внук забыл, что курить вредно, и не только для курящего.
— Так что ж? Выходит, надо вернуть одного рыжего кота? И не больше, и не меньше?
Бабушка кивнула:
— Да, именно. Не больше и не меньше. Всего должно быть строго в меру. И не надо мешать Природе, она давно все отладила. Это, во-первых. А во-вторых, прежде чем кого-то выгонять (или, что никуда не годно, уничтожать), не мешает выяснить, что он значит не для человека, а для Природы, для всей Земли… Вспомни-ка старинную песенку «Дом, который построил Джек». В ней ни один из героев не исчезает, потому что если исчезнет — песенка развалится. Так и в Природе — если один из «героев» цепочки исчезнет (или мы его вдруг утроим, удесятерим), цепочка рассыплется. И вот когда она рассыплется — к сожалению, чаще всего не раньше этого времени, — ты поймешь, что и сам с ней связан. И бросишься ее чинить. Чаще всего бывает поздно. Живые «цепочки» плохо ремонтируются, внучек…
— М-да. — Капитан вздохнул и отложил в сторону трубку. — Извини, я забыл, что курить — вредно не только для самого курящего… Выходит, ты про «цепочки» знаешь, а я — нет уже.
— Ничего удивительного. — Бабушке стало жалко пригорюнившегося внука. — Не забывай, я знаю много такого, что знали в старину, а теперь забыли, увы… Дописывай письмо, внучек, а я пойду приготовлю молоко для рыжего кота.

V

Рыжий кот, конечно же, вернулся. И на следующее лето в городке с мышами все было в порядке, а Капитан отправился в новую экспедицию с запасом первосортной тушенки и сгущенки, и, конечно, экспедиция прошла успешно…
На этом, дорогой читатель, позвольте закончить историю рыжего кота, Капитана и Бабушки.

Татьяна Зубкова

Рейтинг@Mail.ru