ЛАБОРАТОРИЯ
ЗДЕСЬ УЧАТ СЛУШАТЬ ГОЛОС ТУНДРЫ...
Когда-то по заснеженным просторам
нашей родины бродили гигантские предки слонов —
мохнатые мамонты, и первобытные охотники
оглашали воздух своим боевым кличем… Следы тех
давних событий хранит замерзшая земля — земля
Якутии. Именно там на территории Булунского
поселения (Булунского улуса) был найден первый
скелет мамонта.
Булунский улус расположен в дельте реки Лены,
впадающей в море Лаптевых, а оттуда — в Северный
Ледовитый океан. Природа этого края уникальна. Не
случайно здесь организован знаменитый
Усть-Ленский заповедник.
Но хищническое, потребительское отношение к
природе коснулось и Севера. И здесь можно видеть
груды металлолома, кучи свалок, изрытые,
поврежденные участки легкоранимой тундры. Среди
работающих на Севере долгое время была
распространена психология временщиков, мнивших
себя «покорителями природы». Но, как говорится,
есть время расбрасывать камни и время собирать
их. Сегодня проблема взаимоотношений человека и
природы должна волновать всех. В Булунском улусе
экологическое воспитание детей начинается в
детском саду. Экологическое сознание не может
развиваться, опираясь исключительно на
абстрактные рассказы. Все дошкольные учреждения
работают в тесной связи с учеными и
просветителями Усть-Ленского заповедника. Дети
ходят на экскурсии, бывают в музее, узнают об
обычаях коренных народов, понимавших окружающий
их природный мир и умевших его беречь.
Педагоги улуса совместно с
работниками заповедника работают над новой
региональной программой по экологическому
воспитанию «Северное сияние». Экологические
идеи переплетаются в ней с идеями
этнопедагогики.
Согласно задачам этой программы, детей нужно
учить чувствовать и понимать природу родного
края, знать традиции и фольклор северных
народностей, понимать взаимосвязь живой и
неживой природы Арктики.
Программа предназначена для детей старшего
дошкольного возраста, рассчитана на два года и
включает следующие темы:
Тема первая: «Заглянем в прошлое
планеты».
Дети узнают о том, как зарождалась
жизнь на Земле, о первобытных людях и животных,
населяющих нашу планету.
Им расскажут о находках исследователей в вечной
мерзлоте (именно в их родном улусе) — об останках
мамонтов.
Тема вторая: «Земля — наш общий дом».
Дети узнают о том, что Земля — это
небесное тело, планета, имеющая круглую форму. На
ней есть океаны, материки, горы, леса, моря, реки.
Много людей живут на Земле — живут в разных
странах. Одна из таких стран — Россия. Россия
очень большая. Родной край детей находится
внутри России и называется Якутией, или
Республикой Саха. В Якутии находится родной
детям Булунский улус.
Тема третья: «Республика Якутия —
край, в котором мы живем».
Дети узнают легенду о происхождении
народа саха, о других народностях, населяющих
северные регионы республики; о климате края и о
его природных зонах; о крупных городах, реках; о
том, как коренные народности кормились и жили
благодаря природным богатствам тундры и
лесотундры.
Тема четвертая: «Богатства тундры.
Животные, птицы, рыбы».
Тема пятая:
«Усть-Ленский заповедник. Как здесь
охраняют природу».
Тема шестая: «Что растет в тундре:
травы, цветы, мхи. Съедобные и лекарственные
растения».
Тема седьмая:«Умей смотреть и
слушать».
Дети научатся различать гул моря,
крики чаек и других северных птиц, звуки снежной
пурги; узнают, как отражается небо и солнце в
горах и т.д.
Тема восьмая: «Времена года. Как
предсказать погоду по народным приметам.
Пословицы и поговорки о природе».
Тема девятая:«Тотемные животные у
северных народов. Понятие о грехе».
Тема десятая:«Природа — мать
человека, и относиться к ней надо, как к матери».
Тема одиннадцатая:«Народные
праздники и обычаи, предполагающие диалог
человека с природой (например, праздник встречи
солнца».
Работу мы начали с повышения уровня
экологического образования воспитателей
детских садов и с подготовки специальной
развивающей среды в дошкольных учреждениях.
Одним из новых элементов такой среды стали
экологические мини-музеи, где руками
воспитателей и родителей воссоздаются модели
сосуществования человека и природы. В таких
музеях дети могут познакомиться с традиционными
формами хозяйствования на Севере: оленеводством,
рыболовством, охотой, с бытовавшими ранее
экологическими традициями.
По материалам Надежды ЛЕБЕДЕВОЙ,
инспектора-методиста по ДОУ
Управления образованием
Булунского улуса,
Республика Саха (Якутия).