Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2001


Рабочий стол

Уроки искусства для малышей. Цвет

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

УРОКИ ИСКУССТВА ДЛЯ МАЛЫША.
ЦВЕТ

(по неопубликованной книге "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан")

Марина ЕФИМОВА

Когда я вошла в комнату, мой четырехлетний ученик попятился и сказал: «Нет, нет... Лучше я не буду заниматься! Все равно я никогда не научусь рисовать ни паровозик, ни коровку...».
Мне всегда хотелось составить «азбуку изобразительного искусства», постараться объяснить совсем маленьким детям такие сложные вещи, как пространство и композиция, чтобы разговаривать с ними об этом еще до того, как они научились рисовать «паровозик и коровку». А когда до них дойдет — уже понимали, что такое стиль, жанр и тому подобное.
Мне хотелось создать некоторую систему уроков изобразительного искусства, где одно понятие опирается на знание другого, где каждый урок — это ступенька бесконечной лестницы.
Чтобы оставлять у детей постоянное чувство свободы выбора, на одном уроке я стараюсь требовать строгого выполнения только одного определенного задания, в остальном они должны принимать решение самостоятельно. Например, если задан жанр, то технику исполнения, формат, сюжет они выбирают сами; если задана техника, то можно выбрать жанр и так далее. Чтобы развитие шло равномерно во всех направлениях (живопись, графика, скульптура и прочее), мы постоянно возвращаемся к пройденным темам в усложняющихся от раза к разу заданиях. Если основное задание выполняется (например, оно касается композиции), не стоит заострять внимание на том, что цвета подобраны неудачно. Это даст возможность ребенку сосредоточиться именно на композиции.
Развивать чувство цвета, формы, композиции нужно не только будущему художнику. Математик, строитель, врач — все стремятся к достижению «художественной» ясности в своих профессиональных задачах. Недавно я с удивлением узнала, что в игре «Го» побеждает неизменно тот, чьи фигуры выстроены красивее, чем фигуры противника. А посмотрите на основные математические теоремы вроде «пифагоровых штанов» — они красивы своей ясностью и простотой. Эйнштейн считал, что красота теории свидетельствует о ее истинности.
Если эти уроки помогут вашему ребенку уютнее почувствовать себя в музее или на выставке, где цвета и формы не будут для него мертвыми, а стили и жанры — загадочными, это замечательно. Если же он обратит внимание, как красиво рассеивается по стене тень от картинной рамы, удивится тому, как просвечивает пористая кожица апельсина сквозь стекло фруктовой вазы, и найдет профиль в абстрактном рисунке обоев, то... именно для этого и были написаны эти строки.
Для занятий вам потребуются:

1) кисти № 3, 5, 10, 12 (щетина натуральная);
2) набор художественной гуаши (24 цвета);
3) набор акварели;
4) палитра — пластмассовая дощечка для смешивания красок;
5) пластилин;
6) набор цветной бумаги, ножницы и клей, фольга;
7) цветные лоскутки ткани;
8) тушь, перо писчее;
9) бумага для рисования.

Урок 1. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ЦВЕТА

Художник: Сегодня мы узнаем кое-что о цветах, очень интересное и важное для художника. Оказывается, цвета можно складывать, как числа: 1 + 2 = 3. Три (3) — это новое число, не 2 и не 1. Так вот, если сложить два цвета, то получится новый — третий. Давай попробуем. Складывать краски можно на специальной дощечке. Она называется палитрой. Теперь нужно выбрать цвета. Есть три цвета, которые мы назовем ГЛАВНЫМИ: сколько ни складывай разные цвета — эти никак не получатся. Вот они: СИНИЙ, КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ. Складывай их парами на палитре, делая маленькие «лужицы» краски, а потом кистью снимай с палитры краску и раскрашивай новыми цветами фрукты, которые я для тебя вырезала из бумаги, — каждый своим цветом.
Более светлую краску добавляй всегда больше. Ну, что получилось?
Малыш: Груша — фиолетовая, яблоко — зеленое, апельсин — оранжевый.
Художник: Так вот, такие цвета, которые состоят из нескольких других (двух, трех, десяти и так далее), мы будем называть сложными (то есть сложенными цветами). Мы их будем составлять сами. А те, что берем прямо из баночек, купленных в магазине, будем называть ПРОСТЫМИ. Сам понимаешь, сделать это очень просто.
Нарисуй мне картину, где не было бы ни одного простого цвета.

Урок 2 . ЦВЕТА-БРАТЬЯ (оттенки цветов)

Художник: А знаешь, цвета живут семьями. У каждой такой семьи своя фамилия. Например: Зеленые, Красные. Состоит семья из множества братьев-цветов. Их называют оттенками. Они, как обычно бывает у братьев, похожи друг на друга. Некоторые так сильно — едва различишь. У других наоборот — с трудом признаешь братьев, но двух одинаковых не найдешь. Смотри, я покажу тебе одну цветовую семью. Как ее фамилия?
Малыш: Зеленые. Ой, как же много братьв-зеленых: светло-зеленый, темно-зеленый, сине-зеленый, желто-зеленый...
Художник: Что ты, это далеко не все. А сделать их чрезвычайно просто: смешивай зеленый цвет со всеми остальными красками из твоей коробочки.
Малыш: Я нарисую большую пятнистую серую кошку, ведь кошки видят только серый цвет.

Урок 3. ЦВЕТА-ВРАГИ (контрастные цвета)

Художник: Если цвета сильно непохожи между собой (например: один темный — другой светлый; или один «холодный» — другой «теплый»), давай называть их контрастными, или ВРАГАМИ. Если они окажутся рядом, то начинают яростно соперничать и оба делаются ярче и красивее в своей борьбе. А поодаль друг от друга — затихают. Положи рядышком листы черной и желтой бумаги, красной и зеленой, оранжевой и фиолетовой. А потом разведи их в стороны. Когда они выглядели ярче, в первом или втором случае?
Малыш: Когда рядом — получается гораздо ярче.
Художник: Раскрась мне эту птичку так, чтобы цвета-враги оказались рядом. Проверим, получится ли твоя работа яркой. Советую тебе не забывать про черный и белый: они сильно непохожи на все остальные «цветные» цвета (кроме очень темных и очень светлых), поэтому сильно контрастируют с ними.

Оля Ставинская, 10 лет. «Птица». Гуашь, бумага.

Урок 4. «ТЕПЛЫЕ» И «ХОЛОДНЫЕ» ЦВЕТА

Художник: Кроме того, что цвета бывают «простыми» и «сложными», разделим их еще на «теплые» и «холодные». Так нам легче будет разговаривать о твоих картинах и произведениях других художников.
Скажи, пожалуйста, огонь и солнце какого цвета?
Малыш: Ну, они бывают разные... желтого, красного, оранжевого цвета.
Художник: Правильно. Вот их-то и всех их «родственников» — бордовый, песочный, розовый цвета — стали называть ТЕПЛЫМИ цветами. Огонь и солнце несут людям тепло и жизнь. Поэтому их цвета и оттенки нравятся, как правило, нам больше, чем те, что мы назвали ХОЛОДНЫМИ. Это оттенки синего: бирюзовый, сиреневый, голубой, сине-зеленый и другие — цвета прохладной воды, неба...
Ну а теперь задание.
Я вырежу тебе двух совершенно одинаковых человечков, а ты раскрась их одежды так, чтобы стало совершенно ясно, кто из них из «холодной» страны, а кто из «теплой».

Оля Ставинская, 7 лет. «Человечки из «холодной» и «теплой» страны». Гуашь, бумага.

Урок 5. ЦВЕТА СЛОЖНЫЕ, СМЕШАННЫЕ НА ЛИСТЕ

Художник: Краски можно смешивать не только на палитре, но и прямо на листе. Например, мелкими и крупными мазками или пятнами. Тогда получатся цвета не только те, что ты задумала, но и «промежуточные». Ты и не ждешь их увидеть, они получаются как бы сами собой, такой сюрприз для художника. Попробуй порисовать так.

Оля Ставинская, 10 лет. «Серая кошка, которая видит весь мир в серых оттенках». Гуашь, бумага.

Оля Ставинская, 7 лет. «Водопад». Гуашь, бумага. Картина, на которой нет ни одного простого цвета.

Марина Ефимова

Рейтинг@Mail.ru