Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2001


Детский мир

Школа добрых волшебников. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада

ДЕТСКИЙ МИР

ШКОЛА ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ

Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада

Продолжение. См №№ 39-40, 43-44, 45-46/2000; 4,9,12/2001

ЭТАП СЕДЬМОЙ

Сегодня мы познакомим вас с 7-м, заключительным, этапом программы, направленной на формирование гуманных межличностных отношений между детьми.
На данном этапе мы проводили игры-занятия, предполагающие различные формы позитивного социального поведения: дети должны были делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.
Нередко в педагогической практике программы по нравственному развитию предлагается начинать с организации совместной деятельности, когда дети объединяются друг с другом в процессе выполнения определенного задания. Общение в таком случае строится по поводу какого-нибудь предмета, что исключает возможность непосредственного взаимодействия и может провоцировать повышение демонстративности и конкурентности. Именно поэтому мы решили вводить занятия на совместную деятельность в самом конце нашей программы, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводился соревновательный момент, причем дети соревновались не за собственный успех, а за успех другого. Так, например, широко использовалась игра «Мастер и подмастерья», где, для того чтобы один мастер выиграл у другого, подмастерья должны были всячески помогать ему (при аппликации — вырезать необходимые детали, при лепке — разминать пластелин, лепить отдельные детали, при мозаике — подыскивать элементы нужного размера и цвета).
Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это уводит соревновательный момент на второй план.
Занятия этого этапа мы советуем делить на две части: в первой проводить игры предыдущих этапов, направленные на непосредственное выражение позитивного отношения друг к другу, типа «Муравейник», «Обнималка» и пр., и лишь вторую половину посвящать совместной предметной деятельности. Игры на непосредственное взаимодействие способствуют возникновению эмоциональных связей и чувства общности, что предотвращает возможные конфликты по поводу предметов и предметных действий.

1. Коллективные рисунки

Дети сидят в кругу. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картину соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать картинку на любой сюжет, затем по хлопку воспитателя передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, как видоизменялся исходный замысел.

2, 3, 4. Коллективные задания

Детям даются задания, подобные тем же, что и в предыдущей игре, только дети делают аппликацию, мозаику, лепят.

5. Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным узором, количество пар равно количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка. Одинаковых половинок две; они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После этого каждая пара должна как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только 3 карандаша разного цвета.

6. Смешной рисунок

Предварительно воспитатель приклепляет большой лист бумаги на стену. Дети выстраиваются в одну линию. Воспитатель завязывает глаза первому ребенку, подводит его к листу бумаги, дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну фигуру (коровы, слона, зайца, принцессы и пр.). Все по очереди подходят к листу бумаги с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.

7. Угадай-ка

Дети разбиваются на пары или тройки. «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка», — говорит воспитатель, — вы договоритесь между собой, какой рисунок выложить на досточке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться друг к другу ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить шепотом. Потом вы все вместе выкладываете свой общий рисунок, а когда он будет готов, остальные попытаются угадать, что вы изобразили». Дети договариваются друг с другом о сюжете рисунка, выкладывают его. После этого вся группа угадывает, какой рисунок задумали ребята.

8, 9. Совместное рисование и аппликация

Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети вместе рисуют и делают аппликацию.

10. Мастер и подмастерья

Воспитатель делит группу на подгруппы по 3—4 человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.

11, 12. Совместное создание скульптуры

Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети рисуют красками картину и делают скульптуру для центральной площади города.

13. Совместный рисунок

Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с дружкой не ссоримся!»
На этом мы заканчиваем пубикацию игр и занятий, направленных на формирование гуманных отношений между детьми. Как мы подчеркивали в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому наша программа была направлена не на объяснения, демонстрацию положительных примеров, поощрение и порицание, а на развитие непосредственных взаимоотношений между детьми, на восприятие сверстника не как противника и конкурента, а как близкого, связанного с тобой человека.

Виктория ХОЛМОГОРОВА,
психолог, сотрудник
Психологического института РАО,
Москва

Виктория Холмогорова

Рейтинг@Mail.ru