Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2001


Рабочий стол

Жить, а не выживать

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ЖИТЬ, А НЕ ВЫЖИВАТЬ

Сегодня мы ведем разговор с начальником Управления дошкольного образования Министерства образования России Татьяной Ивановной ОВЕРЧУК.

Кор.: Татьяна Ивановна, как бы вы охарактеризовали состояние дошкольного образования в настоящий момент? Что изменилось по сравнению с истекшим, довольно трудным для педагогов-дошкольников десятилетием? Какие наметились положительные сдвиги? Какие новые проблемы обозначились?

Т.О.: Произошло много коренных изменений — как положительных, так и вызывающих тревогу.
Мы пережили период, в течение которого наша образовательная ступень буквально испытывалась на выживание. Вопрос «Быть или не быть детскому саду?» стоял очень остро. Но зато теперь уже никто не усомнится в том, что будущее — за системой дошкольных образовательных учреждений. Она будет развиваться. Ее важность для развития системы образования в целом уже не вызывает сомнений.

Кор.: На чем основана ваша уверенность?

Т.О.: Можно приводить множество аргументов, но главное доказательство лежит в законодательной сфере. Впервые в истории отечественной педагогики мы приступили к разработке закона о дошкольном образовании. Конечно, в Законе «Об образовании» есть статья, посвященная дошкольной образовательной ступени. Но этого недостаточно, чтобы раскрыть ее специфичность и самоценность. Поэтому и требуется разработка специального документа, который позволил бы развить нормативную базу дошкольного образования. К декабрю 2001 г. должен быть готов проект закона, который будет предложен для обсуждения педагогической общественности. И это безусловное свидетельство того, что в обществе растет внимание и интерес к дошкольному образованию.

Кор.: Заплачено за это внимание довольно дорогой ценой. Многие детские сады не выдержали периода тяжелых испытаний и были закрыты.

Т.О.: Да, это так. Хотя, надо отметить, мы боролись за каждый детский сад. Конечно, количество дошкольных учреждений сократилось. Но большая часть этих садиков — сельские, плохо обустроенные: без канализации, без водопровода, с печным отоплением. Вообще надо сказать, что проблема сельских детских садов стоит очень остро.
А вот число благоустроенных детских садов по отношению к общему количеству дошкольных учреждений резко возросло. И это, безусловно, факт положительный. Кроме того, педагогические коллективы, которым пришлось «бороться за жизнь», вынуждены были мобилизовать свои силы и умения — как профессиональные, так и хозяйственные. В результате мы получили новое поколение заведующих — настоящих деловых женщин, способных рационально отнестись к своему детсадовскому хозяйству. Они, например, научились с толком использовать пустующие помещения, образовавшиеся из-за сокращения численности детей: переоборудовали их в музыкальные и физкультурные залы, отдельные спальни, встроили бассейны, зимние сады, физиотерапевтические кабинеты. И теперь у нас есть много учреждений с улучшенными условиями для воспитания и оздоровления детей.
А посмотрите на видовое разнообразие дошкольных учреждений! Это и детские сады присмотра и ухода, детские сады с программами оздоровления, детские сады комбинированного, компенсирующего вида. Значительно выросла сеть детских образовательных центров. Статус центра является высшей оценкой работы дошкольного учреждения, утверждаемой в результате его аттестации. Многие детские сады сейчас ищут пути привлечения детей и родителей, пробуют организовывать группы кратковременного пребывания малышей, диагностические и консультативные кабинеты, возвращаются к практике воспитания детей раннего возраста. Можно ли этому не радоваться?

Кор.: И все это происходит, несмотря на маленькую зарплату и по-прежнему низкое финансирование…

Т.О.: Недостаточное финансирование — это главное препятствие на пути развития всей нашей образовательной ступени. Несмотря на наметившиеся сдвиги в общественном сознании (я уже упоминала о работе над законом о дошкольном образовании), детские сады по-прежнему финансируются по остаточному принципу. Многие дошкольные учреждения в России получают от государства дотации только по двум статьям — заработная плата сотрудникам детских садов и питание детей. Все остальные нужды — ремонт, приобретение мебели, игрушек, методических пособий — становятся, по сути, личной проблемой каждой отдельной заведующей.

Кор.: Быть может, еще и думающих и заботливых городских и краевых руководителей.

Т.О.: Местные власти могут многое сделать для своих детских садов. Если, конечно, захотят. В прошлом году я была на совещании в маленьком городке Северский Томской области. Одно из главных моих впечатлений — это отношение главы города к работникам дошкольных учреждений. Он всех знает в лицо: не только заведующих, даже воспитателей. И помогает, чем может. Главное, что они чувствуют со стороны своих городских властей, — так это уважение.
Мы сейчас пытаемся найти пути, отработать механизмы, которые бы что-то изменили в финансовом положении детских садов. Например, предполагаем с января 2002 г. начать в некоторых регионах эксперимент по субсидиарному финансированию дошкольных образовательных учреждений. Ведомственным садикам — самым, казалось бы, обустроенным, особенно тяжело пришлось в период перестройки. Вдруг оказалось, что предприятиям невыгодно отчислять деньги на социальные нужды и содержать детские сады. Это оказалось совершенно невыгодным, неприбыльным вложением. В прошлое десятилетие происходил так называемый процесс муниципализации — передачи ведомственных детских садов в муниципальную собственность, то есть государству.
Эксперимент будет проводиться в Московской, Самарской и Новгородской областях, и в его ходе будут отрабатываться механизмы разнообразных финансовых вливаний, чтобы детским садам было легче решать свои проблемы.

Кор.: Почему остановились именно на этих регионах?

Т.О.: Это эксперимент. Проводить его возможно только с согласия органов регионального самоуправления. Власти Самары, Новгорода и Московской области дали согласие. В Новгородской, Самарской и других областях подобный опыт уже существует на практике. Его надо только поддерживать и развивать.

Кор.: Есть еще какие-нибудь пути улучшить материальное состояние дошкольных учреждений?

Т.О.: Один из путей — финансовая самостоятельность, когда детский сад сам может зарабатывать деньги. Путь очень трудный и рискованный. Не все заведующие к нему готовы. Опять-таки здесь плохо проработана нормативная база: что можно, что нельзя, что законно, а что нет. Сейчас вышло Постановление правительства «Об утверждении Правил оказания платных дополнительных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования». Мы, представители дошкольной ступени, тоже участвовали в разработке этого документа. С родителями, желающими, чтобы их дети посещали определенные кружки или занятия, не предусмотренные действующей в детском саду программой, будет заключаться договор на оказание платных образовательных услуг. Поэтому детские сады получат еще один законный способ зарабатывать деньги и расходовать их по своему усмотрению. И это, я думаю, будет способствовать более активному стимулированию деятельности педагогического коллектива.
А здесь у нас проблем — непочатый край.

Кор.: Какие проблемы стоят наиболее остро?

Т.О.: Взаимоотношения со школой, перегрузка детей, проблемы сохранения здоровья.
Как качественно подготовить ребенка к следующей ступени образования? Как избежать упреков со стороны учителей в недостаточной подготовленности детей?
С момента публикации «Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» стали появляться статьи и интервью со школьными учителями о том, что для школы гораздо ценнее получить первоклассника «с горящими огоньком любознательности глазами», нежели этакого маленького всезнайку-«профессора» или «робота», для которого безвкусна и неинтересна жизнь и учеба в школе. Думаю, что такую позицию школьных педагогов можно считать прогрессивным шагом в решении проблем преемственности двух звеньев образования.
Смысл дошкольного образования не может сводиться к тому, чтобы загрузить детей непомерным объемом всевозможных знаний. Куда важнее направить общие усилия педагогов и воспитателей на обеспечение полноценного развития каждого ребенка и формирование у него личностных качеств, необходимых ему для успешного обучения на следующей ступени образования.

Кор.: То есть вы не теряете надежды, что какое-то согласие между школой и детским садом может быть достигнуто?

Т.О.: Не теряю и очень надеюсь на разработанный проект «Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)». Эта концепция свидетельствует о том, что специалисты дошкольного и начального общего образования пришли к единой позиции в признании самоценности дошкольного детства. Поэтому этот документ надо как можно скорее утверждать.

Татьяна Оверчук

Рейтинг@Mail.ru