ГОРИЗОНТСКИЕ ОСТРОВА
КАК НАЧИНАЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В КАНАДСКОЙ
ШКОЛЕ
Дети
Судьба
привела меня этим летом в канадский город
Торонто, в школу, которая находится на
Селуин-авеню и соответственно называется
«Селуин». Рядовая районная школа — пара зданий в
два этажа и большой школьный двор с площадками
разной конфигурации, где есть место и для игр
детворы детсадовского класса.
Вот об этом «дошкольном» классе и пойдет речь.
Его посещают около двадцати ребятишек в возрасте
от трех до семи лет. Их готовят к школе, но сами
дети по праву считают, что они уже ходят в школу. У
них еще нет того отторжения от школы, которое
встречается у подростков. Поэтому дошколята
каждый день радостно и деловито выстраиваются у
входа в школу, чтобы со звонком вместе с учителем
мистером Шеффелом войти в свой класс.
Дошкольные классы, а их в школе несколько
(младшие и старшие), — разновозрастные и
мультикультурные: это означает, что здесь их
посещают дети, родившиеся не только в Канаде, но и
в Европе и Азии. Некоторые малыши еще почти не
говорят по-английски. Уровень развития у всех,
естественно, разный. Один мальчик — с
церебральным параличом, но хорошо развит
интеллектуально. Двое — с задержками
психического развития, и с ними проводятся
индивидуальные занятия, однако в некоторых
занятиях, например в спортивных, их стараются
включать в общегрупповую деятельность.
В общем, дети как дети: любят пошуметь, поспорить
насчет того, кому первому играть с большим
деревянным конструктором или сесть у компьютера.
Но все споры ведутся достаточно культурно и
через две-три фразы заканчиваются установлением
порядка. Все дети — очень активные, все заняты
каким-то делом. Чувствуется, что всё происходящее
для них интересно и в то же время привычно.
Занятия в школе
Хотя в школе действует типичная
урочная система, то, что происходит с дошколятами
на протяжении всего их четырехчасового
пребывания в школе, я бы не назвала уроками.
Точнее было бы сказать, что это просто совместные
действия по проживанию сегодняшнего дня и
вспоминанию того, что было накануне.
Начинается день с «официальной части» — дети
поют гимн своей страны. Потом расстилают большой
коврик около доски, усаживаются на него тесной
группой, и учитель 20—25 минут занимается с ними
одновременным изучением английского языка и
математики: здесь и песенки и стишки про буквы, и
названия дней, и выяснение количества дней в
неделе, и определение их последовательности, и
еще много всего, что связано с непосредственными
жизненными вопросами — например, как правильно
писать имена детей и фамилию учителя.
— Мистер Шеффел, а я думала, вы мистер Шефелд, —
признается одна из девочек, и все дружно смеются
вместе с самим мистером Шеффелом-Шефелдом.
Чувствуется, что дети не боятся сделать ошибку и
признаться в ней.
Вся эта деятельность, в которой нет четкой смены
одного вида коллективных занятий на другой,
организована так, что более половины времени
дети работают самостоятельно, выбирая, что кому
нравится. Это не урок, а скорее непрерывная
познавательная деятельность с включенными в нее
элементами игр, рисования, работы с различными
конструкторами.
Перерывы здесь не нужны, поскольку сама смена
занятий есть «перерыв». Кроме того, есть
получасовое занятие спортом на школьной
площадке (или в зале, когда погода плохая): оно
включает обязательный бег по кривой дорожке (два
круга), различные упражнения, которые
выполняются сидя на асфальте, а также короткие
игры с мячом (мячей много — чтобы каждому
хватило).
Поскольку все дети занимаются разными делами, в
классе, конечно, немного шумно, но криков нет,
скорее это похоже на обычный звуковой фон
деловых разговоров партнеров, занятых групповой
работой.
Занятия вне школы
Различные экскурсии — непременная
составляющая детского образования, и их
содержание затем обязательно используется на
занятиях. Экскурсии проводятся по субботам, к
поездкам привлекают родителей, так что на троих
детей приходится один взрослый — получаются
своеобразные мини-группы с естественно
складывающимся общением внутри них, и это,
конечно, намного удобнее, особенно при осмотре
маленьких помещений и объектов, чем привычная
нам возбужденная толпа детей на двоих-троих
нервничающих взрослых при традиционной
организации поездок.
При мне дошкольный класс возили на ферму,
примерно в получасе езды от города. Сама ферма,
представляющая собой что-то вроде маленького
зоопарка, организована как постоянный учебный
практикум для детей, и там работает молодежь, уже
имеющая опыт общения с дошкольниками. Им
показывают коров и телят, коз и козлят, поросят,
индюшек с их выводком, лошадей с жеребятами,
ослика, а также самых разных кроликов. Везде
стоят низкие деревянные скамьи, сделанные
специально для детей. Все можно и даже нужно
трогать руками, а в курятнике каждый взял в
ладошки по яичку и отнес в большую корзину. Всюду
царят чистота и почти музейный порядок.
На ферме имеется и довольно большая площадка для
игр, так что дети, едва выйдя из школьного
автобуса, сразу с таким энтузиазмом бегут на
горки (с надписями «До пяти лет», «До десяти лет»),
словно увидели их впервые в жизни. Собственно
экскурсия и начинается после такой разминки.
В заключение детей в больших прицепах с
сиденьями возили трактором по периметру фермы, и
они вместе с учителем пели всякие песенки с
«ненавязчивым учебным содержанием».
Существуют целые программы внешкольной
деятельности. Каждый месяц родители получают на
руки такие планы, отпечатанные как хорошие
рекламы. Здесь все ясно — где, что, когда, зачем,
кто из учителей ведет и сколько это будет стоить
родителям (есть и бесплатные мероприятия).
Программы включают информацию о праздниках,
экскурсиях или дополнительных занятиях по
выбору (например, танцы, прикладное искусство,
бейсбол и другое). Одно из направлений
внешкольного образования предлагает игры и
занятия на природе на разнообразные
экологические темы. Другое — приобретение
навыков кулинарии. Всего восемь направлений, и
оплата чисто символическая, по канадским меркам.
Конечно, эти планы рассчитаны на ребят постарше,
но программы раздаются всем родителям, и если
кто-то из детей «дошкольного» класса захочет
участвовать, проблем не будет, поскольку
разновозрастные группы — это обычное явление.
Среда
За каждой группой детей закреплена
классная комната: помещение (пожалуй, не больше
нашего стандартного класса), где есть небольшой
туалет, умывальник и ниша с вешалками для верхней
одежды. Вдоль стен — стеллажи с учебными
материалами и детскими работами. Это как бы
постоянная выставка детского творчества, причем
вовсе не лучших, отобранных, а всех текущих работ,
— частичка собственной среды ребенка,
включенная в общую среду класса.
Каждая работа подписана собственноручно
автором. Авторство присутствует как необходимый
элемент учебы. Даже когда все дети выполняют одно
задание (например, сделать коллаж, изображающий
деревья), у всех получается по-разному.
Класс разделен небольшими полками и стеллажами
на «комнатки», попадая в которые, каждый раз
оказываешься в другом поле действия.
Все пространство класса можно условно разделить
на подпространства:
«у доски» — вход в класс и
свободное место в центре: здесь можно и разложить
«учебный коврик» для всей группы, и, свернув его,
построить башню выше собственного роста из
больших брусков дерева;
«игровая» — пространство
возле окна, приспособленное для ролевых игр (а
для них есть все — и форма полицейского, и одежда
для врача, и еще какие-то костюмы, оставшиеся от
других игр и праздников; ну и конечно же куклы и
утварь);
«конструкторская» — место у
другого окна, где сосредоточены машины и
разнообразные конструкторы (каждый — в своей
отдельной коробке);
«у компьютера» — в уголке у
окна стол с компьютером и 3—4 стула, здесь дети по
очереди осваивают компьютерные игры (отчасти —
самостоятельно, отчасти — учась друг у друга,
отчасти — с подсказки учителя);
«у мольберта» — двусторонний
мольберт сделан из металла; стоящие рядом
стеллажи с картинами и красками отделяют эту
часть класса от туалета и ниши с куртками и
сумками; место это не пустует, а если и
оказывается временно не занятым, то кто-нибудь из
учителей обязательно спросит: «Джонни, а ты
сегодня нарисовал свою картину про экскурсию?» —
да, нарисовал и положил рисунок в ячейку
стеллажа, снял фартук и прикрепил к мольберту
чистый лист для другого;
«у длинного стола» — он стоит
вдоль внутренней стены, и за ним постоянно
находятся человек шесть, выполняющих задание
учителя, а также несколько «болеющих» и рвущихся
сделать нечто подобное: здесь составляют и пишут
слова (точнее, не пишут, а пропечатывают с помощью
специальных штампов), клеят, мастерят, вырезают
что-то из бумаги и т.п.;
«библиотека» — маленькое
пространство в самом центре комнаты: столик и
стеллаж с книгами. Мистер Шеффел, главный
библиотекарь класса, выдает книжки и тем из
детей, кто пока не читает, а только рассматривает
их и играет с ними (в библиотеке есть и
книги-игры).
(Я так подробно пишу об этом сложном,
разноцветном, разнообразном пространстве в
надежде, что его сможет представить себе
директор одной из наших школ, который с гордостью
показывал мне выкрашенные в тон с серым небом
стены класса, в котором строгими рядами стояли
маленькие парты для шестилеток. Директор,
потирая руки, говорил: «Вот, наконец нашел
маленькие парты!» Когда я попыталась объяснить,
что парты не нужны, он ответил мне взглядом,
полным сомнения и иронии на мой счет.)
Учителя
В классе два учителя — ведущий и
помогающий. Основная задача — обеспечить
деятельность каждого ребенка в условиях, когда
групповая и индивидуальная работа постоянно
чередуются и ни одна из них, кажется, не
доминирует. Но все же, по-моему, индивидуальное
общение составляет основу всей педагогической
деятельности.
Контакт с детьми
Поскольку занятия не имеют формы
урока, учитель может сосредоточить внимание на
ребенке, а не на учебном материале. Общение же с
каждым ребенком позволяет учитывать особенности
его деятельности и использовать учебный
материал особым образом.
Вот несколько детей, получив задание составить с
помощью оттисков слова на тему «Ферма»,
располагается вокруг длинного стола. У окна
человек пять начинают какую-то ролевую игру, двое
или трое строят башню в центре класса, четверо
побежали к компьютеру, а учитель с одним из
мальчиков за небольшим столом (в «библиотеке»)
тихонько разговаривают.
О чем идет беседа? О том, что понравилось на
экскурсии, что прочитал (или просмотрел) из
школьных книг, какие мультфильмы видел, что дома
делает старший брат или младшая сестра, как можно
помочь маме, и о многом другом. Можно при этом на
что-то обратить внимание ребенка. В рамках
индивидуального общения с учителем у ребенка и
чтение идет намного легче. Это особенно важно для
самых младших, для того, кто еще только осваивает
английский язык: если он что-то не понял, то
объяснить ему один на один всегда проще (впрочем,
никто здесь не стесняется своих более
разговорчивых одноклассников, неправильно
произнеся то или иное слово, — психологически
это очень важный момент).
Такие индивидуальные собеседования повторяются
каждый день: с кем накоротке, а с кем и
поосновательнее.
Контакт с родителями
Родители — важные помощники в
образовательном процессе. Они участвуют во
внешкольных мероприятиях. Они могут
присутствовать и в школе (хоть весь учебный день).
С ними поддерживаются деловые, партнерские
отношения. Эти отношения «документированы» —
планами, программами, записками с напоминаниями
о книгах из школьно-классной библиотеки, которые
надо сдать. Однако к родителям не поступает
никакой отрицательной информации о ребенке —
только то, что дает пищу для размышлений о
развитии дошкольника. Периодически родители
получают отпечатанные отчеты, копии которых
хранятся в личном деле каждого ученика еще пять
лет после его ухода из школы.
Вот пример такого отчета о развитии
четырехлетнего мальчика С. (младший детсадовский
класс «Селуин»-школы) за первый период его учебы.
Раздел «Интересы и задатки». С. —
внимательный и ответственный учащийся, он хорошо
приспособился к условиям младшего уровня
детского сада. Он очень быстро освоил все
необходимые роли и правила. За пять месяцев его
английский значительно улучшился, и он с
готовностью участвует в обсуждениях в классе. С.
вполне независим и может одеваться сам.
Ему нравится разнообразная деятельность, и он
способен сосредотачивать свое внимание на
поставленной задаче в течение нужного времени.
Особенно ему интересно конструировать самолеты,
машины и грузовики из небольших элементов
конструктора и затем придумывать с ними игры. Он
с удовольствием слушает сказки и стихи,
осмысленно задает вопросы и комментирует.
Каждый день дети имеют возможность некоторое
время просматривать книги из нашей классной
библиотеки. С. любит брать новые для себя книги и
проводит все выделяемое на это занятие время,
рассматривая детали иллюстраций. Когда он
возвращает взятую домой книгу и рассказывает мне
о ней, сразу видно, что он работал с ней. Он
пересказывает сказки и истории достаточно живо и
громко и понимает все слова.
Раздел «Развитие и учеба». С. может
отчетливо произнести и написать печатными и
прописными буквами свое имя, назвать и правильно
показать большую часть букв алфавита. Он может
правильно и без помощи со стороны делать оттиски
большинства букв. Он также считает до 29 и умеет
пересчитывать предметы, делать оттиски цифр с 1
до 10 в прямом и обратном порядке.
С. — очень нетерпеливый ученик, и ему нужно
иногда напоминать о том, что не следует
выкрикивать ответы.
Он умеет играть вместе с другими
одноклассниками, но может также
довольствоваться игрой в одиночестве довольно
продолжительное время. Что же касается
спортивных занятий, то здесь С. — очень активный
и заинтересованный участник, он может бросать и
ловить предметы разных форм и размеров.
Раздел «Планирование последующего
обучения». Мы будем продолжать увеличивать у С.
словарный запас с помощью книг, игр и дискуссий.
Ему надо продолжить каждую неделю брать для
чтения новые книги из нашей библиотеки. Если их
читать ежедневно, то С. будет лучше читать мне их
по понедельникам. Читайте каждый день и другие
книги с вашим ребенком.
Такой отчет может написать только
педагог, умеющий наблюдать за естественным
ростом ребенка и могущий тактично помочь ему там,
где это нужно.
Ната КРЫЛОВА