Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2001


Разное

Как начинается образование детей в канадской школе

ГОРИЗОНТСКИЕ ОСТРОВА

КАК НАЧИНАЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В КАНАДСКОЙ ШКОЛЕ

Дети

Судьба привела меня этим летом в канадский город Торонто, в школу, которая находится на Селуин-авеню и соответственно называется «Селуин». Рядовая районная школа — пара зданий в два этажа и большой школьный двор с площадками разной конфигурации, где есть место и для игр детворы детсадовского класса.
Вот об этом «дошкольном» классе и пойдет речь.
Его посещают около двадцати ребятишек в возрасте от трех до семи лет. Их готовят к школе, но сами дети по праву считают, что они уже ходят в школу. У них еще нет того отторжения от школы, которое встречается у подростков. Поэтому дошколята каждый день радостно и деловито выстраиваются у входа в школу, чтобы со звонком вместе с учителем мистером Шеффелом войти в свой класс.
Дошкольные классы, а их в школе несколько (младшие и старшие), — разновозрастные и мультикультурные: это означает, что здесь их посещают дети, родившиеся не только в Канаде, но и в Европе и Азии. Некоторые малыши еще почти не говорят по-английски. Уровень развития у всех, естественно, разный. Один мальчик — с церебральным параличом, но хорошо развит интеллектуально. Двое — с задержками психического развития, и с ними проводятся индивидуальные занятия, однако в некоторых занятиях, например в спортивных, их стараются включать в общегрупповую деятельность.
В общем, дети как дети: любят пошуметь, поспорить насчет того, кому первому играть с большим деревянным конструктором или сесть у компьютера. Но все споры ведутся достаточно культурно и через две-три фразы заканчиваются установлением порядка. Все дети — очень активные, все заняты каким-то делом. Чувствуется, что всё происходящее для них интересно и в то же время привычно.

Занятия в школе

Хотя в школе действует типичная урочная система, то, что происходит с дошколятами на протяжении всего их четырехчасового пребывания в школе, я бы не назвала уроками. Точнее было бы сказать, что это просто совместные действия по проживанию сегодняшнего дня и вспоминанию того, что было накануне.
Начинается день с «официальной части» — дети поют гимн своей страны. Потом расстилают большой коврик около доски, усаживаются на него тесной группой, и учитель 20—25 минут занимается с ними одновременным изучением английского языка и математики: здесь и песенки и стишки про буквы, и названия дней, и выяснение количества дней в неделе, и определение их последовательности, и еще много всего, что связано с непосредственными жизненными вопросами — например, как правильно писать имена детей и фамилию учителя.
— Мистер Шеффел, а я думала, вы мистер Шефелд, — признается одна из девочек, и все дружно смеются вместе с самим мистером Шеффелом-Шефелдом. Чувствуется, что дети не боятся сделать ошибку и признаться в ней.
Вся эта деятельность, в которой нет четкой смены одного вида коллективных занятий на другой, организована так, что более половины времени дети работают самостоятельно, выбирая, что кому нравится. Это не урок, а скорее непрерывная познавательная деятельность с включенными в нее элементами игр, рисования, работы с различными конструкторами.
Перерывы здесь не нужны, поскольку сама смена занятий есть «перерыв». Кроме того, есть получасовое занятие спортом на школьной площадке (или в зале, когда погода плохая): оно включает обязательный бег по кривой дорожке (два круга), различные упражнения, которые выполняются сидя на асфальте, а также короткие игры с мячом (мячей много — чтобы каждому хватило).
Поскольку все дети занимаются разными делами, в классе, конечно, немного шумно, но криков нет, скорее это похоже на обычный звуковой фон деловых разговоров партнеров, занятых групповой работой.

Занятия вне школы

Различные экскурсии — непременная составляющая детского образования, и их содержание затем обязательно используется на занятиях. Экскурсии проводятся по субботам, к поездкам привлекают родителей, так что на троих детей приходится один взрослый — получаются своеобразные мини-группы с естественно складывающимся общением внутри них, и это, конечно, намного удобнее, особенно при осмотре маленьких помещений и объектов, чем привычная нам возбужденная толпа детей на двоих-троих нервничающих взрослых при традиционной организации поездок.
При мне дошкольный класс возили на ферму, примерно в получасе езды от города. Сама ферма, представляющая собой что-то вроде маленького зоопарка, организована как постоянный учебный практикум для детей, и там работает молодежь, уже имеющая опыт общения с дошкольниками. Им показывают коров и телят, коз и козлят, поросят, индюшек с их выводком, лошадей с жеребятами, ослика, а также самых разных кроликов. Везде стоят низкие деревянные скамьи, сделанные специально для детей. Все можно и даже нужно трогать руками, а в курятнике каждый взял в ладошки по яичку и отнес в большую корзину. Всюду царят чистота и почти музейный порядок.
На ферме имеется и довольно большая площадка для игр, так что дети, едва выйдя из школьного автобуса, сразу с таким энтузиазмом бегут на горки (с надписями «До пяти лет», «До десяти лет»), словно увидели их впервые в жизни. Собственно экскурсия и начинается после такой разминки.
В заключение детей в больших прицепах с сиденьями возили трактором по периметру фермы, и они вместе с учителем пели всякие песенки с «ненавязчивым учебным содержанием».
Существуют целые программы внешкольной деятельности. Каждый месяц родители получают на руки такие планы, отпечатанные как хорошие рекламы. Здесь все ясно — где, что, когда, зачем, кто из учителей ведет и сколько это будет стоить родителям (есть и бесплатные мероприятия). Программы включают информацию о праздниках, экскурсиях или дополнительных занятиях по выбору (например, танцы, прикладное искусство, бейсбол и другое). Одно из направлений внешкольного образования предлагает игры и занятия на природе на разнообразные экологические темы. Другое — приобретение навыков кулинарии. Всего восемь направлений, и оплата чисто символическая, по канадским меркам. Конечно, эти планы рассчитаны на ребят постарше, но программы раздаются всем родителям, и если кто-то из детей «дошкольного» класса захочет участвовать, проблем не будет, поскольку разновозрастные группы — это обычное явление.

Среда

За каждой группой детей закреплена классная комната: помещение (пожалуй, не больше нашего стандартного класса), где есть небольшой туалет, умывальник и ниша с вешалками для верхней одежды. Вдоль стен — стеллажи с учебными материалами и детскими работами. Это как бы постоянная выставка детского творчества, причем вовсе не лучших, отобранных, а всех текущих работ, — частичка собственной среды ребенка, включенная в общую среду класса.
Каждая работа подписана собственноручно автором. Авторство присутствует как необходимый элемент учебы. Даже когда все дети выполняют одно задание (например, сделать коллаж, изображающий деревья), у всех получается по-разному.
Класс разделен небольшими полками и стеллажами на «комнатки», попадая в которые, каждый раз оказываешься в другом поле действия.
Все пространство класса можно условно разделить на подпространства:

«у доски» — вход в класс и свободное место в центре: здесь можно и разложить «учебный коврик» для всей группы, и, свернув его, построить башню выше собственного роста из больших брусков дерева;

«игровая» — пространство возле окна, приспособленное для ролевых игр (а для них есть все — и форма полицейского, и одежда для врача, и еще какие-то костюмы, оставшиеся от других игр и праздников; ну и конечно же куклы и утварь);

«конструкторская» — место у другого окна, где сосредоточены машины и разнообразные конструкторы (каждый — в своей отдельной коробке);

«у компьютера» — в уголке у окна стол с компьютером и 3—4 стула, здесь дети по очереди осваивают компьютерные игры (отчасти — самостоятельно, отчасти — учась друг у друга, отчасти — с подсказки учителя);

«у мольберта» — двусторонний мольберт сделан из металла; стоящие рядом стеллажи с картинами и красками отделяют эту часть класса от туалета и ниши с куртками и сумками; место это не пустует, а если и оказывается временно не занятым, то кто-нибудь из учителей обязательно спросит: «Джонни, а ты сегодня нарисовал свою картину про экскурсию?» — да, нарисовал и положил рисунок в ячейку стеллажа, снял фартук и прикрепил к мольберту чистый лист для другого;

«у длинного стола» — он стоит вдоль внутренней стены, и за ним постоянно находятся человек шесть, выполняющих задание учителя, а также несколько «болеющих» и рвущихся сделать нечто подобное: здесь составляют и пишут слова (точнее, не пишут, а пропечатывают с помощью специальных штампов), клеят, мастерят, вырезают что-то из бумаги и т.п.;

«библиотека» — маленькое пространство в самом центре комнаты: столик и стеллаж с книгами. Мистер Шеффел, главный библиотекарь класса, выдает книжки и тем из детей, кто пока не читает, а только рассматривает их и играет с ними (в библиотеке есть и книги-игры).

(Я так подробно пишу об этом сложном, разноцветном, разнообразном пространстве в надежде, что его сможет представить себе директор одной из наших школ, который с гордостью показывал мне выкрашенные в тон с серым небом стены класса, в котором строгими рядами стояли маленькие парты для шестилеток. Директор, потирая руки, говорил: «Вот, наконец нашел маленькие парты!» Когда я попыталась объяснить, что парты не нужны, он ответил мне взглядом, полным сомнения и иронии на мой счет.)

Учителя

В классе два учителя — ведущий и помогающий. Основная задача — обеспечить деятельность каждого ребенка в условиях, когда групповая и индивидуальная работа постоянно чередуются и ни одна из них, кажется, не доминирует. Но все же, по-моему, индивидуальное общение составляет основу всей педагогической деятельности.

Контакт с детьми

Поскольку занятия не имеют формы урока, учитель может сосредоточить внимание на ребенке, а не на учебном материале. Общение же с каждым ребенком позволяет учитывать особенности его деятельности и использовать учебный материал особым образом.
Вот несколько детей, получив задание составить с помощью оттисков слова на тему «Ферма», располагается вокруг длинного стола. У окна человек пять начинают какую-то ролевую игру, двое или трое строят башню в центре класса, четверо побежали к компьютеру, а учитель с одним из мальчиков за небольшим столом (в «библиотеке») тихонько разговаривают.
О чем идет беседа? О том, что понравилось на экскурсии, что прочитал (или просмотрел) из школьных книг, какие мультфильмы видел, что дома делает старший брат или младшая сестра, как можно помочь маме, и о многом другом. Можно при этом на что-то обратить внимание ребенка. В рамках индивидуального общения с учителем у ребенка и чтение идет намного легче. Это особенно важно для самых младших, для того, кто еще только осваивает английский язык: если он что-то не понял, то объяснить ему один на один всегда проще (впрочем, никто здесь не стесняется своих более разговорчивых одноклассников, неправильно произнеся то или иное слово, — психологически это очень важный момент).
Такие индивидуальные собеседования повторяются каждый день: с кем накоротке, а с кем и поосновательнее.

Контакт с родителями

Родители — важные помощники в образовательном процессе. Они участвуют во внешкольных мероприятиях. Они могут присутствовать и в школе (хоть весь учебный день). С ними поддерживаются деловые, партнерские отношения. Эти отношения «документированы» — планами, программами, записками с напоминаниями о книгах из школьно-классной библиотеки, которые надо сдать. Однако к родителям не поступает никакой отрицательной информации о ребенке — только то, что дает пищу для размышлений о развитии дошкольника. Периодически родители получают отпечатанные отчеты, копии которых хранятся в личном деле каждого ученика еще пять лет после его ухода из школы.
Вот пример такого отчета о развитии четырехлетнего мальчика С. (младший детсадовский класс «Селуин»-школы) за первый период его учебы.

Раздел «Интересы и задатки». С. — внимательный и ответственный учащийся, он хорошо приспособился к условиям младшего уровня детского сада. Он очень быстро освоил все необходимые роли и правила. За пять месяцев его английский значительно улучшился, и он с готовностью участвует в обсуждениях в классе. С. вполне независим и может одеваться сам.
Ему нравится разнообразная деятельность, и он способен сосредотачивать свое внимание на поставленной задаче в течение нужного времени. Особенно ему интересно конструировать самолеты, машины и грузовики из небольших элементов конструктора и затем придумывать с ними игры. Он с удовольствием слушает сказки и стихи, осмысленно задает вопросы и комментирует.
Каждый день дети имеют возможность некоторое время просматривать книги из нашей классной библиотеки. С. любит брать новые для себя книги и проводит все выделяемое на это занятие время, рассматривая детали иллюстраций. Когда он возвращает взятую домой книгу и рассказывает мне о ней, сразу видно, что он работал с ней. Он пересказывает сказки и истории достаточно живо и громко и понимает все слова.

Раздел «Развитие и учеба». С. может отчетливо произнести и написать печатными и прописными буквами свое имя, назвать и правильно показать большую часть букв алфавита. Он может правильно и без помощи со стороны делать оттиски большинства букв. Он также считает до 29 и умеет пересчитывать предметы, делать оттиски цифр с 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
С. — очень нетерпеливый ученик, и ему нужно иногда напоминать о том, что не следует выкрикивать ответы.
Он умеет играть вместе с другими одноклассниками, но может также довольствоваться игрой в одиночестве довольно продолжительное время. Что же касается спортивных занятий, то здесь С. — очень активный и заинтересованный участник, он может бросать и ловить предметы разных форм и размеров.

Раздел «Планирование последующего обучения». Мы будем продолжать увеличивать у С. словарный запас с помощью книг, игр и дискуссий. Ему надо продолжить каждую неделю брать для чтения новые книги из нашей библиотеки. Если их читать ежедневно, то С. будет лучше читать мне их по понедельникам. Читайте каждый день и другие книги с вашим ребенком.

Такой отчет может написать только педагог, умеющий наблюдать за естественным ростом ребенка и могущий тактично помочь ему там, где это нужно.

Ната КРЫЛОВА

Ната Крылова

Рейтинг@Mail.ru