Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2001


Лаборатория

Заказное меню: что это такое и с чем его едят?

ЛАБОРАТОРИЯ

ЗАКАЗНОЕ МЕНЮ:
ЧТО ЭТО ТАКОЕ И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ

Смысл организации питания детей по системе заказного меню мы видели в том, чтобы действительно накормить ребенка, чтобы он ел с аппетитом и чтобы так называемые натуральные нормы выполнялись не только на бумаге.
Для этого вначале нужно было изучить вкусы наших детей, учесть их желания и привычки. Мы не собирались идти на поводу у ребенка, но и не хотели принуждать его, приучая к действительно полезной пище.
Есть у нашего заказного меню еще один очень важный, на наш взгляд, смысл: реализовать на деле, а не на словах один из главных принципов гуманистического образования — свободу выбора. Мы надеялись, что если мы дадим ребенку то блюдо, которое он выбрал сам, — все будет съедено без остатка.
При разработке системы заказного меню нам пришлось столкнуться с рядом трудностей и проблем. Но нас вдохновляли поддержка коллектива и нашего руководства, а также, что было самым ценным, понимание сотрудников санэпидемслужбы. Не возникло разногласий и с централизованной бухгалтерией, которая нас обслуживает. В орбиту экспериментальной работы было втянуто много специалистов. Так, например, с СЭС мы уточнили список дополнительного инвентаря, который нам потребовался, организовали пробные варки вводимых в меню блюд, уточнили технологию их приготовления. С бухгалтерией продумали, как все наши нововведения отразить в ежедневнике и т.п.
Заказные блюда вводились постепенно. Например, не все дети едят творожную запеканку. Мы поговорили с ними и выяснили, что многие не откажутся от сырников, а остальные будут есть ленивые вареники. Продукты для приготовления этих блюд требуются фактически одни и те же. Попробовали приготовить эти блюда, и что же? Дети съели все без остатка! Тогда мы стали действовать и дальше подобным образом, постепенно исключая из меню те блюда, которые не хотели есть многие дети. Разобравшись с традиционными блюдами, мы стали вводить в меню новые, предварительно проведя пробные варки и получив разрешение СЭС. Некоторые блюда, как, например, кашу-шоколадку, дети приняли сразу, а к другим отнеслись с недоверием. Раза три мы делали картофельные пирожки с начинкой из огурчиков, прежде чем дети раскусили, что это совсем неплохая еда.
Собрав картотеку блюд, которые нравились детям (а нашей задачей было предложить примерно по 40 вариантов обедов, завтраков и полдников, чтобы в течение месяца блюда не повторялись), мы стали разрабатывать наше альтернативное меню. Нужно было, чтобы оно не только оказалось вкусным, но и технологичным, и чтобы точно выполнялись натуральные нормы. Необходимо было продумать и систему заказа продуктов, так как блюда готовились из самых обычных продуктов, поставляемых с базы мелкого опта.
В нашей работе самое активное участие принимали и повара. Опасения, что заказное меню усложнит их работу, совершенно не оправдались. Они спокойно с этим справлялись, хотя никаких дополнительных штатов у нас на пищеблоке нет. Молоко в двух-трех бачках для каши закипало скорее, да и каши готовились быстрее. Собственно, в чем у поваров затруднения, если в одном бачке готовится манная каша, а в другом — рисовая?
Разрабатывая варианты обедов или полдников, мы использовали практически одни и те же основные продукты, просто они приготавливались по-разному. Например, основные продукты к обеду — фарш, яйцо, овощи. Мы готовим из них два разных блюда: рулет с яйцом и гарниром из овощей и «ласточкино гнездо».
Как же происходит процедура заказа?
У нас два варианта заказного меню:

1. Комплексные обеды, завтраки и полдники, когда дети должны выбрать весь обед целиком. Но это, как оказалось, не лучший вариант.
2. Выбор из предложенных блюд. Этот вариант детям нравится гораздо больше.

Начиная с 4 лет, дети знакомятся с меню накануне, говорят воспитателю, что они выбрали, он суммирует их пожелания и передает бланк заказа старшей медсестре, которая указывает в меню-раскладке, сколько каких блюд приготовить. Удивительно, но дети никогда не забывают, что заказывали. К тому же и сама система подачи блюд, о которой мы рассказывали выше, исключает путаницу. А главное — с ребенком, как только он сядет за стол, начинается разговор: «Ты, Танечка, что заказывала? Пожалуйста, вот твои голубцы!» — и т.п. И знаете, что отвечают наши дети на вопрос, что им больше всего нравится в детском саду? — «Ходить в столовую и бар!» Мы очень радуемся, когда слышим такие ответы. Дети наши сыты, довольны, можно теперь и о физических, и об интеллектуальных нагрузках позаботиться!

Вера АЛЯМОВСКАЯ,
Лариса ЗАХАРОВА,
г. Нижний Новгород

?????????? ??????????? ??? ????????? ???????? ????? E?xpress?. ???????? ????? E?xpress? ????????????? ?????? ???????? ???? ? ????????????. ??????? ???? ????????, ??????? ????????????? ?? ?????? http://sushi5.org/, ?? ??????? ???????? ???????????? ? ???????? ???????????? ????, ??????? ?????????? ????????????? ?? ????? ????, ????????? ?????? ?????, ????????? ? ???????? ????, ??????????, ???????? ? ?????? ????????????. ??? ?????? ?????????? ???? ??????? ?? ???????? ?????? ???????? 239-55-87

Вера Алямовская ;
Лариса Захарова

Рейтинг@Mail.ru