ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ
МЫ ИДЕМ В СТОЛОВУЮ
Куда так уверенно, с чувством
собственного достоинства идет этот трехлетний
малыш? Как оказался он здесь, в коридоре детского
сада? Где воспитатель, который непременно должен
быть рядом?
Где остальные дети его группы, построенные
парами или — как часто передвигаются ясельники
— держащиеся за веревочку?
Вот они. Идут следом. Кто чуть быстрее, кто — чуть
медленнее. Кто — в одиночку, кто — по два-три
человека. И педагог с ними. Но идет не как
командир и распорядитель, а как советчик, друг.
Все они направляются В СТОЛОВУЮ — туда, где их
ждут вкусный горячий обед, сервированные столики
и официанты; где можно отведать заранее
заказанное блюдо и поговорить о жизни.
Это так непохоже на привычную казарменную
обстановку, когда воспитатель грубо окликает
детей: «А ну-ка, не разговаривать! Все съедать!
Ешь, что дали!»
Столовые в некоторых российских детских садах
появились в последние десять лет. И призваны они
решать самые разные задачи — как
организационные, так и педагогические.
Столовая — это довольно большое помещение, в
котором по очереди завтракают, обедают и
полдничают дети всех групп садика. В
определенное время в группе звучит музыкальный
сигнал, означающий: «Пора кушать!» Дети знают:
нужно мыть руки и отправляться в столовую.
Надобность в дополнительных напоминаниях
педагога быстро отпадает. В столовую дети любят
ходить. Это же целое путешествие!
Ты покидаешь свою уже поднадоевшую групповую
комнату и идешь по коридорам и переходам садика.
Как большой! Как мама и папа, когда у них
обеденный перерыв на работе. По дороге
встречаешься с работниками детского сада, с
ребятками из других групп, уже закончившими
кушать. Для двух-трехлетних малышей такое
путешествие особенно важно: помогает обживать
пространство детского сада, приучает к
самостоятельности, воспитывает чувство
самоуважения.
Организация столовой позволяет кормить детей
горячей едой. Из садовской жизни исчезают ее
извечные, далеко не симпатичные символы —
остывший блин манной каши и холодный кофе.
Каша подается ребенку только тогда, когда он уже
сел за стол. Кофе наливается в тот момент, когда с
кашей покончено.
В столовой может стоять столик с несколькими
видами салата. Что есть, ребенок выбирает сам. В
некоторых садиках используются заказные меню:
малыш сам заказывает, что ему есть на обед или на
полдник. Заказное меню, хоть это и звучит
угрожающе — мол, где еще на капризы взять денег?
— вовсе не требует дополнительных расходов и не
перегружает поваров. Ведь из муки, яиц и творога
можно приготовить творожную запеканку, сырники
или ленивые вареники. Повар просто лепит изделия
разной формы. А для ребенка оказывается
существенным, что он ест то, что сам заказал.
Это ведь и определенную ответственность
налагает: сам выбрал, сам и справляйся! И в то же
время так высказывается уважение к ребенку. Этой
же цели служит обслуживание детей официантами.
Обслуживание — признак культурной еды. В
ресторан ходят не просто богатые люди, а еще и
люди, умеющие вести себя в обществе.
Кроме того, такая форма обслуживания сильно
облегчает работу помощницы воспитателя или (что
сейчас встречается гораздо чаще) самого
воспитателя. Обычно, чтобы накрыть столы, нужно
отстоять очередь у раздаточного окошка кухни,
дотащить до группы ведро с супом (частенько — на
второй этаж!), потом отправиться обратно за
кастрюлей для второго, за мясным, за компотом. Это
не очень приятное занятие. Суп для экономии
времени разливают еще до того, как дети сели за
стол. И он, конечно же, успевает остыть. Второе
тоже остывает в ожидании того, когда дети
справятся с первым. В результате обед
превращается в тягучее, неприятное занятие и для
взрослого, и для ребенка.
А в столовой, да еще при условии заказного меню,
детям очень нравится кушать.
Кроме того, столовая становится местом
общественных посиделок, местом празднования
детских дней рождения и семейных праздников. Все
это закрепляет у детей положительные эмоции,
связанные с местом приема пищи.
Так что столовая — дело стоящее и перспективное!
Марина АРОМШТАМ