ЭКСПЕРИМЕНТ 1
Цель: определить
сформированность у детей 5—6 лет понятий о
сохранении количества жидкости.
Детям предлагаются два варианта заданий.
1. Демонстрируются два сосуда А и А1
одинаковой формы с равным количеством воды в них.
Вопросы:
— Что ты видишь на столе?
— Посмотри и скажи, где воды больше?
(Дети дают правильный ответ: в обоих сосудах
равное количество воды.)
2. Из сосуда А1 вода переливается в
сосуд Б (на глазах у ребенка).
Вопросы:
— Посмотри и скажи, где сейчас воды больше?
— Воды поровну?
(Как правило, дети утверждают, что в сосуде Б воды
больше.)
Вывод: у детей 5—6 лет
отсутствует понятие о сохранении объема
жидкости.
Необходима направленная работа с детьми по
формированию данного понятия. |
ЭКСПЕРИМЕНТ
2
Цель: определить
сформированность у детей 5—6 лет понятий о
сохранении объема вещества.
Детям предлагаются два варианта заданий.
1. Демонстрируются два одинаковых
комочка из глины А и А1.
Вопросы:
— Что ты видишь на дощечке?
— Какой комочек больше?
(Дети дают правильный ответ: комочки одинаковые.)
2. Педагог меняет у комочка А1 форму
(слегка вытягивает его на глазах у ребенка).
Вопросы:
— Как ты думаешь, какой комочек сейчас больше?
— Где глины больше?
(Обычно дети долго думают, сомневаются и
утверждают, что комочек А1 стал больше.)
Вывод: у детей 5—6 лет отсутствует
понятие о сохранении объема вещества. Необходима
направленная работа по формированию данного
понятия. |
ЭКСПЕРИМЕНТ
3
Цель: определить
сформированность у детей 5—6 лет понятий о
сохранении длины предметов.
Детям предлагаются два варианта заданий.
1. Демонстрируются две одинаковые
деревянные палочки А и А1, лежащие на одном
уровне.
Вопросы:
— Что ты видишь на столе?
— Одинаковые палочки по длине или нет?
(Дети дают правильный ответ: палочки одинаковые.)
2. Палочку А1 педагог отодвигает на
несколько сантиметров от палочки А (на глазах у
ребенка).
Вопрос: Посмотри и скажи, а сейчас какая палочка
длиннее?
(Обычно дети утверждают, что палочка А стала
длиннее.)
Вывод: у детей 5—6 лет
отсутствует понятие о сохранении длины
предметов.
Необходима работа по формированию данного
понятия. |
ЭКСПЕРИМЕНТ
5
Цель: определить
сформированность у детей 5—6 лет понятий о
сохранении количества предметов.
Детям предлагаются два варианта заданий.
1. Демонстрируются 7 одинаковых чашек и
7 одинаковых блюдец, расставленных на некотором
расстоянии друг от друга.
Вопросы:
— Что ты видишь на столе?
— Посмотри внимательно и скажи, не считая: чашек
и блюдец поровну или нет?
(Дети обычно путаются в ответах, чаще дают
неправильный ответ.)
2. Все 7 чашек стоят на блюдцах.
Вопрос: Посмотри, а сейчас чашек и блюдец поровну?
(На этот вопрос дети отвечают правильно,
поскольку ответ очевиден.)
Вывод: У детей 5—6 лет
отсутствует понятие о сохранении количества
предметов.
Необходима направленная работа по формированию
данного понятия. |
ЭКСПЕРИМЕНТ 4
Цель: определить
сформированность у детей 5—6 лет понятий о
сохранении площади.
Детям предлагаются два варианта заданий.
1. Демонстрируются два одинаковых по
размеру и по цвету квадрата А
и А1. Это поля, на которых пасутся коровы.
Вопрос: Как ты считаешь, какое поле больше?
(Дети отвечают правильно: поле А и поле А1
одинаковые.)
2. Поле А1 педагог на глазах у ребенка
разрезает на две части по диагонали.
Вопрос: Посмотри, а сейчас какое поле больше?
(Как правило, дети отвечают, что поле А больше, а
поле А1 после разрезания стало меньше.)
Вывод: у детей 5—6 лет
отсутствует понятие о сохранении площади.
Необходима направленная работа по формированию
данного понятия. |