Экспериментируют дети. Серия обучающих экспериментов
ЛАБОРАТОРИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ ДЕТИ
Серия обучающих экспериментов
СОХРАНЕНИЕ ДЛИНЫ
Цель: закрепить умение пользоваться
меркой, сравнивать длину двух линий в виде дорог.
Педагог:
Перед тобой две дороги, составленные из палочек:
одна — для зайчика, другая — для лисички. Чья
дорога длиннее?
Ребенок: Одинаковые.
Педагог: Как это проверить?
Ребенок: Измерить. (Выбирает мерку-палочку и
измеряет обе дороги, откладывая метки.)
Педагог: Какая же дорога длиннее?
Ребенок: Одинаковые, потому что на одной
дороге и на другой мерок уложилось одинаковое
количество.
Педагог изменяет дорожку для зайчика, делает ее
зигзагообразной, не изменяя количество палочек в
ней.
Педагог: А теперь чья дорожка длиннее?
Ребенок: Заюшкина.
Педагог: Почему ты так думаешь? Как это
проверить?
Ребенок: Надо измерить. (Измеряет правильно
и откладывает метки.) Дорожки одинаковые,
потому что мерок на этой дорожке уложилось
столько же, сколько на прямой дорожке.
Педагог снова изменяет дорожку для зайчика. Она
стала П-образной формы.
Педагог: А теперь чья дорожка длиннее? (Ребенок
сразу берется за мерку.) А если не измерять?
Можно сразу сказать? (Ребенок молчит.) Как для
тебя лучше — сразу сказать или проверить?
Ребенок: Проверить. (Измеряет дорожки
правильно.) Дорожки опять равные.
Педагог: Что нужно сделать, чтобы у зайчика
дорожка была длиннее? (Нужно добавить к ней одну
палочку или убрать одну палочку с дорожки для
лисы.) Мы так делали?
Вывод: Дорожки всегда были одинаковые, потому
что мы не подкладывали и не убирали палочки, хотя
и меняли форму дорожек. |
Педагог: У нас есть два
одинаковых поля: одно — зеленое, другое — черное.
Зеленое поле засеяно, а черное только вспахано.
Вопрос: как узнать, какое поле больше — зеленое
или черное? Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Ребенок: Надо измерить.
Педагог: Какой меркой можно измерить эти
поля?
Ребенку предлагаются мерки: геометрические
фигуры разного размера. Выбирается нужная мерка.
Ребенок: Измерить поля можно квадратиком. (Измеряет
сначала зеленое поле, а потом черное.) На
зеленом поле уложились
4 мерки, а на черном поле тоже уложились 4 мерки.
Значит, поля одинаковые. |
СОХРАНЕНИЕ РАССТОЯНИЯ
На некотором расстоянии друг от друга стоят
два зайчика.
Педагог: Как ты думаешь, далеко стоят зайцы
друг от друга?
Можно ли это расстояние измерить?
Ребенок (измеряет расстояние
меркой-палочкой): Между зайчиками девять мерок.
Педагог: Однажды между ними выросло дерево (ставит
дерево). Как ты думаешь, зайцы стоят так же
далеко друг от друга, или расстояние между ними
изменилось?
Ребенок: Да, так же. Мы же не трогали зайчиков,
не передвигали их, поэтому ничего не изменилось. |
СОХРАНЕНИЕ ДИСКРЕТНЫХ
КОЛИЧЕСТВ
На
шахматной доске два ряда белых и черных шашек,
расположенных параллельно.
Педагог: Каких шашек больше, белых или черных?
(Шашек поровну, по 9 штук.)
Затем ребенок по просьбе педагога ставит все
белые шашки друг на друга, столбиком, а черные
остаются на том же месте.
Педагог: Каких шашек больше сейчас?
Ребенок: У нас шашек поровну, потому что мы
шашки не отбавляли и не прибавляли. Можно и
черные шашки поставить столбиком, и тогда будет
видно, что шашек поровну.
Вывод: Количество предметов от их
перестановки не меняется. |
СОХРАНЕНИЕ ДЛИНЫ
Перед
ребенком лежат два одинаковых по длине
кирпичика, расположенных точно один под другим.
Педагог: Скажи, кирпичики одинаковые по
длине? А как можно проверить?
Ребенок: Нужно измерить их (измеряет первый
кирпичик). Мерочка мерила его 4 раза. Второй
кирпичик она будет мерить тоже 4 раза, потому что
они одинаковые.
Педагог сдвигает в сторону один из кирпичиков.
Педагог: А сейчас какой кирпичик длиннее?
Ребенок: Этот и этот кирпичики одинаковые,
потому что мерка показывала, что они одинаковые.
Вывод: Количество предметов от их
перестановки не меняется. |
СОХРАНЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА
КОЛИЧЕСТВА ВЕЩЕСТВА
На
столе стоят два стеклянных стакана одинаковой
формы, в которых налито неодинаковое количество
воды. Ребенку предлагается выбрать любой из
стаканов, второй стакан педагог берет себе.
Педагог: У кого больше воды, у тебя или у меня?
Ребенок: У меня.
Педагог переливает воду из своего стакана в
другой, более узкий. Уровень воды в нем
становится выше, чем в стакане ребенка, хотя
объем воды по-прежнему меньше.
Педагог: А сейчас у кого воды больше?
Ребенок: У меня. Ваш стаканчик тоненький и
высокий, и вода поднялась.
Педагог: А как ты докажешь, что у меня
по-прежнему воды меньше?
Ребенок: Надо вашу воду перелить, где она
была, и тогда будет видно, что у меня воды больше,
чем у вас. |
СОХРАНЕНИЕ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ
ДВУХ РЯДОВ
На столе лежат тарелочки и ложки по
восемь штук. Ребенку предлагается положить на
каждую тарелочку ложку.
Педагог: Как ты считаешь, ложек и
тарелок поровну?
Ребенок (кладет каждую ложку на тарелочку):
Тарелок и ложек поровну.
Педагог сдвигает ложки ближе друг к другу.
Педагог: Чего сейчас стало больше, ложек или
тарелок?
Ребенок: Ложек и тарелок поровну, потому что
мы не убирали и не прибавляли. Как было, так и
осталось. |
Редакция
|