Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2001


Детский сад как дом

Кабинет психолога. Вариант оформления

Публикация произведена при поддержке компании "Склад-Сервис.ру". Компания "Склад-Сервис.ру" предоставляет услуги проектирования, производства, продажи и монтажа стеллажей и стеллажных систем хранения для различных видов помещений в Москве. К Вашим услугам высококачественные металлические стеллажи для дома, магазина или склада, различных размеров и грузоподъемности, которые идеально подойдут для хранения предметов всех габаритов. Подробнее ознакомиться с каталогом предлагаемой продукции, а так же купить стеллажи онлайн, с доставкой по Москве и МО, можно на официальном сайте компании "Склад-Сервис.ру", который располагается по адресу http://www.sklad-servis.ru/

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА:
ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ

В последнее время детские работники постоянно сталкиваются с тем, что дети ведут себя агрессивно по отношению к сверстникам и воспитателям. Однако проблема изменения психического здоровья детей пока не нашла широкого освещения в специальной литературе. Известно, что наибольшее число факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка, носят социально-психологический (дисгармония семейных отношений, нарушения в сфере детско-родительских отношений), социально-культурный (загруженность родителей, много личных проблем) и социально-экономический характеры.
Создание условий для психического здоровья детей — это главная цель деятельности психологической службы в коррекционном дошкольном образовательном учреждении. Под психическим здоровьем ребенка обычно понимают состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивает адекватную регуляцию поведения и деятельности.
Обычно для обеспечения психического благополучия детей в ДОУ оформляют кабинет психолога, состоящий из нескольких помещений различного функционального назначения. Атмосфера психологического кабинета очень важна — все здесь должно говорить о том, что это место предназначено именно для детей. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету. Предпочтительнее использовать старую обжитую комнату, небольшую по размерам, пропорциональную и хорошо освещенную. Большие и непропорциональные помещения очень сложно оформить; кроме того, они не способствуют созданию близости общения и доверительной атмосферы.
Комната должна гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз: в ней не должно быть внутренних окон и стеклянных дверей. Наличие внешних окон необходимо, но они должны иметь занавески.
Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, так как он долговечен и легко моется. Цветовые сочетания и общий фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом.
Игрушки должны располагаться на прикрепленных к стене полках или стеллаже. Верхняя полка должна находиться не выше, чем в метре от пола, чтобы малыши могли до нее дотянуться.
Основной принцип оформления помещения — ничего лишнего. Увлечение декорированием может разрушить психологическое пространство кабинета.
Помещение, выделенное под кабинет, мы разделили на несколько зон, которые соответствуют основным направлениям работы психолога коррекционного дошкольного образовательного учреждения (см. план психологического кабинета МДОУ д/с № 38, г. Йошкар-Ола).

Зона консультативной работы оформляется комфортно и уютно, располагая к длительному доверительному общению. Здесь желательны мягкие кресла, столик, литература для посетителей (родителей, педагогов), искусственное освещение (бра).
Вспомогательный материал: распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях; литература (или картотека) по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности и т.д.; различные консультации для родителей.

Зона игровой терапии имеет особое значение. К ней предъявляются требования, направленные на устранение возможного напряжения ребенка при контакте с психологом. Обязательными здесь являются мягкое покрытие пола, наличие игрового сюжета в оформлении зоны, игрушки, детские поделки.
Поскольку дети наиболее легко могут выразить свои чувства посредством игры, очень важны игрушки и материалы, используемые для игровой терапии. Рекомендуется подбирать их по трем направлениям: игрушки из реальной жизни, игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции, игрушки для творческого самовыражения ребенка.
Игрушки из реальной жизни: кукольная семья, кукольный домик, кукольная мебель, машина, грузовик, лодка, касса.
Игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции: игрушечные солдатики, резиновый крокодил, ружья и резиновый нож, мишень с дротиками для метания, наручники.
Игрушки для творческого самовыражения: песок, вода, кубики, конструкторы, карандаши, акварель и бумага, лоскутки.
Полный перечень рекомендуемых игрушек и материалов для игровой терапии можно найти в книге Г.Л. Лэндрета «Игровая терапия: искусство отношений».
Желательно яркое цветовое решение зоны игровой терапии в стиле детского пространства.

Зона релаксации и психического расслабления должна помогать снимать усталость, располагать к отдыху и расслаблению. При ее оформлении рекомендуется использовать спокойные тона, ненавязчивое искусственное освещение, мягкую мебель. Обязательными элементами являются фитодизайн, музыкальное сопровождение, водопады и фонтанчики. Можно включать записи природных шумов и звуков, классическую музыку в негромком фоновом звучании.

Зона развивающих занятий должна стимулировать психическую активность детей — здесь расположены столы для занятий, доска, ТСО.

Зона недирективной терапии предназначена для решения задач релаксации, отреагирования семейных и внутренних конфликтов, выражения и отработки новых эмоциональных состояний ребенка. Здесь мы разместили «Центр воды и песка».

Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве игровой среды. «Центр» представляет собой большой ящик, разделенный на 3 части. В одну часть вставлена емкость для воды, в другую насыпан песок, а третья часть разделена пополам: в одном отделении находятся природные материалы (камушки, галька, ракушки) и водоплавающие игрушки, а в другом — игрушки для игры с песком (лопатки, грабли, формочки для песка, ведерки).
Не существует правильного или неправильного способа игры с песком или водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе, а песок и вода могут по его желанию превратиться во что угодно.
В этой же зоне мы выделили место для «боксерской груши». Стены и пол обшили мягким покрытием. Размер и вес груши подбирали соответственно возрасту детей. Детям очень нравится снимать агрессию в этом уголке.

Зона организационно-планирующей деятельности психолога помогает специалисту организовать свою профессиональную деятельность. Необходимыми здесь являются письменный стол, материалы и средства для работы (бумага, ручки, карандаши и т.д.).

Вспомогательный материал:

1) нормативная документация: Закон РФ об образовании, Конвенция ООН о правах ребенка, положение о психологической службе в системе образования, положение о практическом психологе, квалификационная характеристика практического психолога образования, положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением;

2) специальная документация: психологические заключения, коррекционные карты, выписки, психологические характеристики, протоколы диагностических обследований, карты развития;

3) организационно-методическая документация: хронометраж рабочего времени педагога-психолога в ДОУ, график работы, годовой план работы, план работы на месяц, журнал и бланки психологических запросов, отчет о проделанной работе (по итогам года), литература и периодические издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности, картотека тестов, диагностические методики и программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности, игры на развитие психических процессов и общение.

Для хранения вспомогательного материала удобно использовать шкаф или стеллаж .
Итак, все функциональные зоны кабинета психолога подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.

Татьяна ЕВСЕЕВА, заведующая,
Надежда ЗЫКОВА, педагог-психолог
МДОУ д/с № 38, г. Йошкар-Ола,
Республика Марий Эл

Татьяна Евсеева ;
Надежда Зыкова

Рейтинг@Mail.ru