Давайте играть по-настоящему
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ
Воспитанники прогимназии № 1
«Родничок» г. Нурлата (Татарстан)
Сегодня словосочетание «дошкольник и
игра» снова входит в моду. Считается хорошим
тоном говорить: «Вот раньше дети играли, а
теперь…»
Но надо быть честными и признаться: игра всегда
была Золушкой в дошкольном образовании. К ней
никогда не относились серьезно.
Ну, и действительно: не престижная это
деятельность — игра. Перед проверяющими
похвастаться ею нельзя, родителей тоже не
особенно радует, когда им сообщают: «Ваш малыш
сегодня так замечательно играл!» Играл? А делом
он занимался? Научился чему-нибудь серьезному?
Потому что сами родители — люди очень серьезные.
И поэтому они никогда и ни во что с детьми не
играют. Или не поэтому? А потому что не умеют? Это
феномен сегодняшнего дня — не умеющие играть
взрослые. И исследования показывают, что
педагоги-дошкольники — не исключение.
Возможно, поэтому сегодня все больше
специалистов повторяют эту странную фразу: «Игре
надо учить!» И вроде бы возразить на это трудно: и
человеком надо учить быть! Но предполагается, что
игре надо учить так же, как, например,
математическим операциям или буквам.
В детских садах даже занятия такие устраивают —
«по организации игровой деятельности». На
некоторых таких занятиях мне пришлось побывать.
Однажды я видела «показательные выступления»
воспитательницы малышовой группы. Там дети по
команде одевали и раздевали куклу. Я спрашиваю:
«В чем же здесь игра и чему в этой игре научились
дети?» Мне отвечают: «Вот куклу научились
одевать». Создается впечатление, что я задала
вопрос на иностранном языке.
Игра ребенка, в особенности игра ролевая, —
интимный процесс. Особенно ее начало, момент
зарождения. Интимный и спонтанный. Для
возникновения игры часто нужен укромный уголок,
некая изолированность от внешнего мира. И,
конечно, игра — не предмет для демонстрации
посторонним в нужный момент и в нужное время.
Но от этого полезность ее как самоценной
деятельности не уменьшается. Она нужна и детям, и
взрослым.
Следствие корыстного использования игры в
«обучающих» целях привело к ее выхолащиванию,
вырождению. Игра, как говорила известный детский
психолог Усова, — это форма организации
жизнедеятельности. Но для этого необходимо уметь
и любить играть. Мало скомандовать детям:
«Давайте играть в парикмахерскую!», нужно самому
захотеть стричься. Нельзя отдать директиву:
«Поезжайте на машине!», нужно самому с
удовольствием на этой машине ехать. Нужно играть
«вкусно» и получать от этого удовольствие. Если
же нет такого чувства — «Как это здорово —
играть!», лучше не вмешиваться в детскую игру и не
пытаться ее организовывать.
Но надо помнить: способность включаться в игру —
одно из главных качеств настоящего
педагога-дошкольника (и не только дошкольника).
Возможно, она со временем станет определяющим
фактором при наборе в наши педагогические вузы…
Из интервью с Еленой КРАВЦОВОЙ,
доктором психологических наук,
Институт психологии РГГУ
Воспитанники детского сада № 4 г.
Алексина
Примечание от редакции: советуем
нашим читателям прочитать книгу Елены Кравцовой
«Разбуди в ребенке волшебника» (изд-во
«Просвещение», 1996).
Елена Кравцова
|