Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2001


Педагогическое ассорти

Давайте играть по-настоящему

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

 

Воспитанники прогимназии № 1 «Родничок» г. Нурлата (Татарстан)

Сегодня словосочетание «дошкольник и игра» снова входит в моду. Считается хорошим тоном говорить: «Вот раньше дети играли, а теперь…»
Но надо быть честными и признаться: игра всегда была Золушкой в дошкольном образовании. К ней никогда не относились серьезно.
Ну, и действительно: не престижная это деятельность — игра. Перед проверяющими похвастаться ею нельзя, родителей тоже не особенно радует, когда им сообщают: «Ваш малыш сегодня так замечательно играл!» Играл? А делом он занимался? Научился чему-нибудь серьезному? Потому что сами родители — люди очень серьезные. И поэтому они никогда и ни во что с детьми не играют. Или не поэтому? А потому что не умеют? Это феномен сегодняшнего дня — не умеющие играть взрослые. И исследования показывают, что педагоги-дошкольники — не исключение.
Возможно, поэтому сегодня все больше специалистов повторяют эту странную фразу: «Игре надо учить!» И вроде бы возразить на это трудно: и человеком надо учить быть! Но предполагается, что игре надо учить так же, как, например, математическим операциям или буквам.
В детских садах даже занятия такие устраивают — «по организации игровой деятельности». На некоторых таких занятиях мне пришлось побывать. Однажды я видела «показательные выступления» воспитательницы малышовой группы. Там дети по команде одевали и раздевали куклу. Я спрашиваю: «В чем же здесь игра и чему в этой игре научились дети?» Мне отвечают: «Вот куклу научились одевать». Создается впечатление, что я задала вопрос на иностранном языке.
Игра ребенка, в особенности игра ролевая, — интимный процесс. Особенно ее начало, момент зарождения. Интимный и спонтанный. Для возникновения игры часто нужен укромный уголок, некая изолированность от внешнего мира. И, конечно, игра — не предмет для демонстрации посторонним в нужный момент и в нужное время.
Но от этого полезность ее как самоценной деятельности не уменьшается. Она нужна и детям, и взрослым.
Следствие корыстного использования игры в «обучающих» целях привело к ее выхолащиванию, вырождению. Игра, как говорила известный детский психолог Усова, — это форма организации жизнедеятельности. Но для этого необходимо уметь и любить играть. Мало скомандовать детям: «Давайте играть в парикмахерскую!», нужно самому захотеть стричься. Нельзя отдать директиву: «Поезжайте на машине!», нужно самому с удовольствием на этой машине ехать. Нужно играть «вкусно» и получать от этого удовольствие. Если же нет такого чувства — «Как это здорово — играть!», лучше не вмешиваться в детскую игру и не пытаться ее организовывать.
Но надо помнить: способность включаться в игру — одно из главных качеств настоящего педагога-дошкольника (и не только дошкольника). Возможно, она со временем станет определяющим фактором при наборе в наши педагогические вузы…

Из интервью с Еленой КРАВЦОВОЙ,
доктором психологических наук,
Институт психологии РГГУ

Воспитанники детского сада № 4 г. Алексина

Примечание от редакции: советуем нашим читателям прочитать книгу Елены Кравцовой «Разбуди в ребенке волшебника» (изд-во «Просвещение», 1996).

Елена Кравцова

Рейтинг@Mail.ru