ЛАБОРАТОРИЯ
ПО ДОРОГАМ СКАЗОК
Экспериментальная программа и разработки
занятий по развитию речи
Прогимназия № 85 г. Сочи
Федеральная экспериментальная площадка 2000 г.
|
Статья опубликована при поддержке компании «ФасадКерамика». Ведущий поставщик термопанелей в России «ФасадКерамика», предлагает вам посетить свой официальный сайт http://www.termopaneli.ru/ , на котором вы сможете подобрать и купить термопанели, облицовочную плитку и многое другое. Качество гарантирована производителем и оставит вас довольным покупкой.
Основная цель курса «По дорогам сказок»
— создать условия, в которых ребенок-дошкольник
может подняться на оптимальный для него уровень
развития в своей индивидуально-психологической
готовности к школе.
Занятия курса проводятся в форме
игр-путешествий, игр-приключений, при этом
решающее значение придается содержанию игр, так
как именно через него пробуждается
познавательный интерес ребенка, развиваются его
психические функции.
В занятия курса включены игры:
— тренирующие
зрительно-опосредованную и механическую память;
— знакомящие с мнемотехническими приемами;
— связанные с распределением внимания,
развитием наглядно-образного мышления;
— стимулирующие познавательную активность и
расширяющие кругозор;
— логические;
— тренирующие такие специфические функции, как
мелкая моторика руки и фонематический слух.
В основе курса лежат следующие
принципы:
— развитие отдельных психических
процессов ребенка через перестройку и развитие
его аффективно-потребностной сферы;
— педагог должен не исправлять ребенка, а
предоставлять ему возможность для
самоизменения;
— индивидуальный подход к подбору заданий с
учетом «зоны ближайшего развития» конкретного
ребенка;
— создание особого положительного
эмоционального фона занятий, доброжелательной и
дружелюбной атмосферы, ситуации живого интереса;
— положительная оценка любого достижения детей
со стороны педагога, что способствует развитию
социальной мотивации учения;
— развитие у детей способности к самооценке и
самоконтролю, что способствует адекватному
восприятию ребенком оценки педагога.
При планировании каждого занятия
учитываются:
— результаты психологического
тестирования каждого ребенка и рекомендации по
коррекции, составленные психологом, что
позволяет реализовать принцип индивидуального
подхода;
— степень сложности каждой игры одного и того же
занятия: начинается занятие, как правило, с
несложных игр на развитие внимания и памяти или
на осуществление штриховки; затем следуют игры
более сложных категорий — на развитие
пространственного воображения, логический
анализ, классификацию, сериацию; после сложной
игры в занятие включается игра, связанная с
движением, например, игра с мячом; после этого
следует игра, дополняющая по целям вторую,
словесная или игра на развитие воображения,
абстрагирования и т.д.;
— необходимость смены видов деятельности для
уменьшения утомляемости с учетом физических
особенностей детей: например, малоподвижные игры
сменяются играми с мячом.
Почти на каждом занятии, помимо
специального оборудования для той или иной игры,
потребуются бумага (тетрадь в клетку), цветные
карандаши, шариковая ручка.
Важное условие реализации предлагаемого
содержания занятий — применение таких
эффективных игровых и учебно-игровых пособий,
как логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера,
кубики Никитина.
Для занятий желательно использовать достаточно
просторное помещение, в котором двигательная
активность детей не будет ограничена. Ребенку в
ходе занятия можно позволять играть на полу или
за столом, как удобнее ему самому. Исключение
составляют игры на штриховку и на развитие
мелкой моторики руки, требующие работы за
письменным столом.
Для создания у детей дополнительной мотивации и
фиксации уровня их достижений полезно
использовать «карточки побед», «похвалюшки»,
«медали», «грамоты».
Стимулировать игровую деятельность детей
позволяет элемент соревнования. Особенно в
начале года игры должны проходить в форме
командных первенств. В таких условиях
зарождается мотив выигрыша, обусловленный как
общей эмоциональной атмосферой игры, так и
недовольством партнеров по команде в случае
некачественного выполнения игрового задания
кем-либо из игроков. Здесь очень важно прийти к
ребенку на помощь и предложить ему освоить
трудную деятельность, для того чтобы добиться
победы.
Испытав однажды чувство победы, ребенок захочет
испытать его вновь и поэтому будет стремиться
как можно лучше выполнить предложенное ему
игровое задание, формулируя для себя те или иные
цели и достигая их. Постепенно происходит
смещение мотива на цель, при этом мотив выигрыша
уходит на второй план, а на первый план выступает
собственно игровая деятельность: ребенку
становится интересно выполнять задания, с
которыми он уже может справляться, и у него
появляется желание качественно освоить новый
вид деятельности.
После того как все дети в каждой
команде начинают успешно справляться с игровыми
заданиями, можно ту же игру предложить в виде
парного соревнования. Примечателен тот факт, что
игровая мотивация, стремление к выигрышу у детей
столь сильны, что позволяют обучать их
выполнению даже такого задания, в котором
поначалу они терпят крах. Но при этом взрослый
должен оказывать ребенку как содержательную, так
и эмоциональную помощь.
Занятия проводятся по подгруппам. Обычная
продолжительность занятий составляет 30—35 минут.
Поскольку в одном занятии сочетаются игры
разнообразной направленности, то быстрая смена
видов деятельности позволяет в течение всего
занятия удерживать внимание детей на достаточно
высоком уровне. Выдвижение развивающих задач
дает возможность конструировать учебный процесс
с позиции интеграции содержания.
Занятия каждой учебной четверти
объединены общей сюжетной линией и образуют
циклы:
1-я четверть — цикл «По дорогам
сказок»;
2-я четверть — цикл «Большое подводное
путешествие»;
3-я четверть — цикл «Космические приключения»;
4-я четверть — цикл «Такая разная Земля».
Используемые на занятиях курса игры
могут быть разделены на несколько типов:
I. Игры, направленные на развитие
памяти, внимания, наблюдательности: «Что
изменилось?», «Внимание!», «Внимание: угадайка!»,
«Пуговицы», «Найди одинаковые предметы», «Найди
различия», «Зашумленные картинки», «Хамелеон»,
«Зеркало», «Сосед, подними руку!»! — и др.
II. Игры, направленные на развитие:
— способности к анализу, синтезу,
логического мышления, пространственного
воображения: «Сложи квадрат», «Сложи узор»,
«Кукольная комната», «Кирпичики» — и т.д.;
— абстрактного мышления: «Погода», «Человечки»,
«Зарисуй сказку», «Театр кружков»;
— способности к классификации и обобщению:
«Город», «Что лишнее?», «Что чем было?», «9 —
недостающий»;
— начальных математических представлений,
умений составлять алгоритмы, графы: «Точечки»,
«Дроби»;
— умений строить внутренний план действий:
«Квадраты-акробаты».
III. Игры, способствующие развитию
мелкой моторики руки: «Штриховка», «Лабиринт»,
различные зарисовки.
IV. Игры, расширяющие кругозор и
словарный запас.
V. Игры, направленные на развитие
фантазии: «Кляксы» и др.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ
1-Й ЧЕТВЕРТИ
Цикл «По дорогам сказок»
Занятие 1. «Маленькие человечки»
Цели:
1. Развивать у детей логическое
мышление, учить их анализировать и делать
обобщения (синтезировать).
2. Развивать внимание детей.
3. Развивать мелкую моторику руки ребенка.
4. Формировать умение воспитанников действовать
по правилам, учить их доводить начатое дело до
конца.
5. Развивать речь дошкольников, умение
аргументированно доказывать что-либо.
Дидактические материалы к занятию:
1. Набор картинок для игры «Четвертый —
лишний».
2. Карточки с рисунком двух сундуков с десятью
незначительными изменениями.
3. Цветные карандаши.
4. Рисунок луча с 10 цветами (черно-белый).
Ход занятия
Педагог: Сегодня, ребята, мы
начинаем путешествие по сказочной стране,
которой нет ни на одной карте мира, но куда может
попасть любой человек — стоит лишь захотеть. Эта
чудесная страна — страна фантазии, выдумок,
воображения.
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно,
Она ведь исключительно
Удобно расположена.
И только тот, кто начисто
Лишен воображения,
Не знает, как попасть
В ее расположение.
(Б.Заходер)
Но все вы — мои маленькие фантазеры и
выдумщики, сможете сделать это очень просто.
Раз… Два… Три…
Наше путешествие началось!
И вот мы уже на солнечной полянке. На пригорке —
зеленый лесок, и оттуда доносится задорная
песенка. Прислушайтесь к словам, кто же это поет?
Звучит песня «Была кораблем деревянная ложка».
Педагог: Догадались, кто это поет? Правильно,
поют маленькие человечки. Страна фантазии знает
много забавных крох — троллей, эльфов, гномов…
Они разные по внешности и характеру. Есть среди
них болтуны и молчуны, задорные и грустные,
смешливые и плаксы, злобные и добродушные.
Самые строгие среди маленьких человечков —
тролли, живущие среди камней и гор. Несмотря на
суровый нрав, они очень любят играть. Смотрите,
вот один из них спешит к нам. Давайте сыграем с
ним в любимую игру троллей — «Четвертый —
лишний», а он, увидев, какие вы веселые и
сообразительные, покажет нам дорогу к лесу.
Детям предлагается из 4 картинок выбрать лишнюю,
отличающуюся от остальных по какому-либо
признаку, и обосновать свой выбор. Примерные
наборы картинок:
медведь, волк, лиса, сова (лишняя —
сова, так как она не зверь, а птица);
сова, лебедь, воробей, часы с кукушкой
(лишние — часы, так как они не живые);
кастрюля, молоток, пила, клещи (лишняя
— кастрюля, так как она не инструмент).
В зависимости от уровня
подготовленности детей, задания подбираются
разных уровней сложности, при этом важно
акцентировать внимание детей на существенных
признаках, выделяющих «лишнюю» картинку.
В ходе выполнения данного задания у ребенка
развивается способность к анализу и синтезу,
тренируется умение аргументированно доказывать
свою мысль.
Педагог: Здорово поиграть с троллем! Он
развеселился и уже нашептал мне, что наша дорога
идет по цветущему лугу. В прекрасных цветах здесь
живут крылатые эльфы. Тролль говорит, что они
спрятались в каждом втором цветке. Попробуйте
отыскать их, раскрасив каждый второй цветок.
Сколько эльфов живет на лугу?
Дети раскрашивают цветы, затем пересчитывают
их. Задание развивает мелкую моторику руки,
тренирует умение концентрировать внимание,
способствует формированию навыка счета по два.
Педагог: Веселые эльфы любят петь, водить
хороводы и играть. Они веселые и дружелюбные.
Даже великаны не прочь с ними подурачиться.
Послушайте, какую смешную игру они придумали
вместе.
Выбирается ведущий, который говорит слова
«эльфы» (при этом надо, присев, показать рост
эльфа от пола) или «великаны» (надо вытянуться на
цыпочках как можно выше и вытянуть вверх руки).
Движения надо делать быстро и точно, слушая
команду, а вот ведущий может путать игроков,
показывая великанский рост на команду «эльфы» и
наоборот. Тот, кто ошибется, выбывает из игры, а
победитель получает право быть ведущим (или
приз). Давайте попробуем поиграть!
Игра развивает внимание.
Педагог: Делу время — потехе час. Поиграв с
нами, эльфы разлетелись по своим делам, а нам
показали дорогу к лесу. Там среди корней деревьев
живут гномы. В легендах говорится, что гномы —
хранители богатых кладов. В их обязанности
входит строго следить за порядком в кладовых. У
одного из гномов грустный вид — землеройка
разворошила его сундук. Давайте поможем гному
навести порядок — догадайтесь, что изменилось в
сундуке?
Карточка №1
Детям предлагается рассмотреть две
картинки с сундуками и сокровищами и найти 10
отличий в рисунках. Задание тренирует
устойчивость внимания, умение сравнивать,
доводить начатое дело до конца (карточка № 1).
Педагог: Ребята, гном очень благодарен вам за
помощь и приглашает вас всех в гости. (Вручаются
приглашения.) На следующем занятии мы к нему
отправимся. А сейчас произнесем волшебное
заклинание:
Дорога сказок, раз, два, три,
Домой скорее нас верни!
Занятие 2. «В гости к гному»
Цели:
1. Развивать у детей логическое
мышление.
2. Учить дошкольников ориентироваться в
пространстве и на листе бумаги.
3. Формировать и тренировать умение ребенка
действовать в соответствии с инструкцией
(действовать по правилам).
4. Развивать внимание и память воспитанника.
Дидактические материалы к занятию:
— 7 рисунков домиков, отличающихся
цветом крыш, стен, занавесок;
— лист бумаги;
— карандаши;
— листы в клетку — заготовки для графического
диктанта;
— мяч.
Ход занятия
Педагог: Скорее, друзья,
собирайтесь в путь, сегодня все отправляемся в
гости. Произнесите волшебное заклинание:
Дорога сказок, раз, два, три,
Нас в гости к гному приведи!
Смотрите, сколько чудесных маленьких
домиков на полянке! Где же нас ждут? Мне известно,
что наш друг живет в доме, где крыша не зеленая,
стены синие, а на окне — белые занавески.
Попробуйте отыскать нужный дом.
Детям предлагаются рисунки 7—8 домиков, среди
них один, соответствующий инструкции. Дети
отмечают его крестиком. Задание тренирует память
и внимание.
Педагог: Да, именно в этом уютном домике нас
ждут. В дом ведут 7 ступенек. Надо, наступая на
каждую, назвать дни недели — тогда дверь
откроется сама.
Дети имитируют подъем по ступенькам,
проговаривая дни недели.
Педагог: Гном накрыл стол, самовар уже кипит,
а вот приборы для чаепития давайте поможем ему
разложить.
Детям дается салфетка — лист бумаги и по
инструкции «раскладываются» (рисуются) в
середине листа — блюдце (круг), в правом верхнем
углу — чашка (круг поменьше), в левом нижнем углу
— салфеточка (маленький треугольник), справа от
блюдца — ложечка (палочка с кружочком), в левом
верхнем углу — цветочек. Задание тренирует
умение ориентироваться на листе и в
пространстве, точно придерживаться словесных
инструкций.
Педагог: К чаю гном приготовил много
вкусного: яблоки, варенье, ягоды, сушеные
мухоморы, конфеты. Он ничего не перепутал?
Правильно, мухоморы есть нельзя, а гном просто не
знал, что едят дети. Давайте ему расскажем это, но,
чтобы было веселей, сделаем это в игре. Поиграем в
«Съедобное — несъедобное».
Дети выстраиваются в шеренгу, ведущий бросает
мяч, называя съедобные и несъедобные предметы.
Мяч надо поймать, если названо «съедобное», и не
ловить, если названо «несъедобное». Правильно
выполнивший условие делает шаг вперед. Через 3—5
шагов играющие приглашаются к «столу». Игра
тренирует внимание, умение подчиняться правилам.
Педагог: А хотите знать, что любит больше
всего сам гном? Тогда внимательно слушайте и
рисуйте.
Детям даются листы в клеточку — заготовки
рисунка с частями конфеты. Дети по заданию
педагога заканчивают рисунок.
Педагог: Поставьте карандаш на точку. Рисуйте
по линии 3 клеточки вниз, не отрывая карандаша, 9
клеточек вправо, 3 клетки вверх, 9 клеточек влево.
Задание тренирует умение следовать словесной
инструкции, развивает внимание и мелкую моторику
руки.
Педагог: Догадались, что это?
Правильно, конфеты любят все, даже седобородые
гномы. Раскрасьте рисунок в подарок гному, а
самые красивые конфеты украсят его стол.
Дети раскрашивают контуры конфет.
Педагог: И вам в подарок призы — конфеты. Пора
возвращаться.
Дорога сказок, раз, два, три,
Домой скорее нас верни!
А если сегодняшнее путешествие вам
понравилось, значит, нас ждут новые приключения.
А вот куда приведет нас сказка — секрет. Вы его
откроете в следующий раз.
Занятие 3. «Буратино»
Цели:
1. Развитие внимания, мышления, памяти,
пространственного воображения и фантазии детей.
2. Развитие мелкой моторики руки.
3. Развитие комбинаторных способностей и
расширение кругозора.
4. Закрепление знания букв алфавита.
Дидактические материалы к занятию:
1. Игрушка или кукла бибабо «Сверчок».
2. Лабиринты (разных уровней сложности) с
названием сказки, ведущие в каморку папы Карло.
3. Картинки (для демонстрации на доске) с людьми
следующих профессий: столяр, шарманщик, дворник,
маляр, повар, кузнец.
4. Индивидуальные карточки с 6 костюмчиками для
Буратино.
5. Картинки с элементами рисунков кукол.
Ход занятия
Педагог: Привет, мои юные друзья! Я
— Скипи, говорящий сверчок, проживший под
лестницей в каморке у старого Карло всю свою
жизнь.
И хотя я страшно занят одним важным поручением,
все же расскажу вам эту удивительную историю.
Сейчас мы отыщем путь в каморку и заодно прочтем
название этой сказки.
I часть
Используется лабиринт «По дороге к
каморке папы Карло». Детям предлагаются три вида
лабиринтов по уровням сложности: высокий,
средний, низкий. Ребенок должен провести линию по
выбранной дорожке, не касаясь стенок лабиринта.
Если лабиринт пройден правильно, дети отгадают
все буквы из названия сказки «БУРАТИНО» и
попадут в каморку папы Карло (карточка № 1а).
Выполнение этого задания тренирует концентрацию
и устойчивость внимания ребенка, развивает у
него мелкую моторику руки, способствует
закреплению знания букв алфавита.
Карточка 1а
II часть
Педагог: Карло был бедным
шарманщиком, у которого даже очаг был нарисован
на куске старого холста: он смастерил куклу из
полена, которое получил от Джузеппе… Вы
спрашиваете, кто такой Джузеппе? Джузеппе —
столяр.
Вспомните сказку и попробуйте найти старого
Карло и Джузеппе, определив их по профессиям.
Детям предлагаются иллюстрации с людьми
следующих профессий: дворник, маляр, повар,
кузнец, столяр, шарманщик (карточка № 1б).
Выполнение этого задания расширяет кругозор
детей, развивает их способность анализировать,
классифицировать и обобщать картинки по заданию.
Карточка 1б
III часть
Педагог: Закончив свою работу,
довольный Карло долго любовался ее результатом.
Но, вырезая куклу, он так устал, что сил одеть ее
уже не осталось. Давайте поможем Карло, предложим
для куклы несколько видов костюмчиков.
Детям предлагается разукрасить 6 комплектов
одежды (колпачок, курточка, штанишки) тремя
цветами так, чтобы каждый костюмчик отличался от
других (карточка № 2).
Карточка 2
Выполнение этого задания
способствует развитию комбинаторных
способностей дошкольников и мелкой моторики
руки.
Рекомендуется обучить детей алгоритму
выполнения подобных заданий: обсудить, сколько
может быть вариантов изменения цвета курточки и
штанишек, если цвет колпачка остается
постоянным.
IV часть
Педагог: Кукла ожила и выбрала
понравившийся ей наряд. Папа Карло купил
Буратино азбуку и отправил в школу, чтобы он стал
умненьким и благоразумненьким. Давайте
прогуляемся вместе с Буратино.
Проводится подвижная игра-пантомима «Ходьба с
препятствиями».
Воспитатель словесно описывает ситуацию —
прогулку по той или иной местности. Дети должны
представить себя в роли путешественника и
движениями передавать все происходящее.
Педагог:
Мы идем по тоненькой, извилистой тропинке так
осторожно, чтобы не разбудить насекомых на
цветах.
Перепрыгиваем с ноги на ногу, проходя по болоту.
Обходим мокрые от дождя кустики, чтобы не
намочиться.
Собираем землянику, чтобы подкрепиться в дальней
дороге.
Плещемся в ручейке, греемся на солнышке.
Педагог: По дороге в школу Буратино
встретилось много предметов, которые он видел в
первый раз. Постарайтесь запомнить их вместе с
ним и потом назвать по порядку (дом, ограда,
фонарь, тропинка, люди, птицы, кукольный театр,
касса, очередь).
Выполнение этого задания развивает память, его
можно проводить с использованием
карточек-картинок или без них.
V часть
Педагог: Как только на пути
Буратино встретился кукольный театр, он сразу же
забыл про школу, продал свою азбуку и попал на
кукольное представление.
Ему так понравились куклы, что он попытался их
зарисовать. Но времени было мало, и сделал он это
не до конца.
Давайте поможем Буратино дорисовать Мальвину,
Пьеро, Арлекина, пуделя Артемона.
Карточка 3
Детям предлагаются элементы
нарисованных кукол. Они должны представить и
дорисовать их (карточка № 3).
Выполнение этого задания развивает фантазию,
творческое воображение, мелкую моторику руки.
Педагог: В следующий раз я продолжу свой
рассказ. До встречи!
Занятие 4. Загадки Поля Чудес
Цели:
1. Развивать у детей логическое
мышление, внимание, память.
2. Развивать творческое воображение.
3. Расширять кругозор воспитанников.
4. Учить составлять короткий рассказ по заданной
теме.
5. Закреплять представления о времени.
Дидактические материалы для занятия:
1. Куклы или иллюстрации: лиса Алиса,
кот Базилио, Буратино.
2. Иллюстрация заколдованного леса (со съемными
объектами для игры «Путаница»).
3. Карта Поля Чудес с заданиями (3 варианта по
уровням сложности).
4. Карточки с изображением созвездий и рисунками
животных.
5. Карточки с двумя циферблатами без стрелок и
заданиями по трем уровням сложности.
Ход занятия
Педагог: Много событий произошло с
Буратино, пока мы не виделись с ним, — продолжает
свою историю говорящий Сверчок.
Он спасся от Карабаса Барабаса, получив при этом 5
золотых монет, повстречал на пути двух нищих
мошенников: «слепого» кота Базилио и хитрую лису
Алису. Они рассказали ему про Страну Дураков, в
которой есть Поле Чудес, и предложили туда
отправиться.
«Но для того чтобы в нее попасть, мы должны
проверить, достаточно ли ты глуп для нее», —
сказали они.
I часть
«Отгадай, что случится с голубым
шарфом, если его опустить на пять минут в
прозрачную воду?» — спросили кот Базилио и лиса
Алиса.
Как вы думаете, ребята, что им ответил Буратино? (Предполагаемый
ответ: намокнет.)
«За сколько приемов можно поместить слона в
холодильник? А жирафа?»
(Слона — за три: открыть, запихнуть, закрыть; а
жирафа — за четыре: открыть, вынуть слона,
положить жирафа, закрыть.)
«Мальчик Петя утверждает, что может назвать счет
до того, как начнется футбольный матч. Правду ли
он говорит?»
(Правду, потому что до начала любого матча счет
0:0.)
Эти задачки можно предлагать как без
иллюстраций, так и проиллюстрировав, тем самым
облегчив задание.
Педагог: Да, Буратино, ты оказался еще глупее,
чем мы думали, раз решил всерьез разгадывать
такие «Дурацкие задачки». Самое время
отправляться в Страну Дураков.
Выполнение этих заданий учит выделению
причинно-следственных связей в предложении,
развивает внимание, смекалку.
II часть
Педагог: И они отправились в путь.
По дороге им встретился заколдованный лес, где
все было перепутано. Пройти через него можно
только тогда, когда все вернется на свое место.
Помогите Буратино, лисе Алисе и коту Базилио
пройти через этот лес.
Детям предлагается иллюстрация леса. На елке
висят яблоки, каждое дерево окружено забором,
грибы растут на кустах, по небу летают звери, в
берлоге спит дятел. Желательно, чтобы все объекты
были мобильные, так как эта часть проводится со
всеми детьми, по очереди выслушиваются ответы
всех детей и сделанные ими выводы.
Выполнение этого задания способствует развитию
внимания, наблюдательности, расширению
кругозора и запаса знаний об окружающем мире,
формирует способность к анализу.
III часть
Педагог: Волшебный лес пройден.
Наши герои увидели указатель с картой Поля Чудес.
Но как же Буратино найти волшебное место, где
можно зарыть золотые монеты, чтобы из них выросло
целое дерево? Если посмотреть повнимательнее, то
на карте показаны три тропинки к этому месту:
самая легкая, посложнее и самая трудная. Выберите
каждый по дорожке и помогите Буратино дойти до
волшебного места.
Дети получают карточку с лабиринтом и
индивидуальные карточки с выбранным заданием
(карточка № 1).
Карточка 1а
1-й вариант (самый легкий).
Схематически изображены объекты на плане: 1-е
дерево, грибок, 2-е дерево, цветок, пункт
назначения (волшебное место), — все они соединены
между собой стрелками, задающими направление
движения.
2-й вариант. Схематически изображены объекты, но
без направления движения.
Карточка 1б
Карточка 1в
3-й вариант (самый сложный). Движение
происходит под диктовку воспитателя с
использованием терминов ориентации: вправо,
влево, вперед, назад, до дерева, от грибочка; дети
на слух отмечают направление движения.
Карточка 1г
Идти прямо до дерева, повернуть налево
до гриба, затем вниз до второго дерева, прямо,
налево до цветка, прямо вниз.
Выполнение этого задания развивает
логическое мышление дошкольников, умение
ориентироваться на листе бумаги с
использованием словесных и схематических
ориентиров: право, лево, вперед, назад и т.д.,
умение пользоваться закодированными заданиями.
IV часть
Педагог: Наконец-то Буратино
добрался до волшебного места, выкопал ямку,
закопал золотые, сказал волшебные слова «крекс,
пекс, фекс», полил землю водой и стал ждать.
Посмотрев на небо, которое в эту ночь было
особенно звездным, он заметил, что если
присмотреться, то звезды, объединяясь, образуют
прекрасные картины.
Догадайтесь, какие картины представил себе
Буратино, глядя на небо.
Детям предлагаются изображения созвездий и
животных: льва, кита, медведя, рыбы, змеи. Их нужно
соединить в созвездия с подходящим рисунком
(карточка № 2).
Карточка 2
Выполнение задания способствует
развитию творческого мышления, воображения,
способностей фантазировать.
V часть
Педагог: Но дерево почему-то не
росло. Время тянулось очень медленно. Буратино
показалось, что прошла целая вечность. А на самом
деле сколько времени просидел Буратино над
своими монетами, если в начале минутная стрелка
была на 12, а часовая на 9, а в конце часовая на 12, а
минутная на 6?
Дети получают 2 циферблата без стрелок: они
должны отметить расположение стрелок на первых
часах в начале временного отрезка, а на вторых
часах — в его конце (карточка № 3).
Карточка 3
Задание можно распределить по трем
уровням сложности: высокий — определение
временного отрезка путем сравнения показаний
двух часов с использованием минутной и часовой
стрелок; средний — определение временного
отрезка с использованием только часовой стрелки;
низкий — только установить часовую и минутную
стрелки на двух циферблатах без определения
временного отрезка.
При выполнении этого задания происходит
закрепление представления о времени, часовой и
минутной стрелке, тренируется умение в
определении заданного временного отрезка путем
сравнения двух показаний часов.
Педагог: «Все вы знаете, чем закончилась
сказка про Буратино писателя А.Толстого. Но,
наверное, каждый из вас хотя бы однажды сочинял
свое завершение сказки, — продолжает свой
рассказ говорящий Сверчок. — Давайте придумаем
вместе с вами завершение истории о деревянной
кукле, отправившейся на поиски приключений».
Педагогу следует учитывать развитие речи,
уровень мышления и умение фантазировать каждого
ребенка, помогая по ходу ответов наводящими
вопросами, в случае необходимости подсказывая
нужное слово или небольшой сюжет. В этом случае
рассказы детей среднего и низкого уровня будут
интересными, не похожими на другие, самоценными
для ребенка и увлекательными для слушателей.
Рассказы не должны быть длинными. Дети могут
использовать для иллюстрации своего рассказа
куклу «Сверчок».
Педагог: Вот и закончил свою историю про
деревянную куклу говорящий Сверчок. Каждый из
вас смог помочь ему, придумав завершение сказки.
За это время мы так полюбили умного Сверчка, что
не хочется с ним расставаться. Давайте предложим
поселиться ему и другим героям сказки «Буратино»
в театре нашей группы.
Выполнение этого задания способствует
развитию творческого мышления, воображения,
фантазии, расширению кругозора, развитию речи.