УЧИМСЯ МАРКЕТИНГУ
Стратегия образовательного
маркетинга
Многообразие и вариативность в
образовательной политике породили ситуацию
свободного выбора родителями типа и вида
образовательных учреждений, что неизбежно
привело к конкуренции на рынке образовательных
услуг. Поэтому каждый руководитель ежедневно
задает себе вопросы:
— Чего хотят родители и дети от
образовательного учреждения сегодня?
— Какие преимущества имеет наше учреждение
перед другими?
— Какое направление деятельности следует
развивать в первую очередь?
Волей или неволей руководитель
начинает выстраивать стратегию развития своего
учреждения; более продуманно относиться к
педагогической деятельности; искать различные
средства, удовлетворяющие разнообразные
образовательные потребности; пытается сочетать
различные интересы, запросы, личные и
общественные возможности, духовные и
материальные ценности.
В такой ситуации руководителю имеет смысл
обратиться к современной маркетинговой
информационной системе управления
образовательным учреждением, которая помогает
выявлять ежегодно меняющиеся ожидания и
интересы родителей, влиять на формирование
потребительского спроса, сохранять и
комплектовать дошкольное учреждение детьми.
Свою работу в области образовательного
маркетинга наше дошкольное учреждение ведет по
нескольким направлениям:
— Изучение запросов родителей с целью
выявления потребностей в
образовательно-оздоровительных услугах.
— Ознакомление с направленностью деятельности
других образовательных учреждений в
микрорайоне, районе и городе.
— Анализ и коррекция собственной
воспитательно-оздоровительной деятельности.
— Определение стратегии развития учреждения.
— Разработка системы повышения педагогического
мастерства.
— Определение содержательного сотрудничества
ДОУ с различными структурами (общественными,
научными и т.д.).
Изучение запросов родителей
В рамках изучения запросов родителей
микрорайона нами совместно с Лабораторией
социологических исследований Красноярского
государственного педагогического университета
было проведено анкетирование семей, в которых
дети дошкольного возраста не посещают детские
сады.
Всего в нашем микрорайоне проживают 2180
дошкольников. Из них не посещают дошкольные
учреждения 1072 ребенка. Среди детей до 4 лет не
посещают детские сады 89%, от 4 до 5 лет — 70%, от 5 до 6
лет — 52%, от 6 до 7 лет — 46%.
Причины, по которым дети не посещают детские
сады, оказались самыми разнообразными, но
основные среди них:
— социальное благополучие родителей;
— состояние здоровья родственников и самого
ребенка;
— низкое качество предоставляемых
образовательных услуг;
— отсутствие вариативности в работе
образовательных учреждений, позволяющей
удовлетворить разнообразные потребности детей и
родителей.
По степени значимости услуги
образовательных учреждений распределились
следующим образом:
— на первом месте оказались
физкультурно-оздоровительные услуги, им отдали
предпочтение 32% опрошенных;
— на второе место вышли услуги по подготовке
детей к школе, ими желали воспользоваться 28%
опрошенных;
— Третье место заняли интеллектуальные услуги —
25%;
— на четвертом месте —
художественно-эстетические услуги — 16%.
Кроме того, родители совместно с
детьми хотели бы посещать клубы и секции:
— здоровья — 49%;
— «Английский язык с мамой» — 41%;
— клуб флористики — 9%.
48% опрошенных желали бы
воспользоваться
консультационно-диагностическими услугами, 32%
хотели бы получать методическую помощь.
Из индивидуальных бесед с родителями
выяснилось, что одни родители хотят отдать
ребенка на целый день; другие — на полдня для
общения, игры, развлечений; третьи — всего на 2—3
часа для освоения предметных знаний.
Таким образом, полученные данные
свидетельствуют, что сегодня у родителей имеются
различные потребности и возможности в получении
образовательных услуг.
Детский сад как открытое
образовательное пространство
Обсудив результаты опросов, мы пришли
к выводу, что детский сад сегодня должен стать
иным, чем прежде.
И так у нас родился проект «Детский сад —
открытое образовательное пространство». Мы
считаем, что это пространство должно быть
открыто не только для семьи ребенка, но и для всех
окружающих его людей, членов местного социума.
Тогда детский сад может стать местом встречи
разных групп населения, центральным звеном
микрорайона, его культурным ядром. Работая в
таком режиме, детский сад будет готов к выживанию
в любых социально-экономических условиях.
Для начала мы, исходя из запросов родителей,
определили категории детей и взрослых, с
которыми нам предстояло работать. Получилось
четыре группы:
— дети дошкольного возраста, не
посещающие детский сад («домашние дети»);
— дети — выпускники детского сада (они же —
будущие родители);
— родители и дети, желающие совместно посещать
клубы и студии;
— молодые родители, желающие в перспективе
отдать ребенка в детский сад или получить в
настоящее время педагогическую помощь и
поддержку от детского сада.
Мы попытались соотнести свои
возможности с выявленными потребностями
социума.
Для начала требовалось найти помещения для
«приходящих» детей. Проанализировав организацию
педагогического процесса в течение дня, мы
выяснили, что кабинеты (а их у нас пять), два зала и
бассейн в рабочие дни пустуют с 11 до 15 и с 17 до 19
часов, а в выходные дни свободны все помещения
детского сада.
Затем мы определили минимальное необходимое
количество педагогов для работы с приходящими
детьми, их получилось 7: воспитатель, инструктор
по физической культуре, преподаватель
английского языка, преподаватель
изобразительной деятельности, музыкальный
руководитель, логопед, психолог.
И здесь мы столкнулись с проблемой, как
изыскивать и как оплачивать рабочее время
педагогов. Просмотрев еще раз данные
социологических исследований, мы пришли к
выводу, что имеет смысл разделить семьи на две
категории: социально благополучные и
неблагополучные.
Все услуги детям из «неблагополучных» семей мы
решили оказывать бесплатно, поэтому педагоги
будут работать с ними за счет уплотнения своего
рабочего времени, а именно с 12 до 15 часов. А
социально благополучные семьи могут оплачивать
работу педагогов на основании имеющейся у нас
лицензии о платных дополнительных услугах,
поэтому педагоги должны заниматься с ними в свое
свободное время.
После этого мы сформировали шесть
разновозрастных групп кратковременного
пребывания и одно так называемое детско-взрослое
сообщество. Группы были скомплектованы из числа
неорганизованных детей микрорайона, и для них
был установлен режим работы по 2—4 часа 2—3 раза в
неделю. Для этих групп были определены цели и
задачи работы и скорректированы программы.
Вскоре мы столкнулись с тем, что у многих детей
имеются серьезные проблемы со здоровьем. При
этом в микрорайоне отсутствуют учреждения,
могущие оказывать им квалифицированную помощь.
Поэтому из числа уже набранных детей были
скомплектованы две оздоровительные группы:
профилактическая (основной задачей которой
являются профилактика и укрепление детского
организма, для чего с детьми проводятся
закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика,
плавание, фито- и витаминотерапия) и лечебная (ее
задача — реабилитация детей, имеющих нарушение
опорно-двигательного аппарата; с детьми
проводятся ЛФК, лечебный массаж, оздоровительное
плавание). На протяжении учебного года эти группы
посещали в общей сложности 24 ребенка.
В поиске новых педагогических идей и путей их
реализации нами были найдены нетрадиционные
формы совместной деятельности детей и взрослых.
Одна из таких форм — детско-взрослое сообщество
«Английский язык с мамой», в котором состояло
двенадцать человек (шесть мам и шесть детей).
Целью работы сообщества было расширение
коммуникативных связей, приобщение детей и
взрослых к культуре англоязычных народов,
формирование первых навыков говорения на
иностранном языке, воспитание чувства
интернационализма.
Новая форма работы позволила найти иное
психолого-педагогическое обеспечение
неклассических форм работы с детьми и к тому же
пользовалась большим успехом. Родители были
удовлетворены тем, что их дети с желанием
посещают эти группы, легко адаптируются к
детскому саду, устанавливают разнообразные
социальные контакты, расширяют кругозор, да и
сами родители при этом были не просто
слушателями, а активными участниками совместной
деятельности.
Успешность нашей деятельности во
многом зависела и от взаимодействия ДОУ с
другими социальными институтами, среди которых
— Красноярский государственный педагогический
университет, Институт повышения квалификации
учителей, Красноярский театр оперы и балета,
«Красноярская судоверфь» и многие другие
организации.
Администрацией была разработана модель
повышения методического мастерства педагогов, и
вскоре мы могли констатировать, что наше ДОУ
перешло от простого функционирования в
экспериментальный режим развития. Одним из
результатов этого стала разработка проекта
«Развитие ДОУ как открытого
социально-воспитательного института»,
представленного на Конкурс федеральных
экспериментальных площадок.
Галина ТОМАШОВА, заведующая,
Елена ПРЯНИЧНИКОВА,
зам. заведующей по
воспитательно-образовательной работе,
ДОУ № 306 — Центр развития ребенка,
г. Красноярск |