Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2002


ШКОЛА ЗАВЕДУЮЩИХ

УЧИМСЯ МАРКЕТИНГУ

Стратегия образовательного маркетинга

Многообразие и вариативность в образовательной политике породили ситуацию свободного выбора родителями типа и вида образовательных учреждений, что неизбежно привело к конкуренции на рынке образовательных услуг. Поэтому каждый руководитель ежедневно задает себе вопросы:

— Чего хотят родители и дети от образовательного учреждения сегодня?
— Какие преимущества имеет наше учреждение перед другими?
— Какое направление деятельности следует развивать в первую очередь?

Волей или неволей руководитель начинает выстраивать стратегию развития своего учреждения; более продуманно относиться к педагогической деятельности; искать различные средства, удовлетворяющие разнообразные образовательные потребности; пытается сочетать различные интересы, запросы, личные и общественные возможности, духовные и материальные ценности.
В такой ситуации руководителю имеет смысл обратиться к современной маркетинговой информационной системе управления образовательным учреждением, которая помогает выявлять ежегодно меняющиеся ожидания и интересы родителей, влиять на формирование потребительского спроса, сохранять и комплектовать дошкольное учреждение детьми.
Свою работу в области образовательного маркетинга наше дошкольное учреждение ведет по нескольким направлениям:

— Изучение запросов родителей с целью выявления потребностей в образовательно-оздоровительных услугах.
— Ознакомление с направленностью деятельности других образовательных учреждений в микрорайоне, районе и городе.
— Анализ и коррекция собственной воспитательно-оздоровительной деятельности.
— Определение стратегии развития учреждения.
— Разработка системы повышения педагогического мастерства.
— Определение содержательного сотрудничества ДОУ с различными структурами (общественными, научными и т.д.).

Изучение запросов родителей

В рамках изучения запросов родителей микрорайона нами совместно с Лабораторией социологических исследований Красноярского государственного педагогического университета было проведено анкетирование семей, в которых дети дошкольного возраста не посещают детские сады.
Всего в нашем микрорайоне проживают 2180 дошкольников. Из них не посещают дошкольные учреждения 1072 ребенка. Среди детей до 4 лет не посещают детские сады 89%, от 4 до 5 лет — 70%, от 5 до 6 лет — 52%, от 6 до 7 лет — 46%.
Причины, по которым дети не посещают детские сады, оказались самыми разнообразными, но основные среди них:

— социальное благополучие родителей;
— состояние здоровья родственников и самого ребенка;
— низкое качество предоставляемых образовательных услуг;
— отсутствие вариативности в работе образовательных учреждений, позволяющей удовлетворить разнообразные потребности детей и родителей.

По степени значимости услуги образовательных учреждений распределились следующим образом:

— на первом месте оказались физкультурно-оздоровительные услуги, им отдали предпочтение 32% опрошенных;
— на второе место вышли услуги по подготовке детей к школе, ими желали воспользоваться 28% опрошенных;
— Третье место заняли интеллектуальные услуги — 25%;
— на четвертом месте — художественно-эстетические услуги — 16%.

Кроме того, родители совместно с детьми хотели бы посещать клубы и секции:

— здоровья — 49%;
— «Английский язык с мамой» — 41%;
— клуб флористики — 9%.

48% опрошенных желали бы воспользоваться консультационно-диагностическими услугами, 32% хотели бы получать методическую помощь.

Из индивидуальных бесед с родителями выяснилось, что одни родители хотят отдать ребенка на целый день; другие — на полдня для общения, игры, развлечений; третьи — всего на 2—3 часа для освоения предметных знаний.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что сегодня у родителей имеются различные потребности и возможности в получении образовательных услуг.

Детский сад как открытое образовательное пространство

Обсудив результаты опросов, мы пришли к выводу, что детский сад сегодня должен стать иным, чем прежде.
И так у нас родился проект «Детский сад — открытое образовательное пространство». Мы считаем, что это пространство должно быть открыто не только для семьи ребенка, но и для всех окружающих его людей, членов местного социума. Тогда детский сад может стать местом встречи разных групп населения, центральным звеном микрорайона, его культурным ядром. Работая в таком режиме, детский сад будет готов к выживанию в любых социально-экономических условиях.
Для начала мы, исходя из запросов родителей, определили категории детей и взрослых, с которыми нам предстояло работать. Получилось четыре группы:

— дети дошкольного возраста, не посещающие детский сад («домашние дети»);
— дети — выпускники детского сада (они же — будущие родители);
— родители и дети, желающие совместно посещать клубы и студии;
— молодые родители, желающие в перспективе отдать ребенка в детский сад или получить в настоящее время педагогическую помощь и поддержку от детского сада.

Мы попытались соотнести свои возможности с выявленными потребностями социума.
Для начала требовалось найти помещения для «приходящих» детей. Проанализировав организацию педагогического процесса в течение дня, мы выяснили, что кабинеты (а их у нас пять), два зала и бассейн в рабочие дни пустуют с 11 до 15 и с 17 до 19 часов, а в выходные дни свободны все помещения детского сада.
Затем мы определили минимальное необходимое количество педагогов для работы с приходящими детьми, их получилось 7: воспитатель, инструктор по физической культуре, преподаватель английского языка, преподаватель изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, логопед, психолог.
И здесь мы столкнулись с проблемой, как изыскивать и как оплачивать рабочее время педагогов. Просмотрев еще раз данные социологических исследований, мы пришли к выводу, что имеет смысл разделить семьи на две категории: социально благополучные и неблагополучные.
Все услуги детям из «неблагополучных» семей мы решили оказывать бесплатно, поэтому педагоги будут работать с ними за счет уплотнения своего рабочего времени, а именно с 12 до 15 часов. А социально благополучные семьи могут оплачивать работу педагогов на основании имеющейся у нас лицензии о платных дополнительных услугах, поэтому педагоги должны заниматься с ними в свое свободное время.
После этого мы сформировали шесть разновозрастных групп кратковременного пребывания и одно так называемое детско-взрослое сообщество. Группы были скомплектованы из числа неорганизованных детей микрорайона, и для них был установлен режим работы по 2—4 часа 2—3 раза в неделю. Для этих групп были определены цели и задачи работы и скорректированы программы.
Вскоре мы столкнулись с тем, что у многих детей имеются серьезные проблемы со здоровьем. При этом в микрорайоне отсутствуют учреждения, могущие оказывать им квалифицированную помощь.
Поэтому из числа уже набранных детей были скомплектованы две оздоровительные группы: профилактическая (основной задачей которой являются профилактика и укрепление детского организма, для чего с детьми проводятся закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, плавание, фито- и витаминотерапия) и лечебная (ее задача — реабилитация детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата; с детьми проводятся ЛФК, лечебный массаж, оздоровительное плавание). На протяжении учебного года эти группы посещали в общей сложности 24 ребенка.
В поиске новых педагогических идей и путей их реализации нами были найдены нетрадиционные формы совместной деятельности детей и взрослых. Одна из таких форм — детско-взрослое сообщество «Английский язык с мамой», в котором состояло двенадцать человек (шесть мам и шесть детей). Целью работы сообщества было расширение коммуникативных связей, приобщение детей и взрослых к культуре англоязычных народов, формирование первых навыков говорения на иностранном языке, воспитание чувства интернационализма.
Новая форма работы позволила найти иное психолого-педагогическое обеспечение неклассических форм работы с детьми и к тому же пользовалась большим успехом. Родители были удовлетворены тем, что их дети с желанием посещают эти группы, легко адаптируются к детскому саду, устанавливают разнообразные социальные контакты, расширяют кругозор, да и сами родители при этом были не просто слушателями, а активными участниками совместной деятельности.


Успешность нашей деятельности во многом зависела и от взаимодействия ДОУ с другими социальными институтами, среди которых — Красноярский государственный педагогический университет, Институт повышения квалификации учителей, Красноярский театр оперы и балета, «Красноярская судоверфь» и многие другие организации.
Администрацией была разработана модель повышения методического мастерства педагогов, и вскоре мы могли констатировать, что наше ДОУ перешло от простого функционирования в экспериментальный режим развития. Одним из результатов этого стала разработка проекта «Развитие ДОУ как открытого социально-воспитательного института», представленного на Конкурс федеральных экспериментальных площадок.

Галина ТОМАШОВА, заведующая,
Елена ПРЯНИЧНИКОВА,
зам. заведующей по воспитательно-образовательной работе,
ДОУ № 306 — Центр развития ребенка,
г. Красноярск

Рейтинг@Mail.ru