ЧТО ЗИМОЙ БЫВАЕТ?
Занятие первое.
КАК МЫ ЗИМУ УЗНАЕМ?
Дети входят в группу. На них сверху
падают бумажные снежинки.
Воспитатель (изображая удивление):
Посмотрите, ребятки, что это на нас падает сверху?
Дети (ловят снежинки, смеются): Снежинки!
Воспитатель: Это настоящие снежинки?
Дети: Нет! Они бумажные!
Воспитатель: Когда и где можно увидеть
настоящие снежинки?
Дети: Зимой на улице.
Воспитатель: Давайте оденемся и пойдем на
улицу. Посмотрим, как выглядят настоящие
снежинки.
Все выходят на участок.
Воспитатель: Отчего, глядя на снег, вы щурите
глазки, прикрываете их рукой?
Дети: Потому что снег сверкает.
Воспитатель и дети читают стихотворение
Е.Трутневой «Первый снег».
Воспитатель: Наберите в горсть снега,
подбросьте его вверх. Что это за маленькие
сверкающие частицы падают вниз?
Дети: Снежинки!
Воспитатель: Когда много-много снежинок
собираются вместе, их называют одним словом...
Дети: Снег!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть
снежинки в лупу.
Воспитатель: Какого цвета снежинки?
Расскажите о них: снежинки какие?
Дети (с помощью воспитателя): Они
красивые, резные, похожи на звездочки, пушистые и
т.д.
Воспитатель: Поднесите их ко рту, подышите на
них.
У сестренки у Маринки
На ладошке две снежинки —
Всем готова показать,
Глядь — снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
М.Родина
Что случилось со снежинками?
Дети: Они растаяли.
Воспитатель: Почему? Кто знает? Потому что мы
согрели их воздухом изо рта. (Воспитатель
корректирует: «Своим дыханием».)
Воспитатель: А почему же они не тают, лежа на
земле? Посмотрите, какие вокруг высокие сугробы.
Дети: Потому что земля зимой холодная.
Воспитатель: Верно. Чувствуете, как что-то
щиплет вам нос и щечки? Это мороз. А летом можно
увидеть на улице снег?
Дети: Нет. Летом тепло. Весь снег к лету
растает.
Воспитатель: Продолжите мое предложение:
«Зимой с неба идет снег, а летом...»
Дети: Дождь!
Воспитатель: Верно. Во что вы любите играть
зимой на улице?
Дети перечисляют возможные зимние забавы.
Воспитатель предлагает детям вместе поиграть в
какую-нибудь зимнюю игру.
Катание детей на санках, постройка горки, лепка
снежных фигурок.
Занятие второе.
«ПОЧЕМУ СНЕГОВИК НЕ ПРИШЕЛ К НАМ В
ГОСТИ?»
Кто-то стучит в окошко. Дети
подбегают к окну. В окошко заглядывает снеговик,
машет варежкой. Дети приглашают его зайти к ним.
Снеговик отрицательно качает головой и уходит с
грустным видом.
Воспитатель: Ребятки, как вы думаете, почему
снеговик отказался прийти к нам в гости?
Дети: Он боится растаять!
Все опять подходят к окну и обнаруживают на
подоконнике «сугроб» — снежный привет от
Снеговика. В сугробе спрятано ведерко со снегом.
Воспитатель: Как вы думаете, что лежит в
ведерке? (Дети высказывают предположения.)
Попробуйте догадаться!
Воспитатель слегка встряхивает ведерко и
предлагает детям внимательно прислушаться к
доносящимся оттуда звукам. Потом дети с
закрытыми глазами по очереди трогают содержимое
ведерка. Наконец, воспитатель предлагает детям
посмотреть, что же спрятано внутри, и подтвердить
свою догадку: в ведерке — снег.
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Легкий, белый, пушистый, рыхлый.
Воспитатель: Возьмите немного снега в ручку,
сожмите его. Почему у вас сейчас получился
снежок, а вчера, на улице, мы не смогли слепить из
снега ни одного снежка?
Дети: Снег в тепле слегка подтаял и стал
мягким, липким.
Воспитатель: Давайте из этого снега вылепим
снеговика и оставим его смотреть, как мы будем
играть.
Воспитатель и дети проговаривают свои
предстоящие действия. По окончании работы
воспитатель вносит три разноцветные «волшебные»
рукавицы дворника. В них спрятаны пластинка с
наклеенными спичками, наждачная бумага, вата.
Надо найти материал, который почему-то
напоминает детям снег. Скорее всего они выберут
вату.
Воспитатель: Чем вата напоминает вам снег?
Дети: Она белая и пушистая.
Воспитатель: А чем снег отличается от ваты?
Дети: Снег холодный, а вата теплая.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в
игру: из ваты делаются «снежки». Нужно дунуть на
ватный снежок, чтобы он сдвинулся с места.
Победит тот, чей снежок продвинется дальше всех.
Внезапно кто-то из играющих обращает общее
внимание на состояние слепленного снеговика. Это
может быть ребенок или воспитатель.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что происходит
с нашим снеговиком?
Дети: Он тает. Под ним уже целая лужица
натекла.
Воспитатель: Почему снеговик тает?
Дети: Потому что у нас в группе тепло.
Воспитатель: Не случайно большой настоящий
снеговик отказался зайти к нам в гости. Но мы
пойдем гулять и, может быть, встретим его снова!
В заключение воспитатель предлагает детям
прочитать стихотворение И.Сурикова «Зима». Дети
сопровождают текст движениями, имитирующими
происходящее в стихотворении.
Наталья ТУБОЛЬЦЕВА,
заведующая детским садом № 50,
г. Барнаул
КАК СДЕЛАТЬ СНЕГОВИКА?
Попробуйте сделать смешного снеговика
из... мятой бумаги.
Для этого вам понадобится скатать два бумажных
шарика, каждый из которых можно сверху обклеить
белой «шкуркой» — для того чтобы они выглядели
более ровными. Шарики поменьше послужат
снеговику руками, к которым можно прикрепить
метелку из бумаги или из настоящих тонких
веточек.
Головной убор для снеговика — ведро или шляпу —
склейте так, как показано на рисунке.
Укрепите фигурку снежного человечка на
подставке из картона.
Если есть желание, можно сделать целую семью
снеговиков — папу-снеговика, маму-снеговика и
ребенка-снеговичонка.
Придумала и нарисовала
Наталья МЕЙСТЕР
Жак Превер
ЗИМНЯЯ ПЕСЕНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Однажды ночью напрямик
бежал по снегу снеговик,
бежал по снегу снеговик.
И хоть он был снеговиком,
но трубочку во рту держал,
и хоть он был снеговиком,
от холода дрожал.
Вбежал в деревню при луне,
вбежал в деревню при луне,
увидел свет в одном окне,
и с облегчением вздохнул,
и тут же в домик дверь толкнул
и к печке подбежал,
и тут же в домик дверь толкнул
и к печке подбежал.
И чтоб согреться — в тот же миг,
и чтоб согреться — в тот же миг
залез на печь — и в тот же миг
пропал он, снеговик.
И только трубочка его
лежать осталась прямо в луже,
простая трубочка его
и шляпа старая к тому же.
Игра на внимание
НАЙДИ ДВУХ ОДИНАКОВЫХ СНЕГОВИКОВ
|