ЯСЕЛЬНЫЙ МИНИ-СТАДИОН
Удовлетворение потребности ребенка в
движении — важнейшая составляющая его отличного
самочувствия. По подсчетам ученых, ребенок 2—3
лет должен совершать от 4 до 6 тысяч движений в
сутки. Это количество физиологически необходимо
ему для полноценного физического развития.
Однако условия яслей и традиционные подходы к
организации физического воспитания детей
раннего возраста не позволяют выйти на эти
нормативы.
Мы постарались создать условия,
позволяющие малышу утолить свой «двигательный
голод» и максимально разнообразить характер
совершаемых им движений. Размеры групповых
комнат у нас невелики, поэтому нам пришлось
подумать, как на относительно небольшом
пространстве создать безопасный и интересный
детям мини-стадион. Комплект стандартного
физкультурного оборудования, дополненный
снарядами и приспособлениями, изготовленными
родителями, помог решить эту задачу. Его
свободная комплектация позволяет ежедневно
менять характер движений и дозировать нагрузки.
Спорткомплекс, занимающий не более
5—6 м2, стал любимым местом развлечений
малышей. Естественно, сказалось это и на их общем
физическом развитии. К концу года дети 2—3 лет
смогли пробежать 1,5—2 км без особых признаков
усталости. Воспитатели отмечают, что дети стали
изобретательнее и осмотрительнее. В комплект
оборудования мини-стадиона входят:
лесенка-стремянка, шведская стенка, горка-скат,
кольца, турник-перекладина, турник-кольцо, кольцо
для метания.
Основной проблемой при организации
свободных игр детей на спорткомплексе являлась
проблема обеспечения безопасности. Мы полагаем,
что безопасность в основном зависит от того,
насколько сам ребенок чувствует, что ему можно, а
что нельзя. Этому мы и стараемся учить детей.
Кроме того, мы обеспечиваем высокую надежность
наших спортивных сооружений и приспособлений.
Каждый новый снаряд обязательно проверяется на
прочность (выдержит ли, например, взрослого, не
скользит ли и т.д.).
Другое важное условие обеспечения
безопасности — это умение малышей не мешать, а
помогать друг другу. Мы учили детей не стоять
слишком близко к снаряду, если на нем кто-то
занимается, не перебегать линию качания, а также
основным правилам страховки при работе на
спорткомплексе: правильно захватывать ладошкой
перекладину лесенки, падать и т.д. Устанавливая
спорткомплексы, мы поначалу опасались травм. Но
наши опасения, к счастью, не подтвердились.
Своеобразная «полоса препятствий»
была оборудована и на не отапливаемых закрытых
верандах. Благодаря этому дети имеют возможность
не только гулять в любую погоду, но и наращивать
свой двигательный потенциал.
Анализируя эффективность
двигательного режима, мы ориентировались прежде
всего на показатели силы, выносливости, быстроты,
ловкости. Для оценки использовалась система
индексов.
Например, мера длины прыжка составляет в норме
для детей 1—3 лет 0,6—0,8 длины тела (то есть ребенок
2—3 лет ростом 1 м в норме должен прыгнуть в
длину с места на 60—80 см). К четырем годам норма
составляет 1.
Скоростной индекс в норме по отношению к длине
тела ребенка составляет 1,4—1,7 единиц.
Метание в норме по отношению к росту составляет
3—5 единиц. При этом вес метательного снаряда
должен быть равен 1/100 веса ребенка. Нам пришлось
делать мешочки с песком соответствующего веса.
Силовой индекс — показатель качества
мышц всего организма и одна из ведущих
характеристик физического развития. Этот индекс
показывает, сколько груза отрывает от земли
ребенок в пересчете на 1 кг своего веса. Для
этого детям предлагается оторвать от пола груз.
Снаряд устроен таким образом, что ребенку не
нужно сгибать спину, и вреда формирующемуся
позвоночнику не будет (при согнутой спине
хрящевые диски позвонков сжаты с одного края, а
это вызывает деформацию и боль).
При изменении силового индекса в
работу включаются самые крупные группы мышц (ног,
туловища, плечевого пояса, рук), что дает ощущение
напряженности всего тела. Техника выполнения
упражнения настолько проста, что изменения можно
делать у полуторагодовалых малышей. Силовой
индекс у детей стабилен по величине (при
нескольких попытках отклонения ничтожны), но
точно иллюстрирует состояние здоровья, слабость,
усталость и меру тренированности всего
организма.
Применение системы индексов позволило
воспитателям профессионально контролировать
развитие малышей, добиваясь гармонии в их
телосложении, и объективно сравнивать
эффективность различных технологий физического
воспитания.
Одновременно с анализом физических
возможностей детей приводился анализ развития
интеллектуальной сферы. В 92% случаев отмечалось
увеличение темпов освоения детьми
образовательной программы, у 82% детей
значительно увеличился словарный запас,
практически у всех улучшился процесс
формирования понятий.
Важным результатом занятий на
спорткомплексе является воспитание у детей
здоровой психики. Сильный, ловкий малыш, которому
удаются новые движения, уверен в себе. Он не
боится трудностей. К тому же при своевременном
удовлетворении потребности ребенка в движении у
него формируется естественное эстетическое
отношение к телу, ведь умение выразительно
двигаться свойственно любому правильно
развивающемуся живому существу.
Наталья ШКАНОВА,
заведующая ДОУ № 92,
г. Нижний Новгород
|