Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2002

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ!

ВЕНИКИ ОЛЬХОВЫЕ, ВЕНИКИ ДУБОВЫЕ

Из опыта работы педагогов Нижнего Новгорода

Сауну в нашем учреждении оборудовали мы сами с помощью шефов и родителей. Это не было экзотической прихотью или данью «взрослой» моде. Просто наши дети очень много и активно занимаются хореографией, а при интенсивной физической нагрузке в мышцах накапливаются излишки молочной кислоты, которые усугубляют чувство утомления. В сауне эти излишки удаляются вместе с потом, а банный жар, прогрев кожу и мышцы, ткани и органы, вызывает у детей приятную расслабленность, которая, в свою очередь, благоприятствует протеканию обменных процессов. Все это очень существенно для здоровья наших воспитанников, поскольку, кроме танцев, они занимаются также спортом и туризмом.
Вопрос о посещении детьми сауны решается с врачом и родителями. Противопоказаниями являются пороки сердца, эпилептические синдромы, заболевания печени, почек, разного рода дерматозы и недавно перенесенные острые инфекционные заболевания.
Практический опыт показывает, что часто дети, особенно маленькие, входя в сауну, волнуются, а иногда проявляют выраженный страх. Поэтому мы их никогда не принуждаем, а стараемся действовать очень мягко и тактично. Воспитателям мы советуем: «В первую очередь покажите ребенку, что у него всегда есть путь к отступлению в привычную температурную среду и что он в любой момент может выйти из парной». Как правило, после второго посещения сауны все страхи исчезают.
К жару мы детей приучаем постепенно. Совсем не обязательно подниматься сразу на полок. Можно погреться внизу.
Первое посещение ограничено 3—4 секундами. В каждое последующее посещение время пребывания в парной увеличивается на 20 секунд и может быть доведено до 5 минут.
Когда дети привыкнут находиться в сауне, мы учим их париться веником. Веники заготавливаем сами с осени: березовые, дубовые, липовые, ольховые, смородиновые, пихтовые, рябиновые, из пижмы. Такой набор имеет большой смысл. Например, дубовый веник мы используем, когда дети несколько возбуждены, поскольку аромат дубовых листьев успокаивает нервную систему. Показан он и для детей с патологией сердечно-сосудистой системы.
Достоинство березового веника в том, что он способствует сильному расширению мелких бронхов и улучшает вентиляцию легких. Липовый веник является прекрасной гимнастикой для почек и дает успокаивающий эффект. В листьях ольхового веника содержатся вещества, близкие к ацетилсалициловой кислоте, — он полезен при боли в суставах. Смородиновый веник очищает кожу. Пихтовый — снимает усталость. А вот рябиновый веник и веник из пижмы устраняют расслабляющее действие банной процедуры и хорошо подготавливают ребенка к интенсивным интеллектуальным нагрузкам первой половины дня.
Разумеется, выбор веников, как и сама процедура сауны, контролируется врачом и старшей медсестрой дошкольного учреждения. Важное правило: в сауне не полагается разговаривать.
Процедура сауны следующая:

— вымыться под душем и насухо вытереться;
— войти в сауну, расстелить на полке махровое полотенце и лечь на него, положив ноги на специальную подставку, которая по уровню находится чуть выше головы;
— в парилку делают два захода, отдых между ними в предбаннике должен быть не менее 4—5 минут;
— после второго захода, когда дети уже хорошо прогреются, им разрешается принять прохладный душ (бассейна у нас нет).

Пропускная способность нашей сауны — 10—12 детей в час. Организуется она утром, перед дневным сном, вечером — в общей сложности 3 часа в день. Практически ею еженедельно пользуются все дети дошкольного учреждения, не имеющие противопоказаний к этой процедуре.
Стоит отметить, что дети очень любят сауну и, когда она по техническим причинам не работает, расстраиваются.

Маргарита КУДРЯВЦЕВА,
заведующая детским садом № 345

Материалы педагогов г. Нижнего Новгорода подготовлены с участием Веры АЛЯМОВСКОЙ

Рейтинг@Mail.ru