МНОГОЛЕТНИЙ ОПЫТ
ЗАКАЛИВАНИЯ
Из опыта работы педагогов Нижнего
Новгорода
К систематической работе с часто
болеющими детьми раннего возраста мы приступили
в 1985 году. Вначале это были закаливающие
процедуры: обтирание, контрастное обливание,
воздушные ванны, ходьба босиком и по мокрым
дорожкам и др.
Конечно, определенный эффект в оздоровлении
детей они дали, но этого было недостаточно.
Стоило детям чуть дольше побыть в прохладную
погоду на улице, и многие из них начинали
заболевать. Это заставило нас задуматься над
созданием оптимального для условий нашего
детского сада закаливающего комплекса.
Исходя из того, что ребенок должен научиться жить
в широком диапазоне температур внешней среды, мы
начали с обеспечения оптимального микроклимата
в помещениях дошкольного учреждения. С этой
целью был отрегулирован температурный режим в
групповых (20°С), в спальных комнатах (16—18°С),
туалетных, коридорах, приемных (22—24°С). В
физкультурном и музыкальном залах температуру
«снизили» до 18°С и установили электрические
вентиляторы, а фрамуги сделали из оргстекла с
микроотверстиями для постоянной аэрации
воздуха.
Следующим необходимым действием было
обеспечение достаточной степени увлажненности
воздуха помещений. С помощью микробассейнов,
самодельных фонтанчиков, опрыскивания помещения
бытовыми пульверизаторами мы частично решили
эту проблему. Сейчас одна из наших задач —
приобретение увлажнителей воздуха.
Чуть ли не самым трудным оказалось убедить
родителей одевать детей в легкую одежду. Каких
только доводов мы не приводили! Но постепенно
родители стали нам доверять (когда убедились в
отличном качестве ухода за детьми). Сейчас
проблем с кутанием детей у нас уже нет. «А вам
известно, что у нас дети бегают в легкой одежде на
улице, занимаются физкультурой босиком,
полуобнаженными, что нельзя надевать им рубашки
и платья с длинными рукавами?» — строго
спрашиваем мы родителей, когда они приходят к нам
с просьбой принять ребенка в детский сад. «Знаем,
— отвечают родители, — у нас претензий не будет!»
И действительно, претензий с их стороны не
бывает. А вот мы претензии к одежде предъявляем.
Легкая-то она легкая, но вот теплозащитные
свойства ее должны быть высокими. Поэтому мы
просим родителей приобретать детям нижнее белье
и колготки только из хлопка, надевать свитера и
кофточки только из шерстяной пряжи, а не из
синтетики.
Специальные закаливающие процедуры
стали органической составляющей всех наших
физкультурных мероприятий. Однако предпочтение
мы отдаем воздушным ваннам — просто потому, что
для их организации ни затрат, ни оборудования не
нужно. Дети занимаются физкультурой без маечек,
без маечек спят, беговые тренировки на улице
проводятся с полуобнаженными детьми до
температуры +18°С.
А вот из водных процедур для самых маленьких мы
выбираем щадящие: ходьбу босиком по мокрым
дорожкам, обтирание верхней части груди и спинки
влажной рукавичкой. По мере приобретения детьми
опыта переходим к более жестким процедурам:
обливанию стоп и голени, погружению ног в
прохладную воду, обливанию под душем и обширному
умыванию прохладной водой из-под крана.
Поскольку ежедневно у нас проводится три
физкультурных мероприятия (два гимнастических и
физкультурное занятия), то дети получают три
водных закаливающих процедуры. Кроме того, после
каждого приема пищи дети полощут рот и горло
прохладной водой. Это отличное закаливание. С
этой же целью мы иногда готовим для детей сладкие
ледышки.
Ирина СОСНИНА,
заведующая ДОУ № 199
Материалы педагогов г. Нижнего
Новгорода подготовлены с участием Веры
АЛЯМОВСКОЙ |