ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЮ
К вопросу планирования и технологии
проведения личностно-ориентированного занятия
Вначале давайте честно признаемся
друг другу, что хотя современные занятия в
детском саду стали более гибкими по целям и
задачам, вариативными по формам и методам
проведения и т.д., но все же их далеко не всегда
можно считать личностно-ориентированными. Часто
мы под личностно-ориентированным занятием
понимаем гуманное, уважительное отношение к
детям, видя свою задачу прежде всего в том, чтобы
создать эмоционально-положительный настрой
группы на работу. Широко используются различные
формы «занятий с увлечением», насыщенные играми
и самостоятельными творческими делами. Все это,
безусловно, делает занятие более интересным,
привлекательным, более результативным, но еще не
дает основания считать его
личностно-ориентированным.
Для последнего недостаточно создать в группе
благожелательную творческую атмосферу. Суть
личностно-ориентированной педагогики
заключается в постоянном обращении к
субъективному опыту детей, к опыту их
собственной жизнедеятельности. Самое важное при
этом — признание самобытности и уникальности
каждого малыша. При этом от педагога требуется
пересмотр ряда привычных профессиональных
позиций.
1. Опора на субъективный опыт ребенка
Педагог сообщает детям знания в
строгой логической последовательности. Но любое
знание (особенно новое) должно опираться на
субъективный опыт ребенка, его интересы,
склонности, устремления, индивидуально-значимые
ценности, которые определяют своеобразие
восприятия и осознания окружающего мира каждым
малышом.
В процессе общения на занятии происходит не
только одностороннее воздействие педагога на
ребенка, но и обратный процесс.
Ребенок должен иметь возможность максимально
использовать свой собственный, уже имеющийся
опыт, личностно-значимый для него, а не просто
безоговорочно принимать («усваивать») все, что
сообщает ему педагог.
В этом смысле педагог и ребенок выступают как
равноправные партнеры, носители разнородного, но
одинаково необходимого опыта. Основной замысел
личностно-ориентированного занятия состоит в
том, чтобы раскрыть содержание индивидуального
опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем
самым добиться личностного усвоения этого
нового содержания.
Педагог должен продумать не только то, какой
материал он будет сообщать, но то, какие возможны
переклички этого материала с личным опытом
детей. При организации
личностно-ориентированного занятия
профессиональная позиция педагога состоит в
заведомо уважительном отношении к любому
высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой
темы.
Нужно подумать, как обсуждать детские «версии»
не в жестко-оценочной ситуации (правильно —
неправильно), а в равноправном диалоге. Только в
этом случае дети будут стремиться быть
«услышанными» взрослым.
2. Знание психофизических особенностей
Обычно, готовясь к занятию, педагог
подбирает дидактический материал, позволяющий
ему использовать задания разной степени
трудности.
Подбор дидактического материала к
личностно-ориентированному занятию требует от
педагога еще и знания индивидуальных
предпочтений каждого ребенка в работе с
материалом. Он должен располагать набором
дидактических карточек, позволяющих ребенку
работать с одним и тем же содержанием,
предусмотренным программными требованиями, но
передавать его при этом различными способами:
словом, знаково-условным обозначением, рисунком,
предметным изображением и т.д.
Конечно, ребенку надо предоставить возможность
проявить индивидуальную избирательность в
работе с материалом. Классификация
дидактического материала, подбор и
использование его в ходе занятия требуют особой
подготовки педагога, и прежде всего знания
психофизиологических особенностей детей, умения
выявлять и продуктивно их использовать в
процессе усвоения.
3. В роли равноправных партнеров
Не менее важны сценарий занятия и его
«режиссура». Общение на занятии должно быть
построено таким образом, чтобы ребенок мог сам
выбирать наиболее интересующее его задание по
содержанию, виду и форме — и тем самым наиболее
активно проявить себя. Для этого воспитателю
следует относить все информационные методы
работы на занятии (установочные, содержательные,
инструктивные) — к фронтальным, а все формы
самостоятельной или парной работы — к
индивидуальным. Это требует учета не только
познавательных, но и эмоционально-волевых,
мотивационно-потребностных особенностей детей и
возможностей их проявления в ходе занятия.
Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее
спроектировать все возможные типы общения,
подчиненные учебным целям, все формы
сотрудничества между партнерами по познанию.
4. Рекомендации к подготовке занятия
Разработка гибкого плана включает в
себя:
— Определение общей цели и ее
конкретизацию в зависимости от разных этапов
занятия.
— Подбор и организацию такого дидактического
материала, который позволяет выявлять
индивидуальную избирательность детей к
содержанию, виду и форме познания.
— Планирование разных форм организации работы
(соотношение фронтальной, индивидуальной,
самостоятельной работы).
— Выбор критериев оценки продуктивности работы
с учетом характера заданий (дословный пересказ,
изложение своими словами, выполнение творческих
заданий).
— Планирование характера общения и
межличностных взаимодействий в процессе
занятия:
а) использование разных форм общения
(монолога, диалога, полилога) с учетом целей
занятия;
б) проектирование характера взаимодействий
детей на занятии с учетом их личностных
особенностей и требований к межгрупповому
взаимодействию;
в) использование содержания субъектного опыта
всех участников занятия в диалоге «ребенок —
педагог» и «ребенок — дети».
Планирование результативности
занятия предусматривает:
1) обобщение полученных знаний и
умений, оценку их усвоенности;
2) анализ результатов групповой и индивидуальной
работы;
3) внимание к процессу выполнения заданий, а не
только к результату.
5. Рекомендации к проведению занятия
Следует использовать разнообразные
формы и методы организации работы детей,
позволяющие раскрыть содержание их личного
опыта относительно предложенной темы.
Необходимо создать атмосферу
заинтересованности каждого ребенка в работе
всех и стимулировать детей к использованию
разнообразных способов выполнения заданий без
боязни ошибиться.
Педагог должен поощрять стремление детей
предлагать свои собственные способы работы
(выполнения задания), анализировать в ходе
занятия способы, предлагаемые другими детьми, и
стремление поддерживать наиболее оптимальные и
рациональные из них.
Следует предлагать такие задания, которые
позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму
материала (словесную, графическую,
условно-символическую).
Педагог должен создавать такие ситуации общения,
которые позволяют каждому ребенку проявить
инициативу, самостоятельность, избирательность
к способам работы.
Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы
узнали» (чем овладели), но и то, что им понравилось
и не понравилось, почему, что бы они хотели
выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Итак, подчеркнем основные особенности
личностно-ориентированных занятий с детьми:
1. Конструирование дидактического
материала разного типа, вида и формы, определение
цели, места и времени его использования.
2. Продумывание педагогом возможностей для
самопроявления детей.
3. Проведение наблюдений за детьми, отслеживание
их развития.
4. Предоставление детям возможности задавать
вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
5. Поощрение высказанных детьми идей, организация
обмена мыслями и мнениями.
6. Стимулирование детей к активным действиям по
усвоению знаний.
7. Стремление к созданию ситуаций успеха для
каждого ребенка.
8. Привлечение детей к использованию различных
путей поиска и добывания информации о мире.
9. Использование личного опыта каждого ребенка.
10. Создание по ходу занятия «трудных ситуаций»,
как возможностей применить новые знания.
11. Продуманное чередование видов работ, типов
деятельности для снижения утомляемости детей.
6. Основные критерии анализа
личностно-ориентированного занятия
1. Создание педагогом в начале занятия
положительного эмоционального настроя на
работу.
2. Сообщение старшим дошкольникам не только темы,
но и целей, форм работы.
3. Гибкость организации деятельности детей в
зависимости от цели этапов занятия.
4. Стимулирование детей к выбору различных
способов выполнения деятельности.
5. Использование дидактического материала,
позволяющего ребенку проявлять личностную
избирательность.
6. Активизация личного опыта ребенка и его
использование в процессе занятия.
7. Преобладающая форма общения: диалог, полилог.
8. Предпочитаемые формы работы (изложения знаний,
самостоятельная работа, коллективное решение
творческих задач, анализ).
Ольга САПОЖНИКОВА,
старший воспитатель ДОУ № 213,
г. Ростов-на-Дону
Статья подготовлена по материалам журнала
«Директор школы». |