ПРИКЛЮЧЕНИЕ ТАНИ
В ШАХМАТНОЙ СТРАНЕ
Театрализованное представление для детей
старшего дошкольного и младшего школьного
возраста
Действующие лица:
Сказочник (взрослый)
Белый Король
Белый Ферзь
Две белых Ладьи
Два белых Слона
Два белых Коня
Две белых пешки
Две черных пешки
Девочка Таня
Сказочник:
Сегодня я расскажу вам новую сказку, необычную и
интересную. Итак, слушайте. В некотором царстве, в
Клеточном государстве жили-были… Впрочем,
давайте лучше посмотрим, что же там происходило.
У меня есть волшебная палочка; стоит только
взмахнуть ею и произнести волшебные слова, как
сказка оживет. Повторяйте волшебные слова за
мной (взмахивает волшебной палочкой):
Палочка волшебная,
Сказку оживи,
Чудеса и приключенья
Детям покажи.
Декорация шахматного королевства.
Выходит девочка Таня, оглядывается, пожимает
плечами.
Таня: Куда
я попала?
С противоположной стороны появляются две белые
пешки, сначала они осторожно крадутся, затем
подбегают к Тане.
Белые пешки (вместе): Стой! Кто идет?
Таня в испуге пятится.
1-я пешка (обращаясь ко второй): Что это за
шахматная фигура?
2-я пешка (рассматривая Таню): Не знаю…
1-я пешка (Тане): Ты что за шахматная
фигура?
Таня: Я не шахматная фигура, я девочка.
2-я пешка: Какая еще «девочка»?
Таня: Я девочка Таня.
Пешки переглядываются, пожимая плечами.
1-я пешка: Как ты сюда попала?
Таня: Сама не знаю. Я спала, а проснулась уже
здесь. Я хочу домой, к маме. (Закрывает лицо
руками, всхлипывает. Пешки успокаивают ее.)
Появляются две черные пешки.
Черные пешки (вместе): Сдавайтесь, не то мы
вас сейчас порубим!
Белые пешки встают в позицию напротив черных.
Белые пешки (вместе): Ну что ж, попробуйте!
Таня: Стойте, подождите, не рубите,
пожалуйста, друг друга!
1-я черная пешка: А это еще кто?
2-я черная пешка: Какая-то странная фигура. А
как она рубит и ходит?
Белые пешки (вместе): Эта фигура
называется «девочка Таня».
1-я белая пешка: Мы сами не знаем, как она рубит
и ходит.
Таня: Я никого не рублю! А хожу я обыкновенно,
вот так! (Ходит вперед, назад, по кругу, обходит
пешек со всех сторон.)
Пешки (все вместе): Вот это да! Здорово! (Хлопают
в ладоши.)
Появляется белая Ладья.
Ладья: Что за шум? (Увидев белую Ладью,
черные пешки прячутся за спины белых. Ладья
обращает внимание на Таню.) Пешки, кто это?
1-я белая пешка: Это девочка Таня.
Ладья: Я не знаю такой фигуры. Ты в чьей армии,
белых или черных? Что-то я не пойму.
Таня: Я ни в чьей.
Ладья: Как это ни в чьей?! Такого не может быть.
Сейчас мы разберемся. Пойдем со мной (берет Таню
за руку и тянет за собой).
Таня (упирается): Куда вы меня ведете? Я
хочу домой!
Ладья: Пойдем к нашему Королю и
главнокомандующему Ферзю. Они быстро узнают, кто
ты такая и что с тобой делать. (Уводит Таню.)
Черные пешки выглядывают из-за белых.
1-я черная пешка: Спасибо, пешки, что не выдали
нас Ладье, а то бы она нас наверняка срубила.
1-я белая пешка: Пожалуйста. Но что же теперь
будет с Таней?
2-я белая пешка: Пойдемте, посмотрим.
2-я черная пешка: Нет, мы не можем здесь
оставаться, нам пора на свою половину.
1-я черная пешка: Мне так хочется узнать, что
же будет с Таней. Она мне понравилась. (Обращается
ко 2-й черной пешке.) Может, мы пойдем вместе с
белыми пешками?
2-я черная пешка: Ты что, хочешь, чтобы тебя
срубили?
1-я черная пешка: Нет, конечно, но…
2-я черная пешка: До свидания, белые пешки, нам
пора (берет 1-ю черную пешку за руку, и они
уходят).
2-я белая пешка: И мы пошли, посмотрим, как там
Таня (убегают в другую сторону).
Выходит Король, за ним Ферзь.
Ферзь: Ваше величество, Ладья поймала
вражеского шпиона непонятного цвета. Прикажете
доставить?
Король (садится на заранее приготовленное
место): Ведите.
Ферзь: Ладья, ведите вашего пленника!
Ладья (входит вместе с Таней): Вот она,
ваше величество!
Король и Ферзь удивленно смотрят на Таню.
Король встает со своего места, обходит Таню
кругом.
Король: Странная фигура, ни на одну из моих и
вражеских фигур не похожа. Кто ты?
(Таня молчит.)
Ферзь (строго): Отвечай, когда тебя
спрашивают!
Таня: Я девочка Таня.
Король: Я не знаю такой фигуры.
Таня: Я не фигура, я девочка.
Ферзь: Она лжет, это наверняка
замаскированная пешка черных. И она пришла
разузнать, как мы готовимся к сражению. Нужно
запереть ее в башню, пока она нам все не
расскажет.
Таня: Я не хочу в башню, я хочу домой, к маме… (Плачет.)
Король (успокаивает ее): Не плачь, девочка
Таня, расскажи нам все, и мы отпустим тебя в твое
королевство, к маме.
Таня (успокоившись): А что рассказывать? Я
жила себе дома с мамой, папой и братом. Был вечер,
мама на кухне, папа с Вовкой играли в шахматы, а со
мной никто не играл. Правда, папа хотел научить
меня играть в шахматы. Но зачем мне эти шахматы
нужны? (Делает недовольную гримасу.) Мне не
интересно!
Ферзь: Шахматы! Зачем нужны? Да как ты…
Король: Подождите, Ферзь, продолжай, девочка.
Таня: Ну а потом я пошла спать, а проснулась
уже здесь
Король: А знаешь ли ты, Таня, куда ты попала?
Таня: Нет.
Король: Ты попала в Шахматное королевство.
Тебе у нас совсем не интересно?
Таня: Шахматное королевство? Нет, у вас
интересно. Но только я все равно хочу к маме.
Король: Ты легко можешь вернуться к маме, если
умеешь играть в шахматы.
Таня: Но я не умею играть в шахматы. Что же мне
делать?
Король: Придется научиться. А теперь мне пора.
Меня ждут важные государственные дела. (Король
уходит.)
Ферзь: Ты должна научиться играть в шахматы к
завтрашнему утру. (Уходит вместе с Ладьей.)
Таня (оставшись одна): Что же мне делать?
Кто мне поможет вернуться домой?
К Тане подбегают две белых пешки.
1-я белая пешка: Не огорчайся, Таня! Если
хочешь, мы тебя научим играть.
2-я белая пешка: Для начала познакомимся
поближе. Мы — белые пешки. Нас у белого Короля
ровно восемь. Мы ходим только вперед, а рубим по
диагонали. Мы солдаты, и назад не отступаем.
1-я белая пешка: Подожди, не спеши, так Таня
ничего не поймет. Пойдем лучше на наше поле. Будем
там учиться. (Пешки берут Таню за руки.)
Таня: Как жаль, что вы только солдаты! Вы такие
добрые.
2-я белая пешка: Но иногда мы можем
превратиться в Ферзя.
1-я белая пешка: Ой, кажется сюда кто-то идет!
Громко топая, входят белые Слоны.
1-й Слон: Девочка, пойдем с нами.
2-й Слон: Нам приказано доставить тебя к Ферзю.
(Пытаются схватить Таню за руку, но пешки
закрывают ее собой.)
Скачет конь, за ним идет Король (у коня
своеобразный ход).
Король: Что случилось в моем королевстве?
Слоны: Пешки не отдают нам девочку. По приказу
Ферзя мы должны посадить ее в башню.
1-я пешка: Но если она будет в башне, кто научит
ее играть в шахматы?
Король: Да, действительно…
Входит Ферзь.
Ферзь: Слоны, в чем дело? Почему девочка до сих
пор не в башне?
1-й Слон: Пешки не отдают ее нам.
Король: Ферзь, девочке Тане надо помочь.
Ферзь: Ваше величество, мне нужно с вами
поговорить. (Отводит Короля в сторону, ближе к
зрителям.) Ваше величество, у нас всегда было
только восемь пешек, и запасная пешка нам не
повредит.
Король: Но это нечестно. Пусть девочка
попробует освоить все правила игры (уходит).
Ферзь: Отлично, пусть попробует. Но я прикажу
всем фигурам, чтобы они не смели ей помогать! (Пока
Король и Ферзь разговаривали, шахматные фигуры
шепчутся с Таней.) Фигуры, ко мне! (Все, кроме
Тани, подбегают к Ферзю.) Завтра в нашем
королевстве состоится турнир между нами и
девочкой Таней. Приказываю всем разойтись в
начальную позицию и подумать над вопросами для
Тани.
Шахматные фигуры расходятся в разные стороны.
Таня: А кто же будет меня учить? И что такое
турнир?
Ферзь: Отвечаю на второй вопрос. Турнир — это
соревнование, в котором должен определиться
победитель. Каждая фигура задаст тебе вопрос, и
если ты ответишь, то сделаешь один ход, как пешка.
Давая ответы и делая шаги по «вертикали», ты
сможешь выйти из шахматного королевства. А если
нет, то останешься здесь навсегда. Отвечаю на
твой первый вопрос — учить тебя никто не будет. (Уходит.)
Таня: Но я же не знаю… (Опустив голову,
грустно покидает сцену.)
Сказочник: Ребята, мне жаль Таню, а вам? А
кто-нибудь из вас знает правила шахматной игры,
умеет играть в шахматы? Вот здорово! Значит, мы
сможем помочь Тане!
Но посмотрим, что было дальше.
Настало утро, все волновались. Всем было жаль
Таню. Но соревнования есть соревнования.
Раздается звук трубы, предвещающий начало
турнира.
Появляется Король, за ним Ферзь, Ладьи, Слоны,
Кони и затем пешки вместе с Таней. Пешки
расстилают «вертикаль» и ставят Таню на первое
поле.
Ферзь: Внимание, внимание! Начинаем
состязание. Итак, девочка, если ты сможешь дойти
до последнего поля — будешь дома, а если нет, то
останешься с нами. Но запомни, ты сможешь сделать
шаг только после того, как дашь правильный ответ
на вопрос. (Звучит гонг.) Пешки, начинайте!
Пешки: Может ли пешка ходить назад?
Таня:
Нет.
Ферзь (удивленно): Правильно.
Таня делает шаг на второе поле.
Ферзь: Ладья, ваш вопрос.
Ладья: По полям какого цвета ходит ладья?
Таня задумывается, смотрит в зал на детей.
Сказочник: Ребята, подскажите Тане! (Дети
подсказывают.)
Таня: Ладья ходит по белым и черным полям.
Ферзь: Правильно, но тебе помогли.
Сказочник (обращаясь к Королю): Ваше
величество, ведь шахматные фигуры помогают друг
другу в сражении, не так ли?
Король: Конечно, ведь все мы из одной армии.
Сказочник: Но и Таня, и зрители — дети, так что
можно сказать, что они тоже одна команда.
Король: Хорошо, пусть дети помогают девочке.
Таня делает шаг.
Ферзь: Слоны, ваш вопрос.
Слоны: Мы — белые Слоны, но зовут нас
по-разному. Как?
Таня: Я не знаю.
Дети подсказывают: белопольные и чернопольные.
Таня дает правильный ответ и делает еще один шаг.
Кони: Может ли Конь перепрыгивать через
фигуры своего цвета и фигуры противника?
Дети: Да! (Таня делает шаг.)
Ферзь: Теперь моя очередь. Я очень сильная
фигура, но могу ли я из своей начальной позиции
сделать первый ход?
Дети: Нет!
Таня (делая шаг): Ура! Мне осталась всего
одна клеточка!
Король: Ну что ж, последний вопрос. Можно ли
порубить Короля?
Дети: Нет! (Девочка делает последний шаг и
попадает в зал к детям.)
Король: Молодцы, ребята, не оставили Таню в
беде. И я очень рад, что вы умеете играть в
шахматы.
Таня: Спасибо, ребята, и вам спасибо, милые
шахматы. Я обязательно научусь этой игре, теперь
я знаю, какая это интересная и умная игра.
Король: Нам пора, но мы не прощаемся, а говорим
вам «до скорой встречи»!
Все фигуры: До скорой встречи! (Уходят из
зала.)
Сказочник: Вот и закончилась наша сказка.
Через ту дверь, в которую вышли шахматные
фигуры, входит заведующая или воспитатель с
посылкой, в которой находятся шахматные доски.
Марина ШАМСУТДИНОВА,
воспитатель детского сада № 42
г. Лесосибирска (Красноярский край) |