Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2002

ШАХМАТНАЯ ШКОЛА

В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ

Продолжение. Начало см. в №№ 35—36, 47—48/2000, 5, 22/2001

Занятие десятое

Спросите ребят, чему было посвящено предыдущее занятие.
Для этого вместе вспомните шуточную рифмовку:

Видимо, ладья упряма,
Если ходит она прямо.
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она —
Неуклюжа и сильна.
Ладья может сказать про себя и так:

Прямолинейной горжусь я натурой,
Открытые линии славлю стократ.
Недаром тяжелой зовусь я фигурой:
Коль выхода нет, получается мат.

Задайте ребятам следующие вопросы:

1. Сколько ладей имеется в распоряжении каждого из играющих?
2. По каким линиям может передвигаться шахматная ладья и на сколько полей?
3. Какое количество полей доступно ладье, стоящей на «h1», «a8», «e5», «d4»? Назовите эти поля.
4. За сколько ходов ладья с поля «а1» доберется до поля «h8»? С «g2» на «b7»? С «с4» на «b5»?

При опросе используйте большую демонстрационную доску или крупное изображение шахматной доски, нарисованное мелом.
После того как дети справятся с предложенным заданием, раздайте им комплекты шахматных фигур и доски.
Пусть ребята самостоятельно найдут среди всех фигур белого слона и установят его на поле «d4».

Слон – это следующая фигура, с которой мы познакомимся.
Ходить слон может только по диагональным линиям на любое количество доступных ему полей. В лагере белых, как и в лагере черных, имеется по две такие фигуры. Один из двух слонов называется «белопольным» — он изначально стоит на белом поле, другой — «чернопольным». Его исходная позиция — черное поле.
Обратите внимание ребят на то, что белопольный слон ходит только по белым полям-диагоналям и никогда не сможет попасть на черное поле. И наоборот: слон, изначально стоящий на черном поле, может передвигаться только по черным полям-диагоналям.
Объяснение сопровождается показом на большой доске (рис. 1, 2).

Предложите ребятам самостоятельно определить, на какие поля может пойти слон с полей «а4», «h1», «b4», «d6» и т.д. — пока у детей не сложится четкое представление о возможных передвижениях слона.
Следующее задание выполняется письменно: каждому нужно нарисовать в своей тетради шахматную диаграмму со слоном на поле «d4» и стрелочками обозначить все доступные ему поля (рис. 3).

В активный словарь вводятся новые слова: шахматные фигуры — «король», «ладья», «слон».
В конце занятия предложите ребятам выучить следующую рифмовку:

Запишу-ка я в тетради:
Два слона в моем отряде.
Но в атаку, в грозный бой,
Разною идут тропой.
Одного позвала в даль
Черная диагональ,
А другому белый путь
Предназначен. Не забудь!
Несколько иначе в театре представляет себя слон:
Зовусь дальнобойной фигурой недаром —
В атаке азарта не занимать,
Решаю игру я кинжальным ударом,
Коль случай представится мне матовать.

* * *

Мы предлагаем родителям самостоятельно решить одну из несложных задач времен ас-Сули, когда шахматы еще не были шахматами в современном понимании, а назывались «шатранджем». При решении необходимо учитывать некоторые различия в правилах шахмат и шатранджа. Вот эти отличия:

1. Выигравшим считается тот, кто оставит короля противника без фигур или поставит ему мат.
2. В шатрандже ферзь являлся самой слабой фигурой и мог ходить только на одно поле по диагонали вперед и назад.
Остальные правила сродни современным правилам шахмат (рис. 4).

Решение читайте в следующем номере газеты.

Ильдар ХАЙРУТДИНОВ,
Олег ЛАПКИН,
педагоги дополнительного образования
Центра детского и юношеского творчества «Тушино»,
Москва
Фото из домашнего архива Али Хусаиновой

СПРАВКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Ас-Сули — выдающийся шахматист прошлого

Ас-Сули, Абу Бакр Мухаммед бен Яхья — жил в конце IX века нашей эры и был первым из игроков в шатрандж — игры — предшественницы современных шахмат. Он попытался сформулировать основные принципы шахматной игры. Слава ас-Сули в Сирии и Египте пережила несколько веков; высшей похвалой считалось сравнение чьей-либо игры с его игрой. Многие из решенных им древних шахматных задач до недавнего времени продолжали хранить свой секрет.
«Нет человека на земле, кто смог бы решить их, за исключением тех, кого я этому научил. Сомневаюсь, сделал ли это кто-нибудь до меня – тогда бы он написал решение сам или показал его кому-то еще!» — это слова самого ас-Сули относительно одной из таких хитроумных головоломок.

Рейтинг@Mail.ru