В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ
Продолжение. Начало см. в №№ 35—36,
47—48/2000, 5, 22/2001
Занятие десятое
Спросите
ребят, чему было посвящено предыдущее занятие.
Для этого вместе вспомните шуточную рифмовку:
Видимо, ладья упряма,
Если ходит она прямо.
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она —
Неуклюжа и сильна.
Ладья может сказать про себя и так:
Прямолинейной горжусь я натурой,
Открытые линии славлю стократ.
Недаром тяжелой зовусь я фигурой:
Коль выхода нет, получается мат.
Задайте ребятам следующие вопросы:
1. Сколько ладей имеется в распоряжении
каждого из играющих?
2. По каким линиям может передвигаться шахматная
ладья и на сколько полей?
3. Какое количество полей доступно ладье, стоящей
на «h1», «a8», «e5», «d4»? Назовите эти поля.
4. За сколько ходов ладья с поля «а1» доберется до
поля «h8»? С «g2» на «b7»? С «с4» на «b5»?
При опросе используйте большую
демонстрационную доску или крупное изображение
шахматной доски, нарисованное мелом.
После того как дети справятся с предложенным
заданием, раздайте им комплекты шахматных фигур
и доски.
Пусть ребята самостоятельно найдут среди всех
фигур белого слона и установят его на поле «d4».
Слон – это следующая фигура, с которой
мы познакомимся.
Ходить слон может только по диагональным линиям
на любое количество доступных ему полей. В лагере
белых, как и в лагере черных, имеется по две такие
фигуры. Один из двух слонов называется
«белопольным» — он изначально стоит на белом
поле, другой — «чернопольным». Его исходная
позиция — черное поле.
Обратите внимание ребят на то, что белопольный
слон ходит только по белым полям-диагоналям и
никогда не сможет попасть на черное поле. И
наоборот: слон, изначально стоящий на черном
поле, может передвигаться только по черным
полям-диагоналям.
Объяснение сопровождается показом на большой
доске (рис. 1, 2).
Предложите ребятам
самостоятельно определить, на какие поля может
пойти слон с полей «а4», «h1», «b4», «d6» и т.д. — пока
у детей не сложится четкое представление о
возможных передвижениях слона.
Следующее задание выполняется письменно:
каждому нужно нарисовать в своей тетради
шахматную диаграмму со слоном на поле «d4» и
стрелочками обозначить все доступные ему поля
(рис. 3).
В активный словарь вводятся новые
слова: шахматные фигуры — «король», «ладья»,
«слон».
В конце занятия предложите ребятам выучить
следующую рифмовку:
Запишу-ка я в тетради:
Два слона в моем отряде.
Но в атаку, в грозный бой,
Разною идут тропой.
Одного позвала в даль
Черная диагональ,
А другому белый путь
Предназначен. Не забудь!
Несколько иначе в театре представляет себя слон:
Зовусь дальнобойной фигурой недаром —
В атаке азарта не занимать,
Решаю игру я кинжальным ударом,
Коль случай представится мне матовать.
* * *
Мы предлагаем родителям
самостоятельно решить одну из несложных задач
времен ас-Сули, когда шахматы еще не были
шахматами в современном понимании, а назывались
«шатранджем». При решении необходимо учитывать
некоторые различия в правилах шахмат и
шатранджа. Вот эти отличия:
1. Выигравшим считается тот, кто
оставит короля противника без фигур или поставит
ему мат.
2. В шатрандже ферзь являлся самой слабой фигурой
и мог ходить только на одно поле по диагонали
вперед и назад.
Остальные правила сродни современным правилам
шахмат (рис. 4).
Решение читайте в следующем номере
газеты.
Ильдар ХАЙРУТДИНОВ,
Олег ЛАПКИН,
педагоги дополнительного образования
Центра детского и юношеского творчества
«Тушино»,
Москва
Фото из домашнего архива Али Хусаиновой
СПРАВКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
РОДИТЕЛЕЙ
Ас-Сули — выдающийся шахматист
прошлого
Ас-Сули, Абу Бакр Мухаммед бен Яхья —
жил в конце IX века нашей эры и был первым из
игроков в шатрандж — игры — предшественницы
современных шахмат. Он попытался сформулировать
основные принципы шахматной игры. Слава ас-Сули в
Сирии и Египте пережила несколько веков; высшей
похвалой считалось сравнение чьей-либо игры с
его игрой. Многие из решенных им древних
шахматных задач до недавнего времени продолжали
хранить свой секрет.
«Нет человека на земле, кто смог бы решить их, за
исключением тех, кого я этому научил. Сомневаюсь,
сделал ли это кто-нибудь до меня – тогда бы он
написал решение сам или показал его кому-то еще!»
— это слова самого ас-Сули относительно одной из
таких хитроумных головоломок. |
|