Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2002

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ЗНАКОМТЕСЬ: «УСАТЫЙ НЯНЬ»
В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

СЕРГЕЙ ВОВК

СЕРГЕЙ ВОВК: «Я пришел в дошкольное учреждение в самое интересное время».

Сергею Владимировичу Вовку, заведующему детским садом № 287 г. Ижевска, 41 год. Он закончил музыкальное училище, авиационный техникум, художественно-графический факультет Удмуртского государственного университета — но работать пошел в детский сад.
Несколько лет назад мы познакомились с ним на семинаре дошкольных работников, где он был единственным мужчиной. Поскольку семинар был посвящен проблемам физкультурно-оздоровительной работы, я поначалу подумала, что он либо представитель управления образования, либо тренер. А когда узнала, что Сергей Владимирович — руководитель дошкольного образовательного учреждения, захотелось поближе познакомиться и с ним, и с его детским садом.
В детский сад мы приехали без предупреждения. Первое, что бросилось в глаза, — всюду видна заботливая рука хозяина, все по-мужски просто, никакой небрежности и никаких недоделок. Большое впечатление произвел на нас оригинальный дизайн интерьера. Но поразила не столько изысканная простота оформления (что неудивительно, ведь Сергей Вовк по образованию художник), сколько его продуманность в плане создания максимальных удобств для детей и сотрудников. Мы изумились еще больше, когда узнали, что практически все панно, картины, скульптуры, которые могли бы украсить
любую выставку, выполнены руками родителей, сотрудников и детей. Причем детские работы порой невозможно отличить от взрослых.
Под стать стильному интерьеру и коллектив педагогов: веселые, раскованные люди, но в то же время удивительно собранные и элегантные. Ни тебе старомодных туфель или тапочек, ни свисающих с плеч джемперов или плохо сидящих юбок. Изящная обувь, современные прически, маникюр и удивительные глаза воспитателей — глаза уверенных в себе женщин. И сам Сергей Владимирович — статный, подтянутый, решительный. Всё вместе — и взрослые, и дети, и интерьер — было так гармонично и естественно, что в памяти всплывала виденная когда-то картина «Семейный портрет в интерьере». Именно домом, «семьей» хотелось назвать это учреждение.
На мой вопрос: «Как вас сначала приняли женщины?» — Сергей Вовк рассмеялся:
— Приняли-то, в общем, хорошо, но каждая старалась показать мне, что я мало что смыслю в деле дошкольного воспитания.
— Ну а вы как к этому отнеслись?
— Нормально. Решил полагаться на интуицию.
— И что вы сделали в первую очередь, когда приступили к обязанностям заведующего?
— Повесил везде зеркала.
— И что же?
— Женщины надели красивые туфли, модные колготки и стали намного чаще улыбаться.
«Да, руководитель из него получится», — подумала я, покидая учреждение.
Прошло несколько лет, прежде чем мы снова встретились с Сергеем Вовком. За это время он успел поработать в управлении образования, но работа заведующего показалась ему более привлекательной, и он вернулся на эту должность, правда, в другое учреждение.
Его новый детский сад в этом году занял первое место в городском конкурсе на лучший цветник. Заботливый и предприимчивый руководитель наладил связи с местной фирмой «Мир цветов», специалисты которой помогли коллективу дошкольного образовательного учреждения сделать его территорию настоящим райским садом.
Узнав, что первая профессия Сергея Вовка — авиационный техник и он довольно долго работал в аэропорту, я спросила, жалел ли он когда-нибудь о том, что переменил профессию. Оказалось, не жалел. Напротив, именно здесь, в детском саду, он ощутил свою самодостаточность. «Я пришел в дошкольное учреждение в самое интересное время, — поясняет он. — Менялась эпоха, менялись взгляды на идеологию и технологию образовательного процесса. Сейчас, правда, работать не так интересно. Заедает административная работа. Но пытаюсь и в ней найти истоки творчества».
О Сергее Вовке, как о человеке сугубо творческом, говорят многие: и воспитатели, и руководство, и родители. Следуя привычной схеме, я хотела расспросить Сергея Владимировича об идеях, которые пытаются реализовать его педагоги, о новых подходах, но он предложил другое: обратиться через газету к мужчинам.
Вот его обращение:

«Уважаемые мужчины! Я надеюсь, что придет время, когда мужчина — руководитель дошкольного учреждения не будет никого удивлять. Это должно стать нормой. Сегодня дошкольное образование на 99% представлено женщинами. А для полноценного воспитания детей участие мужчины нужно не только в семье, но и в любом образовательном учреждении. В вузах, школах с мужчинами хоть немного, но легче. Они туда идут. А вот в детский сад идти работать стесняются. Но именно там больше всего нужны мужские руки, мужской взгляд на проблемы образования малышей.

И еще скажу, что руководить дошкольным учреждением совсем не просто. Тут выдержки, мужества, изобретательности и предприимчивости порой необходимо куда больше, чем во многих других профессиях. Да и ответственность за сотни жизней и здоровье детей — дело нешуточное. Но работа руководителя детского сада приносит очень много радости, ведь ты словно держишь на своих ладонях новое поколение, и во многом именно от тебя зависит, каким оно будет. Так что приглашаю ребят, выпускников педвузов, в детский сад. Уверен, не пожалеете!»

Вера АЛЯМОВСКАЯ

АЛЕКСЕЙ КОРОТКОВ

АЛЕКСЕЙ КОРОТКОВ: «Иногда и профессор может меньше значить в становлении человека, чем воспитатель или учитель начальной школы».

Алексей Коротков хорошо помнит первый день своей практики, когда он остался один на один с ребятишками ясельной группы, — как на грех, воспитатель и нянечка в тот день не вышли на работу. Тем не менее практикант решил не ударить в грязь лицом и сделал самостоятельную попытку накормить детишек завтраком. Но даже в таком, казалось бы, простом деле нужен навык. К утренней каше он раздал малышам столовые ложки, которыми обычно едят суп. И вдруг услышал: «Тяжело, дядя, тяжело». Так дети, как умели, сообщили незадачливому воспитателю о его промашке. Этот эпизод врезался в память Алексея Николаевича, хотя за годы работы каких только случаев не происходило.
Профессию воспитателя дошкольного учреждения Алексей выбрал сознательно, пойдя учиться сначала в Дзержинский педагогический колледж, а затем в Нижегородский государственный педагогический университет.
Его первая наставница Эвелина Константиновна Сорокина вспоминает, как робок и застенчив был Алексей, когда пришел к ним работать воспитателем, как волновался на утренниках, как не сразу установилась у него близость с детьми и как появились первые «плюсы» в работе. И она же рассказывает о том, как быстро он осваивал педагогическую профессию, становился профессионалом. «Алексей был самым активным участником всех педагогических мероприятий, всегда шел в ногу со временем и имел смелость высказывать свое мнение. Готовит, например, другой воспитатель открытое занятие. Алексей тоже прорабатывает этот материал со своими детьми. И на обсуждение приходит со своими идеями, подкрепленными практикой. Если уж он критикует, то доказательно и критика всегда конструктивна. Уже тогда я поняла — он стоит на голову выше многих наших специалистов».
У Алексея Короткова незаурядные артистические способности и отличное чувство юмора, которые, как он говорит, «нещадно эксплуатировались» его коллегами-воспитателями. Однажды его, исполнявшего роль медведя на зимнем празднике, решили закопать в сугроб. Он согласился, но попросил постелить матрац и накрыть его чем-нибудь сверху. Так и сделали. Получился огромный сугроб. В нужный момент из сугроба появился медведь. И был он до того уморителен — несчастный, исхудавший после долгой зимы, — что и дети, и взрослые буквально повалились от смеха. А сам он позже признался: «Я там чуть не задохнулся».
На мой вопрос: «Что побудило вас выбрать именно эту профессию?» — Алексей ответил очень просто:
— Все время возился с соседскими детьми и вошел во вкус.
— А как вас приняли родители?
— Доходило до смешного. Мать приведет ребенка и не уходит — интересно ей, что я буду делать. Я, естественно, смущаюсь.
— А потом?
— А потом очень понравилась профессия. Дети ходят за мной, как цыплята, нагрузка физическая — как у мастера спорта. Родители отнеслись ко мне крайне доброжелательно. В поселке меня знал каждый, все здоровались, почет и уважение выказывали больше, чем учителю.
Со временем Алексей Николаевич стал старшим воспитателем, а затем был назначен заведующим ДОУ № 56. Область его профессиональных интересов — интеллектуальное развитие детей.
— Вы не жалеете, что расстались с непосредственной работой с детьми?
— Вообще-то не жалею. У меня появилась возможность реализовать свое видение организации жизнедеятельности детей, образовательного процесса. Интересно заняться педагогическим менеджментом. И смотришь на все уже под другим углом зрения. Правда, ушла радужность восприятия своей профессии, но зато появилась хватка.
— А каковы, на ваш взгляд, основные проблемы дошкольного образования?

— Дошкольному детству сейчас явно не хватает внимания со стороны государства и местной администрации. Чиновники все чаще намекают нам, что содержание детских садов для них разорительно. Кроме того, отсутствует широкая реклама достижений дошкольного образования и значимости работы педагогов-дошкольников. Работу учителя по-прежнему ставят выше. Хотя в педагогике не может быть кто-то выше, а кто-то ниже. Иногда и профессор может меньше значить в становлении человека, чем воспитатель или учитель начальной школы.
Политика государства по отношению к дошкольному детству должна измениться. Необходимо реализовать право маленьких граждан на дошкольное образование и сделать его доступным для всех без исключения детей. Затраты на дошкольное детство — это возвратные затраты. Не следует бояться накормить сейчас тех, кто будет потом кормить нас.

Ольга МИРОНОВА,
главный специалист управления
дошкольного образования
Департамента образования и науки
Нижегородской области

СЕРГЕЙ БУШУКИН

СЕРГЕЙ БУШУКИН: «Сотрудники поначалу очень любопытствовали…»

Сергею Александровичу Бушукину 23 года. В детском саду он работает второй год.
В моей практике это второй случай, когда в детский сад пришел воспитатель-мужчина. Надо сказать, что попасть в наш детский сад на должность воспитателя непросто. Сергей две недели бесплатно проходил стажировку у своих будущих коллег-воспитателей, и у него было время подумать, стоит ли связывать свою судьбу с этой профессией. Он решил остаться, несмотря на более чем скромную зарплату. Ребятишки приняли его с восторгом. Да и как не принять: высокий, красивый, малышей постоянно носит на руках, со старшими наперегонки бегает. Дети к нему ластятся, особенно те, у кого пап нет.
Сотрудники тоже его приняли, хотя и очень любопытствовали поначалу. Но парень оказался хоть куда: ни от какой работы не отказывается, всегда спокоен, в обращении со всеми ровен. И интерес к детям у него неиссякаемый.
Городская общественность и местные средства массовой информации этот факт без внимания не оставили. О нем писали.

Сергей считает, что дети — это люди, которые живут своей серьезной жизнью. Поэтому он и общается с ними так же серьезно, с искренним интересом и без всякого сюсюканья. По результатам психологического исследования, у детей в группе, где работают педагоги Бушукин и Кислицына, самый высокий уровень комфортности. «Президент» республики детского сада (детский сад живет позаконам республики) — пятилетняя Настя — тоже из этой группы.

Я очень надеюсь вырастить из Сергея Александровича хорошего руководителя и уверена, что это получится!

Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ,
заведующая ДОУ № 37 г. Кургана

 

Рейтинг@Mail.ru