ЗНАКОМТЕСЬ: «УСАТЫЙ
НЯНЬ»
В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
СЕРГЕЙ ВОВК: «Я пришел в дошкольное
учреждение в самое интересное время».
Сергею Владимировичу Вовку,
заведующему детским садом № 287 г. Ижевска, 41 год.
Он закончил музыкальное училище, авиационный
техникум, художественно-графический факультет
Удмуртского государственного университета — но
работать пошел в детский сад.
Несколько лет назад мы познакомились с ним на
семинаре дошкольных работников, где он был
единственным мужчиной. Поскольку семинар был
посвящен проблемам
физкультурно-оздоровительной работы, я поначалу
подумала, что он либо представитель управления
образования, либо тренер. А когда узнала, что
Сергей Владимирович — руководитель дошкольного
образовательного учреждения, захотелось поближе
познакомиться и с ним, и с его детским садом.
В детский сад мы приехали без предупреждения.
Первое, что бросилось в глаза, — всюду видна
заботливая рука хозяина, все по-мужски просто,
никакой небрежности и никаких недоделок. Большое
впечатление произвел на нас оригинальный дизайн
интерьера. Но поразила не столько изысканная
простота оформления (что неудивительно, ведь
Сергей Вовк по образованию художник), сколько его
продуманность в плане создания максимальных
удобств для детей и сотрудников. Мы изумились еще
больше, когда узнали, что практически все панно,
картины, скульптуры, которые могли бы украсить
любую выставку, выполнены руками родителей,
сотрудников и детей. Причем детские работы порой
невозможно отличить от взрослых.
Под стать стильному интерьеру и коллектив
педагогов: веселые, раскованные люди, но в то же
время удивительно собранные и элегантные. Ни
тебе старомодных туфель или тапочек, ни
свисающих с плеч джемперов или плохо сидящих
юбок. Изящная обувь, современные прически,
маникюр и удивительные глаза воспитателей —
глаза уверенных в себе женщин. И сам Сергей
Владимирович — статный, подтянутый, решительный.
Всё вместе — и взрослые, и дети, и интерьер — было
так гармонично и естественно, что в памяти
всплывала виденная когда-то картина «Семейный
портрет в интерьере». Именно домом, «семьей»
хотелось назвать это учреждение.
На мой вопрос: «Как вас сначала приняли женщины?»
— Сергей Вовк рассмеялся:
— Приняли-то, в общем, хорошо, но каждая старалась
показать мне, что я мало что смыслю в деле
дошкольного воспитания.
— Ну а вы как к этому отнеслись?
— Нормально. Решил полагаться на интуицию.
— И что вы сделали в первую очередь, когда
приступили к обязанностям заведующего?
— Повесил везде зеркала.
— И что же?
— Женщины надели красивые туфли, модные колготки
и стали намного чаще улыбаться.
«Да, руководитель из него получится», — подумала
я, покидая учреждение.
Прошло несколько лет, прежде чем мы снова
встретились с Сергеем Вовком. За это время он
успел поработать в управлении образования, но
работа заведующего показалась ему более
привлекательной, и он вернулся на эту должность,
правда, в другое учреждение.
Его новый детский сад в этом году занял первое
место в городском конкурсе на лучший цветник.
Заботливый и предприимчивый руководитель
наладил связи с местной фирмой «Мир цветов»,
специалисты которой помогли коллективу
дошкольного образовательного учреждения
сделать его территорию настоящим райским садом.
Узнав, что первая профессия Сергея Вовка —
авиационный техник и он довольно долго работал в
аэропорту, я спросила, жалел ли он когда-нибудь о
том, что переменил профессию. Оказалось, не жалел.
Напротив, именно здесь, в детском саду, он ощутил
свою самодостаточность. «Я пришел в дошкольное
учреждение в самое интересное время, — поясняет
он. — Менялась эпоха, менялись взгляды на
идеологию и технологию образовательного
процесса. Сейчас, правда, работать не так
интересно. Заедает административная работа. Но
пытаюсь и в ней найти истоки творчества».
О Сергее Вовке, как о человеке сугубо творческом,
говорят многие: и воспитатели, и руководство, и
родители. Следуя привычной схеме, я хотела
расспросить Сергея Владимировича об идеях,
которые пытаются реализовать его педагоги, о
новых подходах, но он предложил другое:
обратиться через газету к мужчинам.
Вот его обращение:
«Уважаемые мужчины! Я надеюсь, что
придет время, когда мужчина — руководитель
дошкольного учреждения не будет никого удивлять.
Это должно стать нормой. Сегодня дошкольное
образование на 99% представлено женщинами. А для
полноценного воспитания детей участие мужчины
нужно не только в семье, но и в любом
образовательном учреждении. В вузах, школах с
мужчинами хоть немного, но легче. Они туда идут. А
вот в детский сад идти работать стесняются. Но
именно там больше всего нужны мужские руки,
мужской взгляд на проблемы образования малышей.
И еще скажу, что руководить дошкольным
учреждением совсем не просто. Тут выдержки,
мужества, изобретательности и предприимчивости
порой необходимо куда больше, чем во многих
других профессиях. Да и ответственность за сотни
жизней и здоровье детей — дело нешуточное. Но
работа руководителя детского сада приносит
очень много радости, ведь ты словно держишь на
своих ладонях новое поколение, и во многом именно
от тебя зависит, каким оно будет. Так что
приглашаю ребят, выпускников педвузов, в детский
сад. Уверен, не пожалеете!»
Вера АЛЯМОВСКАЯ
АЛЕКСЕЙ КОРОТКОВ: «Иногда и профессор
может меньше значить в становлении человека, чем
воспитатель или учитель начальной школы».
Алексей Коротков хорошо помнит первый
день своей практики, когда он остался один на
один с ребятишками ясельной группы, — как на
грех, воспитатель и нянечка в тот день не вышли на
работу. Тем не менее практикант решил не ударить
в грязь лицом и сделал самостоятельную попытку
накормить детишек завтраком. Но даже в таком,
казалось бы, простом деле нужен навык. К утренней
каше он раздал малышам столовые ложки, которыми
обычно едят суп. И вдруг услышал: «Тяжело, дядя,
тяжело». Так дети, как умели, сообщили
незадачливому воспитателю о его промашке. Этот
эпизод врезался в память Алексея Николаевича,
хотя за годы работы каких только случаев не
происходило.
Профессию воспитателя дошкольного учреждения
Алексей выбрал сознательно, пойдя учиться
сначала в Дзержинский педагогический колледж, а
затем в Нижегородский государственный
педагогический университет.
Его первая наставница Эвелина Константиновна
Сорокина вспоминает, как робок и застенчив был
Алексей, когда пришел к ним работать
воспитателем, как волновался на утренниках, как
не сразу установилась у него близость с детьми и
как появились первые «плюсы» в работе. И она же
рассказывает о том, как быстро он осваивал
педагогическую профессию, становился
профессионалом. «Алексей был самым активным
участником всех педагогических мероприятий,
всегда шел в ногу со временем и имел смелость
высказывать свое мнение. Готовит, например,
другой воспитатель открытое занятие. Алексей
тоже прорабатывает этот материал со своими
детьми. И на обсуждение приходит со своими
идеями, подкрепленными практикой. Если уж он
критикует, то доказательно и критика всегда
конструктивна. Уже тогда я поняла — он стоит на
голову выше многих наших специалистов».
У Алексея Короткова незаурядные артистические
способности и отличное чувство юмора, которые,
как он говорит, «нещадно эксплуатировались» его
коллегами-воспитателями. Однажды его,
исполнявшего роль медведя на зимнем празднике,
решили закопать в сугроб. Он согласился, но
попросил постелить матрац и накрыть его
чем-нибудь сверху. Так и сделали. Получился
огромный сугроб. В нужный момент из сугроба
появился медведь. И был он до того уморителен —
несчастный, исхудавший после долгой зимы, — что и
дети, и взрослые буквально повалились от смеха. А
сам он позже признался: «Я там чуть не
задохнулся».
На мой вопрос: «Что побудило вас выбрать именно
эту профессию?» — Алексей ответил очень просто:
— Все время возился с соседскими детьми и вошел
во вкус.
— А как вас приняли родители?
— Доходило до смешного. Мать приведет ребенка и
не уходит — интересно ей, что я буду делать. Я,
естественно, смущаюсь.
— А потом?
— А потом очень понравилась профессия. Дети
ходят за мной, как цыплята, нагрузка физическая —
как у мастера спорта. Родители отнеслись ко мне
крайне доброжелательно. В поселке меня знал
каждый, все здоровались, почет и уважение
выказывали больше, чем учителю.
Со временем Алексей Николаевич стал старшим
воспитателем, а затем был назначен заведующим
ДОУ № 56. Область его профессиональных интересов
— интеллектуальное развитие детей.
— Вы не жалеете, что расстались с
непосредственной работой с детьми?
— Вообще-то не жалею. У меня появилась
возможность реализовать свое видение
организации жизнедеятельности детей,
образовательного процесса. Интересно заняться
педагогическим менеджментом. И смотришь на все
уже под другим углом зрения. Правда, ушла
радужность восприятия своей профессии, но зато
появилась хватка.
— А каковы, на ваш взгляд, основные проблемы
дошкольного образования?
— Дошкольному детству сейчас явно не
хватает внимания со стороны государства и
местной администрации. Чиновники все чаще
намекают нам, что содержание детских садов для
них разорительно. Кроме того, отсутствует
широкая реклама достижений дошкольного
образования и значимости работы
педагогов-дошкольников. Работу учителя
по-прежнему ставят выше. Хотя в педагогике не
может быть кто-то выше, а кто-то ниже. Иногда и
профессор может меньше значить в становлении
человека, чем воспитатель или учитель начальной
школы.
Политика государства по отношению к дошкольному
детству должна измениться. Необходимо
реализовать право маленьких граждан на
дошкольное образование и сделать его доступным
для всех без исключения детей. Затраты на
дошкольное детство — это возвратные затраты. Не
следует бояться накормить сейчас тех, кто будет
потом кормить нас.
Ольга МИРОНОВА,
главный специалист управления
дошкольного образования
Департамента образования и науки
Нижегородской области
СЕРГЕЙ БУШУКИН: «Сотрудники поначалу
очень любопытствовали…»
Сергею Александровичу Бушукину 23 года.
В детском саду он работает второй год.
В моей практике это второй случай, когда в
детский сад пришел воспитатель-мужчина. Надо
сказать, что попасть в наш детский сад на
должность воспитателя непросто. Сергей две
недели бесплатно проходил стажировку у своих
будущих коллег-воспитателей, и у него было время
подумать, стоит ли связывать свою судьбу с этой
профессией. Он решил остаться, несмотря на более
чем скромную зарплату. Ребятишки приняли его с
восторгом. Да и как не принять: высокий, красивый,
малышей постоянно носит на руках, со старшими
наперегонки бегает. Дети к нему ластятся,
особенно те, у кого пап нет.
Сотрудники тоже его приняли, хотя и очень
любопытствовали поначалу. Но парень оказался
хоть куда: ни от какой работы не отказывается,
всегда спокоен, в обращении со всеми ровен. И
интерес к детям у него неиссякаемый.
Городская общественность и местные средства
массовой информации этот факт без внимания не
оставили. О нем писали.
Сергей считает, что дети — это люди,
которые живут своей серьезной жизнью. Поэтому он
и общается с ними так же серьезно, с искренним
интересом и без всякого сюсюканья. По
результатам психологического исследования, у
детей в группе, где работают педагоги Бушукин и
Кислицына, самый высокий уровень комфортности.
«Президент» республики детского сада (детский
сад живет позаконам республики) — пятилетняя
Настя — тоже из этой группы.
Я очень надеюсь вырастить из Сергея
Александровича хорошего руководителя и уверена,
что это получится!
Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ,
заведующая ДОУ № 37 г. Кургана
|