Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2002

ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ

СЛЫШУ, БЛИЗИТСЯ ВЕСНА!..

Близится Весна! Но в разных уголках огромной нашей России появляется она в разных обличьях, и по-разному чествуют люди ее приход.
Настя Лебедева в национальном якутском костюмеВесенние праздники на Руси начинались с масленичных гуляний или с похорон Коляды. Затем праздновали прилет птиц, Вербное воскресенье, Пасху.
А на Чукотке Весна начиналась с рождением первого олененка:

Рады взрослый и ребенок,
Когда беленький как снег
В стаде первый олененок
Появляется на свет.

Встал, а ножки-то худые
Подгибаются, дрожат.
Олененок наш впервые
Робко сделал первый шаг.

(Стихотворение М.Вальгирина в обработке А.Пчелкина)

Настя Лебедева в национальном якутском костюме

В честь рождения оленят устраивали особый праздник — Кильвэй. Праздник этот уходит корнями в глубокую древность. По чукотскому обычаю женщины в этот день разжигают костры в честь сильных и смелых мужчин — хозяев тундры, а мужчины состязаются в силе, ловкости и выносливости.

Весною в тундре справляют праздник —
Праздник маленьких оленят.
Съехались гости из стойбищ разных,
Бубны ликуют, бубны гремят!
Сколько оленьих рогов за ярангой,
Сколько готовится вкусных блюд!
Солнцу весеннему люди рады.
Солнышко светит, а люди поют.

(А.Кымытваль)

А вот по якутским преданиям Весна начиналась тогда, когда прилетал в тундру Орел — дитя Теплого Неба — и вступал в единоборство с Белым Быком зимы. Огромен Бык зимы, огромны его страшные рога, шкура — в голубых пятнах льда, из ноздрей вырывается ледяное дыхание. Звонкий клекот издает весенний Орел, и от этих звуков ломаются рога Белого Быка. Он отступает, и на небе показывается долгожданное солнышко:

Земля пробудилась от зимнего сна,
По тундре, по сопкам шагает Весна…

Калмыки праздновали приход Весны много дней кряду. Потому и праздник их назывался Цаган Сар — белый месяц.
Древний миф связывает этот праздник с приходом на землю Гал-Окон-тенгри — небесной Девы Огня. В давние времена прекрасная Дева против воли своей вынуждена была стать женой царя племени жестоких и злобных мангусов. С ужасом узнает она, что рожденный ею ребенок уничтожит людской род. Тогда решается небесная Дева на страшное злодеяние: она убивает своего сына. Преступление искажает черты Гал-Окон-тенгри: кожа приобретает темно-синий оттенок, глаза дико вытаращены, зубы обнажаются в свирепом оскале. Дева превращается в свирепое божество — докшита. На шее ее ожерелье из черепов. На белом муле скачет она, чтобы сразиться с мангусами.
Но после победы над врагами красота возвращается к небесной Деве, и по миру разливается теплый свет солнца.
Каждый год с обращением Гал-Окон-тенгри в докшита на землю приходит холодная зима. Но после победы над мангусами Дева спускается к любимым ею людям, согревает землю своим теплом. И тогда начинается долгожданная Весна.

 

По материалам Галины ГОНЧАРУК,
Надежды ЛЕБЕДЕВОЙ,
Нелли ШАРМАНДЖИЕВОЙ

 

Рейтинг@Mail.ru