СЛЫШУ, БЛИЗИТСЯ
ВЕСНА!..
Близится Весна! Но в разных уголках
огромной нашей России появляется она в разных
обличьях, и по-разному чествуют люди ее приход.
Весенние
праздники на Руси начинались с масленичных
гуляний или с похорон Коляды. Затем праздновали
прилет птиц, Вербное воскресенье, Пасху.
А на Чукотке Весна начиналась с рождением
первого олененка:
Рады взрослый и ребенок,
Когда беленький как снег
В стаде первый олененок
Появляется на свет.
Встал, а ножки-то худые
Подгибаются, дрожат.
Олененок наш впервые
Робко сделал первый шаг.
(Стихотворение М.Вальгирина в
обработке А.Пчелкина)
Настя Лебедева в национальном якутском
костюме
В честь рождения оленят устраивали
особый праздник — Кильвэй. Праздник этот уходит
корнями в глубокую древность. По чукотскому
обычаю женщины в этот день разжигают костры в
честь сильных и смелых мужчин — хозяев тундры, а
мужчины состязаются в силе, ловкости и
выносливости.
Весною в тундре справляют праздник —
Праздник маленьких оленят.
Съехались гости из стойбищ разных,
Бубны ликуют, бубны гремят!
Сколько оленьих рогов за ярангой,
Сколько готовится вкусных блюд!
Солнцу весеннему люди рады.
Солнышко светит, а люди поют.
(А.Кымытваль)
А вот по якутским преданиям Весна
начиналась тогда, когда прилетал в тундру Орел —
дитя Теплого Неба — и вступал в единоборство с
Белым Быком зимы. Огромен Бык зимы, огромны его
страшные рога, шкура — в голубых пятнах льда, из
ноздрей вырывается ледяное дыхание. Звонкий
клекот издает весенний Орел, и от этих звуков
ломаются рога Белого Быка. Он отступает, и на небе
показывается долгожданное солнышко:
Земля пробудилась от зимнего сна,
По тундре, по сопкам шагает Весна…
Калмыки
праздновали приход Весны много дней кряду.
Потому и праздник их назывался Цаган Сар — белый
месяц.
Древний миф связывает этот праздник с приходом
на землю Гал-Окон-тенгри — небесной Девы Огня. В
давние времена прекрасная Дева против воли своей
вынуждена была стать женой царя племени жестоких
и злобных мангусов. С ужасом узнает она, что
рожденный ею ребенок уничтожит людской род.
Тогда решается небесная Дева на страшное
злодеяние: она убивает своего сына. Преступление
искажает черты Гал-Окон-тенгри: кожа приобретает
темно-синий оттенок, глаза дико вытаращены, зубы
обнажаются в свирепом оскале. Дева превращается
в свирепое божество — докшита. На шее ее ожерелье
из черепов. На белом муле скачет она, чтобы
сразиться с мангусами.
Но после победы над врагами красота возвращается
к небесной Деве, и по миру разливается теплый
свет солнца.
Каждый год с обращением Гал-Окон-тенгри в докшита
на землю приходит холодная зима. Но после победы
над мангусами Дева спускается к любимым ею людям,
согревает землю своим теплом. И тогда начинается
долгожданная Весна.
По материалам Галины ГОНЧАРУК,
Надежды ЛЕБЕДЕВОЙ,
Нелли ШАРМАНДЖИЕВОЙ
|