КАК РАСКОЛДОВАТЬ БЕЛЫЙ ГОРОД
Занятия по эстетике и развитию творческих
способностей детей
В КОРОЛЕВСТВЕ ГОСПОЖИ ЛИНИИ
Занятие для детей старшей группы
Цели:
— Закрепить представление детей о
видах линий, их характере и выразительности.
— Продолжить знакомство с разнообразными
способами графического линейного рисунка.
Материалы:
На каждого ребенка — небольшой лист
плотной белой бумаги, 1/2 альбомного листа,
цветные карандаши.
Пособия:
Набор карточек с изображением видов
линий, графические рисунки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Приглашаю вас в
путешествие в страну Рисовандию. А путь наш лежит
в королевство госпожи Линии. Много трудностей и
преград встретим мы в дороге. Все, что мы увидим,
будет нарисовано линиями. Если мы верно
определим их названия: «прямая», «волнистая»,
«зигзаг», «спираль», то сможем продвигаться
вперед. Готовы? Для того чтобы оказаться в
королевстве, необходимо выполнить задание: на
небольшом листе бумаги нарисуйте, как, по вашему
мнению, выглядят все перечисленные линии. (Воспитатель
и дети рассматривают карточки с изображением
линий, проверяют задание.) Теперь — в путь!
Далее на протяжении рассказа воспитатель
показывает детям графические рисунки.
Мы идем по широкой, уходящей вдаль...
(дороге)
Волнистая линия
На небе ярко светит...
(солнце)
Спираль
Перед нами — острые вершины
неприступных...
(гор)
Зигзаг
Идем через густой лес.Тянут ветви к
небу...
(деревья)
Прямая линия
Вот вдали показаласькрепостная...
(стена)
Прямая линия, зигзаг
Это — королевство Линии. Сейчас здесь
зима. На улицах города пушистые снежные...
(сугробы)
Волнистая линия
Искрится на солнышкеледяная бахрома...
(сосулек)
Зигзаг
А вот замок. В нем много лестниц, залов
и комнат.
Мы войдем в самый большой и красивый
зал. Здесь тихо. Никого не видно. Посмотрите, кто
это дремлет на троне, свернувшись клубочком?
(Показать карточку с изображением спирали.) Это
же госпожа Линия! Вот она открыла глазки и
выпрямилась. Как теперь Линия выглядит? (Прямая.)
Покажите. Заволновалась Линия: кто потревожил ее
покой? (Дети определяют ее характер: волнистая.)
Затем очень рассердилась и превратилась в...
(зигзаг). Давайте попробуем успокоить госпожу
Линию: нарисуем ее королевство, а в рисунке
используем все известные виды линий.
В конце занятия дети соединяют рисунки в один
большой фриз, рассматривают королевство и
рассказывают, что им понравилось больше всего во
время путешествия.
РАСКОЛДУЕМ БЕЛЫЙ ГОРОД
Занятие для детей подготовительной
группы
Цели:
— Продолжить знакомство с цветовым
многообразием мира.
— Учить детей получать нежные оттенки цвета
смешиванием белил с хроматическими цветами.
Материалы:
Вырезанные из белой бумаги домики,
совпадающие по форме и размеру с изображенными
на панно; гуашь, кисть № 4—6, банка с водой,
палитра, салфетка.
Пособия:
Панно «Белый город» и накладка для
него, письмо волшебника, аудиозаписи: Э.Григ
«Утро», Ю.Энтин «Бой часов», бой курантов, шум
ветра.
Оборудование:
Вращающийся столик на подставке,
магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Хотите отправиться в
Нарисованную страну? Тогда сядьте поудобнее,
закройте глаза, представьте, что ковер-самолет
отрывается от земли и несет вас выше и выше. (Шум
ветра.) Вот впереди показались леса, реки и
горы. Это — Нарисованная страна, где мы
выращивали чудесные деревья, а вот промелькнул
замок доброго волшебника. Наш летающий ковер
тихо опускается возле какого-то города. Давайте
подойдем поближе, пройдемся по улицам. Никого не
видно вокруг. Все тихо, пусто и бело. Как вы
думаете, что это за город? Как он называется?
Дети рассматривают панно с изображением
Белого города.
Воспитатель: Посмотрите, прямо на
площади лежит какое-то письмо. Его бумага
пожелтела от времени. На письме написано: «Прочти
меня, странник». Кто такой странник? Тот, кто
приехал из далекой страны. По-моему, странники
как раз мы с вами.
Воспитатель и дети читают письмо:
Этот город — Белый город.
Он под белым полотном.
Очевидно, этот город
Околдован колдуном.
Ты, мой странник,
Не спасуешь,
Ярких красок припасешь,
Белый город расколдуешь,
Разрисуешь и спасешь!
Цветная вкладка к панно «Белый город».
Делается педагогом.
Воспитатель: Сможем ли мы
расколдовать Белый город? Здесь так много белой
краски. Мы добавим в нее яркие цвета и раскрасим
домики.
Воспитатель объясняет детям способ смешивания
красок. Показывает их расположение на палитре:
белая краска выкладывается на середину лужицей,
остальные, взятые в небольшом количестве, —
вокруг нее. Краска прихватывается концом кисти и
смешивается с белилами. Воспитатель напоминает
детям, что кисть следует промывать чаще. Дети
выбирают бумажные домики. Во время рисования
звучит нежная музыка (Э.Григ «Утро»).
Каждый ребенок, который справился с заданием,
подходит к панно и находит место для своего
домика.
Воспитатель: А теперь закройте глаза.
Звучит бой часов. Панно завершается накладкой.
Воспитатель: Посмотрите, наш город ожил!
Какими стали его краски? (Светлыми, нежными,
радостными.) Как он будет теперь называться? (Город
Доброго Утра, Нежная песенка, Ласковый город.)
Звучит запись «Бой часов» Ю.Энтина. Дети
рассматривают панно.
ЛЕБЕДЬ
Занятия для детей средней группы
Цели:
— Продолжить знакомство детей с
изобразительной техникой — отпечатыванием.
— Развивать мелкие мышцы руки.
— Способствовать развитию мышления и
эстетического вкуса.
Материалы:
На каждого ребенка — 1/2 листа цветной
бумаги (синий, голубой, сиреневый цвета), мягкая
кисть № 3, черная и красная гуашь, салфетка, банка
с водой, емкость с белой краской.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Пять дружных братьев
у меня,
Скучать мне не дают ни дня.
Воспитатель показывает раскрытую ладонь и
называет каждый палец.
Это — Большак,
Это — Васька-указка,
Это — Мишка-середка,
Это — Гришка-сиротка,
Это — крошка-Тимошка.
Воспитатель просит детей показать
свои пальчики, дотронуться до них и назвать
каждого по имени.
Воспитатель: Наши пальчики умеют
превращаться. Например, в солнышко (1).
Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы
раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы
вместе. Вот какой получился заборчик! (2). Если
отогнуть большой палец в сторону, а четыре
оставить вместе, то ладошка превратится в... птицу
(3). Покажите, где у птицы шея и головка, а где —
крыло.
Хотите, чтобы чудо-птица слетела с ладошки и
превратилась в нарисованную? Обмакните ладонь в
ванночку с белой краской, осторожно стряхните
лишние капли. Затем раскройте ладонь так, чтобы
получилась фигура «птица», и отпечатайте ее
изображение на листе цветной бумаги.
Воспитатель демонстрирует способ
отпечатывания. Помогает детям правильно
выполнить работу, вымыть руки.
Воспитатель: Нарисуйте клюв, глаз и лапки. Что
за птица появилась на рисунке? Лебедь! У него еще
влажные перышки, пусть лебедушка немного
отдохнет и обсохнет. А мы немного поиграем.
Дети рассаживаются на ковре.
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, что в
лебедя может превратиться не только наша
ладошка, но и руки? Проверим? Поднимите правую
руку, пальцы ее соедините в щепоть. Это — шея и
голова. Ладонь левой руки раскройте, а пальцы
разведите в стороны. Теперь осталось превратить
левую ладонь в крыло (4), немного наклонить
головку лебедя и вот... уже плывет по волнам белый
лебедь...
Дети изображают руками лебедей, стараясь
создать красивый, пластичный образ.
ИЗУМРУДНЫЙ ДВОРЕЦ
Занятия для детей подготовительной
группы
Цели:
— Продолжать знакомство с цветовым
многообразием. Упражнять в различении
нескольких оттенков одного цвета (на примере
зеленого). Дать название новых оттенков.
— Познакомить с новым материалом (полукартон), с
новым способом быстрого и прочного приклеивания
деталей.
— Формировать умение отражать цветовое
многообразие в речи.
Материалы:
Лист картона (1 x 1,5 м) для фона, набор
деталей дворца (цветной полукартон), шаблоны,
полоски цветной бумаги разнообразных оттенков
зеленого цвета, клей ПВА, клейстер, клеевые кисти,
ножницы, простые карандаши, клеенки, салфетки,
фломастеры.
Оборудование:
Предметный столик, два мольберта,
рабочие столы, сдвинутые по двое.
Пособия:
Дидактическая игра: «Цвет и его
ассоциации в природе», репродукция картины
И.Шишкина «На поляне», аудиокассета «Волшебство
природы».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Недавно мы
познакомились со сказкой «Волшебник Изумрудного
города». Помните, из чего был построен его
прекрасный дворец? (Из изумруда.) Какого цвета
этот камень? (Зеленого.) Когда солнышко
освещало дворец, он переливался всеми оттенками
зеленого цвета. Это было очень красиво. Но злая
волшебница Гингема разрушила дворец. Черный
вихрь раскидал его сверкающие зеленые камни.
Опечалились жители Изумрудного города,
загрустил волшебник. Но можно ли оставаться в
стороне, когда к кому-то приходит беда? Как мы
можем помочь волшебнику? (Построить дворец
заново.) Что нужно сделать, чтобы он стал
красивым? (Украсить.) Давайте подойдем к
развалинам. Поищите среди обломков те, что
окрашены в оттенки зеленого цвета. Рассмотрите
их: где башня, крыша, окно? Кто будет выполнять
самую трудную работу: мальчики или девочки?
Мальчики соберут дворец из кусочков, а
девочки-рукодельницы украсят его.
Мальчики совещаются и приступают к сборке. В
это время воспитатель дает пояснения девочкам.
Воспитатель: Нам нужно быстро сделать много
деталей для украшения. Вспомните, как вырезать
несколько заготовок одновременно из полоски
бумаги. (Ребенок показывает один из способов.)
Правильно, складываем полоску пополам белой
стороной внутрь и еще раз пополам (или
«гармошкой»). Прикладываем шаблон (изображение
резного камешка или цветка), обводим
карандашом и вырезаем.
Дети самостоятельно выбирают полоски по ширине
и оттенкам. Воспитатель подходит к мальчикам,
советует, как лучше расположить детали. На
примере одной из них (ворота) объясняет и
демонстрирует новый способ приклеивания панно.
Воспитатель: Бумага, с которой мы работаем,
называется «полукартон». Она плотная. Чтобы
прочно приклеить деталь, клей наносим крупными
каплями по краям. Деталь прижимаем салфеткой и
держим дольше, чтобы полукартон хорошо
приклеился.
Девочки приносят готовые детали для украшения
дворца. Дети выкладывают и приклеивают красивые
узоры, обращая внимание на симметричность их
расположения. Готовое панно устанавливается на
мольберте.
Воспитатель: Что сказал бы волшебник, если бы
увидел наш дворец?
Он красивый, ведь дети старались, помогали друг
другу. Воспитатель от имени волшебника говорит,
что получилось особенно удачно, и благодарит
детей.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в любимую
игру волшебника. У меня в руках камешки. Какого
они цвета? (Зеленого.) Одинаково ли зеленые?
Прищурьте глаза. Среди зеленых камней есть
светлые и темные. (Воспитатель просит ребенка
выбрать самый светлый и показать детям.)
Знаете, как еще называется этот светло-зеленый
цвет? Сейчас, наверное, догадаетесь. На картинке
изображено съедобное растение — салат. Он
подарил оттенку свое имя. Догадайтесь, почему? (Окраска
листьев.) Назовите оттенок. (Салатовый.)
Воспитатель просит ребенка взять в руки
«камешек» и поискать аналогичный оттенок на
стенах замка. Соответствующее задание с
оттенками «хвойный», «изумрудный».
Воспитатель: Я приготовила сюрприз. Это
любимая картина волшебника. Ее написал художник
Иван Иванович Шишкин. Называется она «На поляне».
Почему эта картина так нравится волшебнику?
Здесь целая россыпь оттенков зелени. Какой из них
вы можете назвать? Найдите его на картине.
Художник так точно передал нежную зелень травы,
что мы можем вспомнить, как душисто она пахнет,
прогретая солнышком, как весело стрекочут в ней
кузнечики.
А где изображена темная зелень? Как вам кажется,
теплом от нее веет или прохладой? Солнце не может
пробиться сквозь густую листву, здесь царит тень.
Какие звуки спрятал художник в листве? Хотите
услышать их? (Запись шумов леса.)
Оттенки зеленого цвета помогли нам не только
увидеть, но и услышать, почувствовать картину.
Волшебник подарил ее вам на память о путешествии
в Изумрудный город. Возьмите ее с собой и
покажите другим детям. Пора возвращаться домой.
ЗЕЛЕНЫЕ
СТИХИ |
Виктор ЛУНИН
ЗЕЛЕНЫЕ СНЫ
Зеленые сны,
Весенние сны.
Зеленые, мягкие
Иглы сосны.
Зеленые, липкие
Листья берез
И шелест
Зеленых стрекоз.
В зеленой листве
Зеленеют жуки,
Зеленые в небе
Летят мотыльки,
Зеленый кузнечик,
Трава зелена...
Как славно,
Что скоро весна!
|
Михаил ЯСНОВ
ЗАБОР
Весною все зеленое,
Деревья все — зеленые,
Травинки все — зеленые
И наш забор — зеленый!
И летом все зеленое,
Все яблоки — зеленые,
И все луга — зеленые,
И наш забор — зеленый!
А осенью все желтое,
Стога на поле — желтые
И тыквы — темно-желтые,
А наш забор — зеленый!..
Забор, пожалуйста, ответь:
Ты собираешься созреть?
|
Наталья РАЗУМОВА,
художник-педагог ДОУ № 35,
г. Электросталь
|