Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2002

ДЕТСКИЙ МИР

ДЫШАТЬ ВОЗДУХОМ ТЕАТРА

Каким должен быть современный театр для детей и подростков? В чем его специфика? Как готовить детей к походу в театр? — об этом наш специальный корреспондент беседует с главным режиссером московского Российского академического молодежного театра Алексеем БОРОДИНЫМ.

Кор.: Алексей Владимирович! В 1992 году руководимый вами Центральный детский театр был переименован в Российский академический молодежный театр. Чем это было продиктовано? Ведь знаменитая аббревиатура «ЦДТ» была известна не только детям и взрослым, проживающим в столице, но и иногородним гостям Москвы.

— Вы знаете, я сам очень любил это название. Но ведь название — это не просто слова. Это сжатое выражение эстетической концепции. А по отношению к детскому театру было бы правильно говорить об эстетико-педагогической концепции. Александр Александрович Брянцев, основатель ленинградского ТЮЗа, так и называл детские театры — «эстетическая десятилетка». И все мы, сегодняшние режиссеры и актеры театров для молодого поколения, являемся продолжателями этой концепции. Мы на ней выросли — и в буквальном, и в профессиональном смысле.
Но сегодня речь идет об изменении нашего отношения к ребенку. Может, даже к детству как таковому. Мы учимся не просто заботиться о детях, но и уважать их, прислушиваться к их мнению. Это новое веяние, обусловленное событиями последнего десятилетия века. А спросите-ка у двенадцатилетнего мальчишки, считает ли он себя «детем»?

Кор.: Думаю, нет. Собственно, и в психологии, и в педагогике ребенка этого возраста называют подростком. А сам он скорее всего назовется «пацаном». Или «тинэйджером».

— Вот именно. Тинэйджером. Зачем же нам зазывать этих пацанов и тинэйджеров в «детский театр»? Ведь название говорит, что все там происходящее — «для малышни». То есть оно неправильно ориентирует нашего потенциального зрителя. Наш театр — театр «детства, отрочества и юности». Но для названия это длинновато. Вот мы и нашли слово, объединяющее все три возраста «в один флакон»: молодежь. Так и называемся теперь — Российский академический молодежный театр.

Кор.: Но слово «молодежный» скорее ассоциируется с людьми самостоятельными, уже закончившими школу.

— А вы посмотрите словарь Даля. Замечательная вещь! Так вот в нем, например, отсутствует слово «детство». Зато есть слово «младость». И это слово расшифровывается как «возраст от младенчества до срединных лет». Мне это очень понравилось.
И ведь такой подход подразумевает, что тематика театра должна быть гораздо шире, чем та, что определяется словом «детство».
Мы так и относимся к нашим зрителям. Посудите сами, разве семилетнему человеку нечего нам сказать, научить нас нечему? Да в некоторых вопросах он судит острее и вернее нас!

Кор.: То есть вы считаете, что с ребенком — простите, с вашим зрителем — можно обсуждать любые, самые сложные проблемы?

— Да. Но при этом нужно щадить их опыт. Ведь изначально человеку не присущ циничный взгляд на жизнь, не присуща жестокость. Хотя тут нужно внести ясность: о проблеме жестокости в мире говорить нужно. Культивировать жестокость нельзя.

Кор.: В чем же, по-вашему, специфика молодежного театра? Он требует от актеров особого поведения на сцене, специфических режиссерских решений?

— Не думаю, что специфика в этом. Картины Репина или Сурикова не перестают быть шедеврами живописи от того, что сегодня на них смотрит взрослый, а завтра ребенок. И сказки Пушкина не перестали быть замечательными образцами русской поэзии только на том основании, что они вошли в круг детского чтения. Актеры на сцене молодежного театра работают так же серьезно, как они работали бы в любом другом театре. Режиссер решает свои задачи исходя из своего режиссерского видения художественного произведения.
Скорее специфика молодежного театра в нашей зрительской аудитории. Это смешанная публика — взрослые вместе с детьми. Вот такое действительно редко увидишь в другом зрительном зале. И знаете, одно из моих любимых занятий — наблюдать за взрослыми, которые пришли в театр вместе с сыном, дочкой или внучонком: как меняются их лица по ходу разворачивания событий на сцене, как они оттаивают, открываются эмоциям, чувствам! Они включены в спектакль не меньше детей или подростков! И это — их общее переживание с детьми. Добились мы такого совместного переживания — значит, спектакль удачный.

Кор.: А как же посещения спектаклей классами, под руководством классного руководителя?

— Я категорически против. Нельзя предоставлять молодым людям возможность превращаться в толпу. Особенно в театре. А это сплошь и рядом происходит при таких вот «массовых кампаниях». У ребят из одного класса, да еще и в присутствии учителя, срабатывают только два стереотипа поведения: «я на уроке» и «я на перемене». Театр — это вроде бы не урок. Значит, перемена? А на перемене «я что хочу, то и делаю». Подростки в толпе сориентированы друг на друга, в этот момент их больше никто и ничто не интересует. Вряд ли они смогут полноценно включиться в переживание действия на сцене.
Еще я противник такой политики «просвещения», когда классный руководитель ведет своих учеников «отсматривать» программные произведения. Мол, не читают, так пусть хоть посмотрят. Это неправильный подход. Книгу спектаклем не заменишь. Спектакль «Капитанская дочка» — это же режиссерская интерпретация пьесы, совершенно другое художественное произведение, чем включенный в школьную программу роман А.С. Пушкина.

Кор.: Но есть же классные руководители, которые способны подготовить ребят, настроить их на правильное восприятие спектакля?

— Встречаются, но довольно редко. Однако должен вам сказать, что такие учителя, как правило, соглашаются: атмосфера в театре должна сильно отличаться от атмосферы школы. Я начинал свою режиссерскую карьеру в Кирове. Там мы впервые начали эксперимент по формированию зрительской аудитории молодежного театра. Киров, правда, в отличие от Москвы город небольшой, и многих директоров школ я знал в лицо. Поэтому там наша работа опиралась на личные контакты.
Но и в Москве у нас был очень интересный опыт. Например, долгое время мы поддерживали творческие связи со школой, при которой был организован клуб отцов. Триста отцов состояло в этом клубе! Можете себе представить? И они ходили к нам в театр вместе со своими детьми.
А недавно я познакомился с Ефимом Лазаревичем Рачевским, директором московского Центра образования № 548. Так он рассказал, что у него в школе сразу несколько театров разной направленности — балетный, драматический, изобразительного искусства. И он утверждает, что он не одинок. В Москве еще есть подобные школы, которые заботятся о воспитании в своих учениках любви к театру.

Кор.: Вы хотите сказать, что участие в школьных спектаклях способствует развитию зрительской культуры?

— А как же! Именно там они получают такой необходимый опыт сопереживания персонажам и актерам, опыт поведения на сцене и в зале. Им открывается театральная «кухня». Значит, они, столкнувшись с профессиональным театром, будут владеть основами языка этого искусства.

Кор.: Я обратила внимание, что, хотя все спектакли вашего театра адресованы детям и подросткам определенного возраста, никаких жестких ограничений для посещения спектаклей нет. Если в театр приходит ребенок более младшего возраста, чем указано на билете, его пускают на спектакль.

— Возрастной адрес спектакля, на мой взгляд, вещь довольно условная. Все зависит от подготовленности ребенка, от его желания, от индивидуального уровня культуры и уровня культуры семьи. Ведь до революции как было? Специальные «детские спектакли» можно было по пальцам пересчитать. Зато были спектакли, которые смотрели всей семьей. Вот, например, в Малом театре дают «Марию Стюарт» Шиллера. Утренний спектакль. Родители отправляются в театр и берут с собой детей — дочку пятнадцати лет и восьмилетнего сына. Можем ли мы сегодня сказать, что Шиллер адресован ребенку этого возраста? Конечно, он не сможет понять всей сложности проблематики пьесы, но главное здесь — учиться «дышать воздухом театра». Почитайте воспоминания людей того времени: их поражали театр как таковой, сцена, актеры, интонации — эмоциональная заряженность действия. Для ребенка это становилось настоящим событием.

Кор.: В каком возрасте вы бы посоветовали первый раз повести ребенка в театр?

— Это тоже решается индивидуально. Сейчас дети с малолетства ходят на елки. Но это не то же самое, что смотреть спектакль в театре. Можно начинать «театральную жизнь» с 3,5 — 4 лет. Но тогда лучше для первого посещения выбрать какой-нибудь камерный театр, где в зрительном зале мало народу, всем все видно и слышно. И спектакль должен быть недлинным — минут 35—40. В больших городах сейчас такие возможности существуют: есть много небольших и интересных театральных коллективов, которые ищут, экспериментируют, пекутся о зрителях. В том числе и о зрителях невысокого росточка. Так ведь, как говорила Людмила Гурченко, «надо встать на цыпочки, чтобы дотянуться до детства»…

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru