Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2002

ДЕТСКИЙ МИР

ИГРУШКА В ЖИЗНИ МАЛЫША

Даже многие опытные педагоги не знают, как проводить развивающие занятия с маленькими детьми, еще не умеющими ходить. И тем более не знают этого молодые родители. Возраст до одного года — один из самых трудных для взрослых. Но очень часто последующие трудности у детей связаны с упущенными в этом возрасте возможностями развития.
В наш детский сад приходят трехлетние дети, у которых уже имеются тяжелые речевые диагнозы. Можно ли было этого избежать? Наш опыт работы подтверждает, что можно.
В сентябре 2000 г. у нас была скомплектована группа из двенадцати детей 9—11 месяцев, родившихся с травмами и отстающих в своем развитии от остальных детей. Для наблюдения за ходом эксперимента дети были разделены на две подгруппы: контрольную и основную — по шесть детей в каждой. Занятия проводились два раза в неделю в присутствии мам.
Проведенная медико-психолого-педагогическая диагностика выявила у всех детей следующие нарушения:

  • нарушение мышечного тонуса артикуляционного аппарата;

  • ограниченная подвижность языка и губ;

  • голос слабый, лишенный интонационных манипуляций, истощаемый;

  • недостаточность зрительно-моторной координации (ребенок не мог проследить за движением падающей игрушки, однообразно и скованно манипулировал с ней);

  • ярко выражена недостаточность в развитии движений рук и ног (ни один ребенок не мог самостоятельно стоять, плохо передвигался, даже при поддержке за руки);

для всех детей была характерна повышенная солевация, отсутствие подражательных движений языка и губ.
У четырех детей наблюдались явные признаки задержки речевого развития (отсутствие гуления и лепета).
После соответствующих коррекционных мероприятий были получены видимые изменения в развитии детей: все они стали положительно реагировать на взрослых педагогов, подпускать их к себе для проведения массажа лицевых мышц, различать голоса и чужих людей, адекватно реагировать на предложенные задания (ходьба по ребристой дорожке, скатывание с горки, манипуляции с игрушками и т.д.); у них появился лепет; дети стали повторять за педагогами слоги; один ребенок стал самостоятельно вставать на ноги, двое — увереннее вставать при поддержке взрослого, самостоятельно передвигаться при помощи опоры; трое стали ходить.
В экспериментальной группе три ребенка из шести достигли нормы познавательного развития, соответствующего возрасту; у всех детей были устранены явные нарушения в развитии речевого аппарата, мышечный тонус приведен в норму.
У детей контрольной группы осталась значительная задержка познавательного и двигательного развития, что непременно скажется в дальнейшем на их речевом развитии.

Чтобы помочь ребенку овладеть некоторыми конкретными навыками, необходимы специальные игрушки-тренажеры. Упражнения с такими тренажерами проводятся с целью выработки у ребенка определенных умений и навыков с момента рождения. В частности, через реакцию на игрушку и действия с ней ребенок учится выражать те или иные эмоции, делать выводы, общаться доступным ему способом (речевым или языком жестов).
Следует учитывать, что чем активнее взрослый, тем реактивнее ребенок. Поэтому необходимо, чтобы ребенок был не пассивным наблюдателем, а активным участником в действии с игрушкой. Все его попытки следует поощрять. Нельзя заставлять ребенка смотреть на игрушку, но можно привлечь его внимание к ней.
Действия с игрушкой лучше проводить один на один с ребенком, сводя к минимуму все посторонние раздражители. Если ребенка интересуют посторонние предметы, нужно поместить игрушку рядом с лицом взрослого и привлечь внимание ребенка. При общении с младенцем очень важен контакт «глаза в глаза» и эмоциональный контакт вообще — будь то пение, речь или действие с игрушкой.
Для развития младенца также очень важно, чтобы он различными способами расширял свои тактильные представления. В действии с тренажерами на развитие тактильных ощущений важно научить ребенка исследовать их всеми возможными и доступными ему способами. Взрослый может увеличивать количество этих способов, показывая новые варианты действия с игрушками: хватание, отпускание, хлопанье, развивание-завивание лент и косичек, царапанье, бросание, кидание, открывание, постукивание, сжимание, наливание, использование одной или обеих рук и т.д.
Предлагаемый комплект игрушек-тренажеров «Илюша» поможет ребенку первого года жизни приобрести начальные, но исключительно важные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в окружающем мире и избежать проблем в развитии, в том числе и речевом. При разработке тренажеров мы опирались на материалы Л.Павловой, Г.Ляминой, В.Гербовой, И.Матюгина и творческие находки педагогов ДОУ № 50 г. Красноярска.

 Рукавички-невелички

Для стимулирования зрительной ориентации ребенка и развития тактильных ощущений, стимулирующих речевое развитие, мы используем «рукавички-невелички» — комплект рукавиц с прорезью для большого пальца. Все рукавицы выполнены из различных по цвету и свойствам материалов. Комплект предназначен для детей с первых месяцев жизни.
Во время занятия с «рукавичками» взрослый держит ребенка в вертикальном положении или ребенок лежит на спине. Рукавичка надевается на руку младенца, и задача взрослого — привлечь к ней его внимание. Сначала используются рукавицы с контрастным рисунком в виде «шахматного поля», поскольку в этот период ребенок склонен к восприятию контраста черного и белого цветов. После 3,5 месяцев можно использовать рукавицы с любым рисунком. Во время бодрствования ребенку надевают их на руки, чтобы ему было удобнее и интересней следить за своей рукой. После 6 месяцев ребенку дают для игры весь набор рукавиц. Он манипулирует ими, рассматривает, пытается натянуть на руки (развивая мелкую моторику руки). Взрослый сопровождает его игру потешками, прибаутками и стихами.

Душечка-подушечка

 

Начиная с 8 месяцев ребенок активно интересуется мелкими предметами, которые взрослые из предосторожности обычно стараются убрать из его поля зрения. Такое поведение родителей оправданно, но не совсем верно. Ребенку необходимо учиться рассматривать мелкие предметы, захватывать их, развивать моторику пальцев.
«Душечка-подушечка» — мягкая игрушка в форме подушки 20 x 20 см, стороны которой сшиты из ткани различной фактуры. На поверхность подушки с двух сторон закрепляется множество мелких вещиц различной формы, цвета и размера. Все мелкие детали тщательно фиксированы шелковой нитью и второй игрушкой на обратной стороне подушки. Ребенок может тянуть игрушку к себе, вытягивая нить из подушки, но доходит до упора, нить останавливается, поэтому игрушку невозможно проглотить.
Взрослый подкладывает под ладонь ребенка подушечку и ждет его реакции. Если ее нет, он проводит ладонью ребенка по поверхности игрушки. Цель тренажера — развивать умение ориентироваться на предмет, совершенствовать тактильную чувствительность.

Бусы-бубенцы

Эта игрушка-тренажер изготовлена из цветных пластмассовых цилиндров, нанизанных на длинную нить. Каждая «бусина» наполняется различным по звучанию материалом (горох, крупа, железный шарик, камешек и т.д.). Бусины имеют разную по фактуре поверхность.
При помощи бус взрослый вызывает у малыша ответные действия на звук: сосредоточение, внимание, улыбку, голосовые реакции на предметы, различные по внешним признакам и звучанию; способствует развитию у детей зрительных и слуховых ощущений, развивает у ребенка способность действовать по подражанию взрослому; развивает мелкую моторику пальцев, совершенствует умения захватывать предмет из разных положений.

Валики

Этот тренажер позволяет обогащать тактильную чувствительность ладоней малыша. Для изготовления валиков используется различный по фактуре материал: дерево, поролон, ткани; махровый, гладкий, пушистый, колючий и т.д. Вкладывая валик в ладонь ребенка и потягивая за веревочку, взрослый вызывает более сильное хватательное движение. Игрушка может использоваться начиная с трехмесячного возраста.
Одной из разновидностей валика является «щетка-ежик» на резинке, которая надевается на руку ребенку, массируя ее и пальчики, развивая моторику и ловкость и способствуя формированию навыка захватывания предмета рукой.

Шарики-подвески

Игрушка изготовлена из пенопласта. Каждая подвеска окрашена в разный цвет. Тренажер закрепляется на резинку. Взрослый предлагает ребенку потянуть его, подергать, сжать.
Шарики способствуют развитию бинокулярного зрения, помогают развивать у ребенка ориентировку в пространстве, способность судить об их удаленности в пространстве, видеть предмет рельефным, оценивать размеры и расстояние.
Кроме шариков, для развития реакции слежения применяются движущиеся зрительно-ориентировочные тренажеры, закрепленные не на резинке, а на длинной палочке (30—40 см). Это могут быть разнообразные по форме и цвету предметы
Такая игрушка способствует сосредоточению внимания малыша: приближая и удаляя ее от глаз ребенка, взрослый тем самым развивает его зрительные реакции.

 Волшебный обруч

Это одна из модификаций шариков-подвесок. На спортивный обруч подвешиваются сшитые или изготовленные из различного материала (дерева, ткани, пластмассы) подвески: колокольчики, рыбки, геометрические фигуры. Подвески дополняются звуковым и световым сопровождением.
Взрослый подносит ребенка к закрепленному обручу и предлагает найти и дотянуться до понравившегося предмета, отыскать названный, прислушаться к звукам, проследить за движущимся предметом, самостоятельно вызывать звуковые и световые сигналы и т.д.

Чудо-кубы

Изготовлены из плотного цветного картона и бумаги разной плотности, шероховатости и фактуры. Кубы полые. На сторонах куба изображены картинки из словаря ребенка до года.
Взрослый учит малыша:

  • доставать один куб из другого;

  • наблюдать за постройкой башни взрослым;

  • самостоятельно разрушать ее;

  • подражая взрослому, ставить куб на куб;

  • вкладывать один куб в другой;

  • находить предмет по фактуре его материала («Подай колючий»);

  • воспринимать и называть цвета;

  • находить и называть изображения на кубах.

Такие кубы, начиная с 6-месячного возраста, обогащают детей зрительно-осязательными впечатлениями, развивают координацию движений, мелкую моторику руки. После года они помогают формировать представления ребенка о величине, цвете, размере; помогают тренироваться в употреблении слов; побуждают к активным действиям с предметами, развивают тактильные ощущения.
У детей с полутора лет они развивают ориентировку в четырех-пяти предметах конкретной величины, совершенствуют целенаправленные действия с предметами, способствуют развитию речи, учат действовать по словесному указанию, находить и называть изображения на картинках, строить башню, отвечать на вопросы.

Книжка-подушка

Утомляемость ребенка первого года жизни очень часто вызывает у него желание прилечь на предмет, с которым он занимается. Книжка-подушка шьется из поролона, обтянутого яркой мягкой тканью. На «страницах» книжки помещаются предметные и сюжетные картинки.
Ребенок рассматривает книжку вместе со взрослым, обогащая и совершенствуя свой словарный запас, развивая сенсорное и двигательное восприятие.

Дай тебя я обниму
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не засыпай.

Ящик с сюрпризом

Ящик имеет различные прорези. Внутри ящика помещается ленточка с различными предметами (предметы на ленте могут меняться в зависимости от содержания игры и возраста ребенка).
Взрослый предлагает малышу познакомиться с игрушкой, вытянуть понравившийся или называемый предмет; развивает умения вытягивать через отверстия предметы различной формы (шарики, кубики, грибочки, валики и т.д.), побуждает рассматривать и называть предметы.
Тренажер способствует развитию ориентировочно-исследовательской деятельности малыша, обучает действиям с предметами, имеющими скрытые свойства, помогает развивать зрительно-слуховую связь, мелкую моторику рук, координацию движений. Он полезен также для развития глазомера.

Игрушка-пряталка

Изготавливается из подручных материалов, например: деревянной ложки, на которой изображается лицо; яркая ткань теплых тонов используется для платья куклы; пластиковый стаканчик — «домик», в котором прячется кукла. Взрослый подносит куклу к ребенку, они вместе рассматривают ее, а затем взрослый, потягивая за ручку ложки, прячет ее в стаканчик.

Веселый барабан

Выполнен из подручного материала. На крышке имеются кнопки разной шероховатости и цвета, прикосновение к которым сопровождается звуковыми и световыми сигналами. При помощи взрослого ребенок активизирует движения рук, научается различным поворотам ладони, развивает ориентировку на предмете, совершенствует тактильную чувствительность ладони и пальцев рук, обучается вызывать звуковые и световые сигналы. 

Улитка

Для развития двигательной активности мы используем наряду с ребристой доской дорожку-тренажер «Улитку», которая привлекает внимание детей необычностью своей формы, яркостью красок, многообразием использованного материала (пуговицы, шарики, бусинки и т.д.).
Улитка способствует развитию координации движений, эмоциональной вовлеченности, благотворно влияет на мышечный тонус ног малыша, способствует предупреждению плоскостопия.

Дорожка

В деревянном ящике раскладываются и затем цементируются различные по размеру камни (от мелких до самых крупных), которые лакируются и красятся разными яркими красками.

Галина ЧЕЛАЗНОВА,
Ольга ОРЛОВА,
ДОУ № 360, г. Красноярск

 

Рейтинг@Mail.ru