АДАПТАЦИЯ МАЛЫШЕЙ В ДЕТСКОМ
САДУ
Родители приняли решение: ребенка
нужно отдать в детский сад. Этому решению
предшествовали часы тревог и раздумий,
переживаний и сомнений. Как малыш адаптируется к
новым условиям? Не будет ли плакать? Не заболеет
ли? Какие там люди? Как его встретят? А если?.. А
вдруг?..
Все правильно. Думать и тревожиться есть о чем. И,
безусловно, малыша нужно готовить к детскому
саду заранее. В чем же конкретно должна
заключаться подготовка малыша к детскому саду? И
что можно сделать, чтобы его адаптация к детскому
саду прошла относительно безболезненно?
Живя в семье, малыш привыкает к
определенным условиям. Когда он приходит в
детский сад, многие условия его жизни резко
изменяются: режим дня, характер питания,
температура помещения, воспитательные приемы,
характер общения и т.п. Ребенок находится в
состоянии психоэмоционального напряжения,
потому что он оторван от знакомой обстановки,
родных лиц, привычного общения, а к этому
добавляется и физиологический стресс, вызванный
сменой привычного режима дня.
Поэтому первый этап подготовки малышей в детский
сад мы начинаем со сбора информации о
потенциальных воспитанниках (эту информацию
можно получить в детской поликлинике, на
педиатрических участках). Открыткой или через
объявления в детской поликлинике, на молочной
кухне приглашаем родителей на заседания «Школы
матери». В августе мы составили планы работы
совместно с медиками. «Школа матери» работает
ежемесячно. Раньше она существовала при детской
поликлинике, а в этом учебном году была
реорганизована в «Клуб для родителей» при
детском саде.
Здесь решаются многие проблемы, связанные с
поступлением малыша в детский сад: родители
могут детально ознакомиться с организацией
жизни малышей в детском саду, режимом питания,
режимом дня, с образовательной программой, с
воспитанием у малышей культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания, с
особенностями адаптационного периода,
показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском
саду — знакомство с педагогами и сотрудниками
детского сада. Формы этой работы:
— индивидуальные консультации;
— проведение совместных прогулок
неорганизованных детей с детьми группы;
— открытые детские праздники («Новый год»,
«Весна красна», «Масленица» и т.п.);
— знакомство родителей с соответствующей
литературой из «Библиотеки детского сада».
Главное на этом этапе — это привыкание малыша к
режиму детского сада. Резкая смена режима дня
малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в
этот период должны осуществлять рекомендованные
педагогами и медиками мероприятия, которые
способствуют укреплению здоровья малыша.
Итак, родители уже хорошо ориентируются во всех
условиях жизни детей в группе. Теперь нужно,
чтобы у них установились доверительные
отношения с сотрудниками детского сада.
Основные принципы нашей работы по
адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в
формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2—3 малышей
в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период
адаптации (2—3 часа, возможность пребывания с
мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду
(свободное время прихода, дополнительные
выходные дни).
5. Сохранение в первые 2—3 недели имеющихся у
малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья,
эмоциональным состоянием, аппетитом, сном
ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого
ребенка заполняется так называемый
«адаптационный лист»).
Н.МЕЛЬНИКОВА,
заведующая детским садом № 59, г. Ярославль
АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
|
Эмоциональное состояние |
Аппетит |
Сон |
+ +
+
+ —
— |
+ +
+
+ —
— |
+ +
+
+ —
— |
ПРИЛОЖЕНИЕ К
АДАПТАЦИОННОМУ ЛИСТУ
Эмоциональное состояние
«+ +» — ребенок с удовольствием идет в
группу. Не плачет, преобладают положительные
эмоции. Ведет себя адекватно.
«+» — ребенок плачет при расставании с
родителями, но быстро успокаивается. На
протяжении дня преобладает хорошее настроение.
«+ —» — переменное состояние ребенка. Он то
успокаивается, то начинает плакать.
«—» — ребенок постоянно плачет, не может
успокоиться.
Аппетит
«+ +» — отличный аппетит. Ребенок ест с
удовольствием, самостоятельно.
«+» — хороший аппетит. Ребенок ест
самостоятельно.
«+ —» — ест без аппетита, просит, чтобы его
покормили.
«—» — отказывается от еды.
Сон
«+ +» — быстрое, спокойное засыпание,
глубокий сон.
«+» — ребенок засыпает не сразу, сон спокойный,
глубокий.
«+ —» — ребенка приходится укачивать, засыпает с
соской.
«—» — ребенок не засыпает, плачет. Приходится
находиться рядом с ним. Сон поверхностный.
Адаптационный лист заполняется в
течение месяца пребывания ребенка в детском
саду.
Затем на основании данных адаптационного листа,
наблюдений воспитателей и специалистов и
заполненной родителями анкеты делается вывод о
степени адаптации ребенка (легкая, средняя,
тяжелая) и даются рекомендации по индивидуальной
работе. Выводы заносятся в «Дневник развития
ребенка».
На адаптационном листе пишутся выводы
мини-педсовета. Мини-педсоветы по адаптации
проводятся один раз в месяц.
|