В ТЕАТРЕ ПОГРЕМУШЕК
Материалы и оборудование:
коллекция погремушек (ее могут помочь собрать
дети); синтезатор или фонограмма с шумом леса,
звуками железной дороги, голосами зверей.
В зале приготовлены два красочных
планшета, выполненные в технике аппликации, на
которых пришиты обыкновенные платьевые крючки.
В центре зала стоит Петрушка — игрушка
цилиндрической формы, с бубенцами на колпачке и с
погремушками внутри.
Музыкальный руководитель приглашает детей в зал,
обращает внимание на Петрушку и напевает песню
«Петрушка» И.Брамса («Музыка в д/с», выпуск 1.
Изд-во «Москва», 1980).
Муз. руководитель:
Дили-дили-динь,
Пришел Петрушка.
Дили-дили-динь,
Как весел он.
Дили-дили-динь —
Звенит погремушкой.
Дили-дили-динь —
Бубенчиков трезвон.
Да, хороши у Петрушки бубенчики на
колпачке! А где же его любимые погремушки? Да вот
они! (Достает погремушки из цилиндра и раздает
детям.)
Забавные у Петрушки игрушки, а какой перезвон
стоит от них! (Дети звонят.)
Когда вы были маленькими, вы только так и могли
играть с погремушками. А теперь вы стали старше,
можете фантазировать, что-нибудь придумывать.
Посмотрите на свою погремушку и догадайтесь, на
что она похожа. (Дети рассматривают погремушки.)
У тебя, Алеша, на что похожа погремушка?
— На медведя!
— А у тебя, Света?
— На зайчика!
— Хорошо вы пофантазировали! Вот и я собрала
целую коллекцию этих погремушек, а потом, немного
пофантазировав, представила, что это целый театр.
Хотите побывать в этом театре?
Садитесь поудобнее, смотрите да слушайте.
Фантазеров я зову
Побывать в театре.
Там игрушки-погремушки
Выступят в спектакле!
(Дети рассаживаются на ковер перед
планшетами-экранами.)
Как-то раз осенним днем, когда деревья только
начали надевать свой роскошный разноцветный
наряд, захотелось мне пообщаться с природой.
Вышла я во двор и вижу: на яблоне дозревают сочные
яблоки. (На экране на крючки, пришитые к
«дереву», подвешиваются погремушки в форме
яблока. Далее в тексте названия погремушек,
которые нужно вывесить на экран, выделены
подчеркиванием.)
Яблоки на ветках
Спелые качаются.
Ветерок осенний
Их сорвать старается.
А над яблонькой проплывали белые
облака, похожие на барашков.
Облака-барашки
Над землей летели,
Тихо в колокольчики
Курчавые звенели.
Полюбовалась я облаками, опустила
глаза и увидела на земле улитку. Улитка
двигалась медленно и была чем-то озабочена.
Улитка,
улитка —
Закрыта калитка.
Приоткрой немножко,
Покажи мне рожки!
Сходи на ручей —
Водицы попей.
(Молдавская народная песенка)
«Хороша осенняя природа! А что если
съездить в лес да посмотреть, как там звери и
птицы поживают?» — подумала я и отправилась в
путешествие. Села я на паровоз и жду, когда же
он поедет. А паровоз встал у светофора,
чего-то ждет.
Нужно слушаться без спора
Указанья светофора.
Красный свет — запрет движенья,
Желтый свет — предупрежденье,
Свет зеленый говорит:
«Паровозу путь открыт!»
Паровоз гудок подал,
Дернулся и побежал.
(Звуки железной дороги.)
Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Проезжает мимо речки,
Рыбки шлют ему колечки:
Выплывут, потом нырнут —
Волны кольцами идут.
Едем дальше — вот и лес,
Полон сказок и чудес!
(Шумы леса.)
В лесу свежо, птицы распевают свои
песни (звуки пения птиц или птички-свистульки).
А вот и совушка-сова.
Совушка-сова,
большая голова,
на елочке сиди,
головой верти.
А вот и хозяин леса:
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
Мишка хочет сладких ягод,
Да никак их не найдет.
А вот грибами осенний лес богат:
Чтоб в лесу грибов набрать,
Нужно их повадки знать.
Там, где сосны встали в ряд,
Ты найдешь семью маслят.
Где березы и дубы —
Встали белые грибы.
У краев лесной тропинки
Ждут лисички-балеринки.
(Д.Смирнов)
Какая красота в лесу! А воздух какой
чистый… Закрыла я глаза, закружилась от
радости… А когда открыла, вижу перед собой
огромную поляну. Со всего света на эту поляну
собрались звери да птицы, чтобы других
посмотреть да себя показать. Ну не поляна, а прямо
цирковая арена!
Оказалась
в цирке где-то —
Ну и цирк же в цирке этом!
Были там слоны-жонглеры,
Были бабочки-танцоры,
Был и кот-эквилибрист,
А цыпленок — вот артист!
Как он круг гонял по кругу —
Стукнет клювом, а потом,
Как рукой, ведет крылом.
Рассмешил всех какаду:
Говорил по-португальски
И как будто по-бенгальски,
Со своим же попугайским
Совершенно не в ладу.
Да, а хлопали ему,
Кроме тех, кто в зале,
Страус Эму на бегу
И сова — глазами!
(И.Николов)
Вот какую фантастическую историю
помогли мне рассказать погремушки.
А сейчас мы с погремушками поиграем.
Эстафета
«Кто быстрее погремит»
Дети выстраиваются в две колонны, у
противоположной стены зала перед каждой
колонной лежит погремушка. По команде нужно
добежать до погремушки, позвенеть ею и вернуться
к своей команде, передав эстафету другому игроку.
«Звонари»
(русская народная игра)
Дети встают в круг, взявшись за руки. В
центре круга стоят двое: ребенок с завязанными
глазами и ребенок с погремушкой в форме
колокольчика. Все ребята дружно произносят
слова:
Диги-дон, диги-дон,
Угадай, откуда звон?
Когда все замолкают, звонарь — ребенок с
погремушкой — начинает звенеть. Ребенок с
завязанными глазами, ориентируясь на звук,
должен поймать звонаря.
«Петрушка с погремушкой» (круговая
игра)
Каждый ребенок получает погремушку и
кладет ее перед собой на пол.
Воспитатель может взять в руки Петрушку-цилиндр
или просто надеть себе на голову колпачок — это и
будет Петрушка.
Под веселую музыку дети бегут по кругу, Петрушка
бежит по кругу в противоположную сторону. С
окончанием музыки дети останавливаются и быстро
поднимают ту погремушку, которая оказалась
рядом. Воспитатель-Петрушка должен постараться
опередить кого-нибудь из детей. Тот, кто остался
без погремушки, становится в круг исполнять роль
Петрушки.
Муз. руководитель: Какая веселая
игрушка-погремушка! Хоть и маленькая, а сколько
больших дел делает: и малыша успокоит, и сказку
расскажет, а еще в игре пригодится, да и танцевать
с нею можно. Давайте на прощание потанцуем с
погремушками.
Дети исполняют с погремушками танец под
фонограмму песни «Разноцветная игра» (муз.
Б.Савельева, сл. Л.Рубальской) или любой другой
знакомый им танец, который можно исполнять с
погремушками.
После танца дети прощаются, а музыкальный
руководитель приходит к ним в группу и беседует с
ними о погремушке, призывая беречь эти хрупкие
игрушки.
Ольга БАРТОВА,
музыкальный руководитель д/с № 2,
г. Верещагино, Пермская область
|