УЧИТЬ ПИСАТЬ
ДОШКОЛЬНИКА? — КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕТ!
Нужно ли учить ребенка писать до
поступления в школу? Об этом наш специальный
корреспондент беседует с директором Института
возрастной физиологии РАО, доктором
биологических наук Марьяной Михайловной
БЕЗРУКИХ.
— Марьяна Михайловна! Как вы считаете,
нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его
элементам безотрывного письма?
— В результате исследований,
проведенных нашим институтом, установлено, что
методика обучения детей безотрывному письму не
соответствует возрастным и функциональным
возможностям учащихся. Ее использование
приводит к нарушению психофизиологической
структуры письма, требует от ребенка выполнения
биомеханически нецелесообразных движений. Это, в
свою очередь, ведет к задержкам дыхания и
искусственно вызывает у ребенка гипоксию. Вообще
на начальных этапах письмо по определению не
может быть безотрывным. Связным — да. Но не
безотрывным. Даже при сформированном навыке один
пишущий будет связывать в единое целое два
элемента, другой — три. Это зависит от механизмов
темповой организации деятельности каждого
человека. Один говорит быстро, у другого в речи
после каждого слова — пауза.
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту
проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном
возрасте вообще категорически нельзя учить
ребенка каким бы то ни было курсивным элементам
письма. Это физиологически, психологически
неадекватный, нецелесообразный, нарушающий
формирование навыка компонент деятельности.
— Почему?
— Потому что формирование навыка
письма — это сложнейший и длительный
биологический процесс.
Функционально ребенок дошкольного возраста к
этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не
готовы механизмы произвольной регуляции
деятельности, которые лежат в основе письма. Еще
не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло
окостенение костей запястья. Не готовы механизмы
нервно-мышечной регуляции. Более того, он
оказывается не готов к письму в шесть, в семь и
даже в восемь лет. Даже этот возраст является
периодом функциональной незрелости для освоения
навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя
учить. Но учить нужно, учитывая функциональные и
психологические особенности ребенка. А что это
значит? Во-первых, нужно усвоить важное правило:
нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить
перед собой задачу быстро сформировать навык.
Обучение письму — процесс длительный. Во-вторых,
для того чтобы начинать собственно обучение
курсивному письму, или письму с использованием
так называемых «письменных» букв, нужен
достаточно длительный предактивный период, то
есть период подготовки. И этот период подготовки
в школе должен включать как минимум 30 занятий.
— Почему подготовительный период
должен быть таким долгим?
— Потому что, прежде чем перейти к
курсивному письму, ребенок должен научиться
писать ровную линию, прямую линию, наклонную
линию, овалы. Он должен научиться работать в
строке. (Причем, чем меньше строка, тем больше
времени на это понадобится.) Должен научиться
зрительно дифференцировать элементы печатных
букв.
В педагогической литературе мы часто встречаем
советы: тренируйте у детей мышечное чувство, и у
них не будет сложностей при обучении письму. Но
ведь это игнорирование законов физиологии! До 9
лет мышечное чувство, или, как физиологи говорят,
кинестетический контроль, еще не сформирован.
Функцию контроля выполняет только зрение.
Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи
потов — это не даст желаемых результатов.
— Но существует мнение, что чем
больше ребенок выполняет технических
упражнений, например, много штрихует, тем легче
ему потом научиться писать.
— Это совершенно ложное
утверждение. У нас есть опыт работы с одной
дошкольной гимназией, в которой первые два года к
нашим советам не прислушивались. Детей обучали
курсивным элементам букв. И они очень много
штриховали — целыми тетрадями. В конце года мы
протестировали этих детей. И что же? Выяснилось,
что к концу года занятий они не только не
улучшили зрительно-моторные координации, а
затормозили развитие этих функций. Сделать это в
возрасте 5—6 лет очень просто.
— В чем же тогда заключается
подготовка дошкольников к письму?
— Гораздо в большей степени, чем
прописывание графических элементов, к письму
готовит развитие таких навыков, как
зрительно-пространственный анализ,
зрительно-моторные координации. С точки зрения
формирования навыка письма умение скопировать
иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо
важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже
сказала, включится в работу только к девяти
годам. А до этого ребенок при письме опирается
только на зрительный контроль…
Беседу вела Мария АВДЮНИНА.
В следующих номерах читайте продолжение
разговора с Марьяной Безруких, посвященного
проблемам раннего обучения чтению и проблемам
обучения леворуких детей.
|