Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2002

ШАХМАТНАЯ ШКОЛА

В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ

Продолжение. Начало см. в №№ 35—36, 47—48/2000, 5, 22/2001; 3/2002

Фото из архива Центра детского и юношеского творчества «Тушино»

ЗАНЯТИЕ ОДИННАДЦАТОЕ

В начале занятия предложите ребятам вспомнить, каким способом ходят уже известные им шахматные фигуры, вместе прочитайте веселые «шахматные» рифмовки.
Раздайте детям заранее подготовленные наборы карточек со специальными заданиями. Каждая карточка содержит три шахматных диаграммы в виде лабиринтов и заданий к ним.

Рис. 1.

Рис. 1. Задание: Пройти королем с поля «h1» на поле «а8», обходя встречные преграды.

Рис. 2.

Рис. 2. Пройти ладьей с поля «h1» на поле «а8», обходя встречные преграды.

Рис. 3.

Рис. 3. Пройти слоном с поля «а1» на поле «h8», обходя встречные преграды.

Для решения задач лучше использовать хорошо заточенный мягкий простой карандаш: тогда ответы можно стереть ластиком, а карточки с лабиринтами использовать на других занятиях.
Выполняя задания, ребята должны стрелочками указать верную «дорожку» к цели и записать в своих тетрадях все поля, по которым проходили их фигуры.
Например:

Рис. 4.

Рис. 4. Король h2 а g3 а h4 а h5 а g6 а h7 а g8 а f8 а e8 а d7 а c6 а b7 а a8

На выполнение задания дается 10—15 минут. Затем решение проверяется: ребята демонстрируют найденные ими маршруты на большой демонстрационной доске.
После проверки задания раздайте детям комплекты шахматных фигур и предложите самостоятельно отыскать среди всех фигурок ферзя.
Ферзь — самая сильная и грозная фигура шахматного войска.
Ходит ферзь подобно ладье и слону вместе взятым, то есть по горизонтальным и диагональным линиям на любое количество доступных ему полей. (Объяснение нужно сопровождать показом на демонстрационной доске.)
Находясь в центре доски, ферзь может пойти на 27 полей, ладья же — только на 14, а слон и того меньше — на 13. Предложите ребятам перечислить поля, по которым может передвигаться ферзь из данной позиции. Затем дайте им задание изобразить в своих тетрадях шахматную диаграмму с ферзем на поле d4 и стрелочками обозначить все поля, на которые он может пойти (рис. 5).

Рис. 5.

В заключение занятия выучите новую рифмовку:

Ферзю доступна вертикаль,
Горизонталь измерена.
И в жаркий бой диагональ
Ведет его уверенно.
Сильней слона он и ладьи,
В прорыв летит стремительно.
И пусть не дремлют короли:
Он действует решительно.

Справка для любознательных родителей

Шахматная реформа. От шатранджа к современным шахматам

Реформа шахматных правил, начатая в XV веке и продлившаяся до XIX века, коренным образом изменила весь характер и направления шахматной борьбы. Медлительные маневры и перегруппировки фигур, характерные для шатранджа, сменились стремительными бросками, в которых главную роль играл ферзь. Расширились комбинационные возможности шахмат. Реформа сообщила шахматам неисчерпаемый запас творческих идей, питавших мысль многих поколений мастеров от Лусены до наших дней. Игра по новым правилам была окрещена в Италии alla rabiosa, что означает «бурная», «стремительная», а в Испании — de la Dama, по названию сильнейшей фигуры.
Важно отметить, что реформа правил, давшая жизнь современному шахматному искусству, совпала по времени с эпохой Возрождения. Поэтому отнюдь не случайно, что ведущую роль в шахматной жизни этого времени играли две страны — Италия и Испания. Именно здесь появились первые книги о шахматах — рукописные и печатные, — в которых игра основывалась уже на новых правилах .
К сильнейшим шахматистам того времени, внесшим огромный вклад в развитие шахматной мысли, можно отнести Лусену, Полерио, Сальвио, Греко, чьи партии и труды уже несколько столетий не сходят со страниц шахматных учебников.

 

* * *

В прошлом номере мы предложили родителям решить старинную задачу времен ас-Сули в игре шатрандж. К сожалению, в ее условии была допущена ошибка. Публикуем ее с исправлением и приводим решение.

1. Кр. с1. Кр. с4 при других продолжениях выигрыш достигается еще более простым способом.
2. Кр. с2 Кр. b5.
3. Кр. b1 Кр. а4.
4. Кр. а2 Кр. b5.
5. Кр. а1 — выигрыш.

Ильдар ХАЙРУТДИНОВ,
Олег ЛАПКИН,
педагоги дополнительного образования
Центра детского и юношеского
творчества «Тушино», Москва

 

Рейтинг@Mail.ru