Хотите, чтобы ребенок
читал?
НЕ УЧИТЕ ЕГО ЭТОМУ!
В прошлый раз мы познакомили наших
читателей с мнением Марьяны БЕЗРУКИХ, директора
Института возрастной физиологии, по проблемам
обучения курсивному письму дошкольников и
младших школьников.
Сегодня наш специальный корреспондент беседует
с Марьяной Михайловной о проблемах обучения
детей чтению.
Кор.: Марьяна Михайловна! Ваш взгляд
на обучение дошкольников курсивному письму ясен:
этого категорически нельзя делать. А учить
читать можно? Для многих учителей и родителей
умение читать к первому классу является основным
показателем готовности ребенка к школе.
М.Б.: И по большей части такие
родители и учителя занимаются самообманом.
Проверка чтения при приеме в школу проводится
обычно на коротких словах — из трех, максимум
четырех букв. Так ведь это не настоящее чтение, а
квазичтение: ребенок не читает слово, а узнает
его.
Через полгода обучения в первом классе учитель
удивляется: «Пришел читающий, а теперь сидит,
гадает, что здесь написано, или с трудом слово по
слогам разбирает!»
Так ведь его не подготовили к чтению, а учили
запоминать некоторое количество слов.
Что это как не торможение развития навыка чтения?
Кор.: В чем же заключается
подготовка ребенка к чтению?
М.Б.: В комплексном развитии. Это
подразумевает, во-первых, развитие
фонематического слуха. Во-вторых, развитие
артикуляции. Артикуляционная гимнастика не
менее важна для ребенка, чем фонематические
упражнения. Еще нужно заниматься развитием
зрительного восприятия и зрительно-моторной
координации. Но не собственно чтением.
Если ребенок функционально готов к чтению, он сам
зачитает. Если не готов, значит, его надо
готовить. Готовить к чтению, а не учить читать.
Кор.: Что, по-вашему, включает в себя
понятие «техника чтения»?
М.Б.: Свободное, хорошо
интонированное чтение текста, который ребенок
понимает.
Кор.: Сколько слов в минуту он
должен читать?
М.Б.: Скоростные параметры сюда не
входят.
Кор.: Почему?
М.Б.: Ситуация точно такая же, как с
письмом. Пока навык не сформирован, нельзя
требовать от ребенка быстрого чтения. Скорость
чтения ограничена индивидуальными
способностями человека к артикуляции лицевых
мышц. Она у всех разная.. Кроме того, скорость
чтения обычно проверяется, когда ребенок читает
вслух. А ведь действительно, быстрое чтение — то
чтение, которое нужно человеку в дальнейшем, —
это чтение «про себя». Ему мы не учим, на него не
обращаем внимания. Учителя, требуя быстрого
чтения вслух, невольно заставляют детей
фиксировать внимание на движениях губ. И вот
потом сидят в метро взрослые люди и, читая,
шевелят губами.
Кор.: И тем не менее, должен же
существовать хотя бы примерный ориентир, сколько
слов в минуту нужно читать ребенку?
М.Б.: Для детей первого класса
никаких нормативов не существует. Для детей
второго класса тоже. К концу четвертого класса
нормальная скорость чтения — 80—90 слов в минуту.
Но это все очень относительно. Один ребенок в
начале года читал со скоростью 20 слов в минуту, а
в конце — со скоростью 40 слов. На сколько
процентов увеличилась скорость его чтения? А
другой в сентябре читал со скоростью 60 слов в
минуту, а в апреле — 70 слов в минуту. Его
«скоростной прирост» ниже. Это о чем говорит? О
том, что у первого ребенка темпы обучения выше.
Важен только этот показатель эффективности
формирования навыка у каждого ребенка, но не
средний показатель техники чтения.
При этом необходимо помнить, что
темп-деятельность — это индивидуальная
особенность нервной системы человека.
Кор.: На что же нужно обращать
внимание детей при чтении?
М.Б.: На интонацию, на связность слов и
предложений, на выразительность чтения. А то они
читают, захлебываясь, — торопятся выдать 120 слов
в минуту!
Так нам-то нужно, чтобы они не губками шевелили
быстро, а понимали то, что читают. Понимание
текста — это и есть основной критерий чтения. А
если вы хотите, чтобы человек научился красиво
читать, учите его этому. К третьему классу нужно
учить детей читать «про себя», а чтение «про
себя» прежде всего требует снятия артикуляции.
Иначе оно не будет быстрым.
Кор.: То есть процесс обучения
чтению такой же сложный, как и процесс обучения
письму?
М.Б.: Да. И навык чтения не может
сформироваться в один момент. Это длительный
процесс, связанный с определенным
психофизиологическим механизмом различения
каждого знака. Ребенка нужно учить узнавать
букву — целую, по какой-то части, в сочетании с
другими буквами. Для этого можно придумать
множество игр. И они очень важны для развития
навыка чтения.
А технология «плохо пишет — надо больше писать»
и «плохо читает — надо больше читать» ничего,
кроме вреда, не приносит.
Беседу вела Мария АВДЮНИНА
|