СКАЗКА О ТОМ, КАК
ПРИДУМАЛИ БУКВЫ
Марина АРОМШТАМ
Жил-был…
— Принц?
— Нет, не принц. Жил-был…
— Король?
— Нет, никакой не король. Жил-был Поэт. Жил он
тогда, когда никаких королей и тем более принцев
еще и в помине не было. А поэты уже были.
Поэт сочинял стихи и пел их людям. (В древние
времена все важные слова обязательно пели!) Когда
над вершинами зеленых холмов, красное, ленивое и
заспанное, поднималось Солнце, Поэт пел песню
Солнцу. И все понимали: только так можно
приветствовать восходящее светило, заставить
его засветить теплым, радостным светом, обогреть
людей и животных. Когда спускалась Ночь, Поэт пел
нежную песню затихающей Земле, чтобы она
отдохнула от трудов своих, от толкотни и возни,
которые устраивали на ней днем живые существа.
Когда на свет рождался ребенок, Поэт пел песню, в
которой малышу дарилось Имя, ведущее его по
жизни. А когда нападали враги, Поэт пел песню
отваги и мужества, вселяя надежду в сердца женщин
и ярость в сердца мужчин.
Поэт пел, и Мир прислушивался к словам его песен.
Но как-то раз пришел Насмешник.
— Все поешь? — спросил Насмешник Поэта.
— Пою, — ответил Поэт.
— Ты уже не молод, — сказал Насмешник.
— Да, — согласился Поэт.
— Ты скоро состаришься еще больше, — сказал
Насмешник.
— Состарюсь, — опять согласился Поэт.
— И петь тебе будет все труднее.
— Да, — вздохнул Поэт.
— А потом ты умрешь, — сказал Насмешник.
— Умру.
— И тогда люди забудут слова песен, и песни
исчезнут.
Тут Насмешник сказал свое привычное «Ха-ха!» и
быстро-быстро ушел.
Это очень неприятно — когда тебе ни с того ни с
сего говорят «Ха-ха!». Поэту стало так обидно! Он
пошел на берег реки, сел на заросший мхом большой
камень и обратился к Той, к кому всегда обращал
свои просьбы:
Повелительница
весенней капели,
Песни зяблика и соловьиной трели,
Всех полночных и полдневных голосов,
Всех коротких и длинных человеческих слов!
Ты всех мудрее, ты всех чудесней!
Как сохранить для людей мои песни?
И услышал Поэт, как вздохнула
Повелительница звуков. Увидеть ее он не мог,
потому что она, как и все ее подданные — жители
звучащего мира, была невидима.
— Ты хочешь
увидеть то, что увидеть невозможно?
— Да.
— Но потом тебе никто не поверит!
— Может быть…
— Над тобой будут смеяться!
— Наверное.
— То, что ты увидишь, родит в тебе страстное
желание, и ты потеряешь покой и сон, пока оно не
исполнится.
— Пусть будет так.
— Тогда закрой глаза, пой песню и смотри
внимательно.
Поэт закрыл глаза,
и привиделась ему странная поляна. По поляне,
взмахивая причудливыми крылышками, порхали
бабочки необыкновенной красоты. Бабочки
рождались в груди Поэта с каждым новым звуком его
песни. Они радостно вылетали наружу, кружились и
таяли в воздухе. Каждая бабочка жила ровно
столько времени, сколько длился родивший ее звук.
Одни, с большими крыльями, вылетали легко и
свободно и успевали сделать большой широкий
круг, прежде чем растаять. У других крылья были
поменьше. На пути к свободе им приходилось
преодолевать разные препятствия, и порхали они
совсем недолго — мгновение, не больше.
Когда песня затихла, бабочки исчезли, и Поэт
открыл глаза.
— Как красиво! — воскликнул он.
— Эти бабочки —
звуки, — сказала Повелительница звучащего мира.
— Жизнь их очень коротка. Они живут до тех пор,
пока их слышат. А потом умирают — тают в воздухе.
Не бойся, им совсем не больно. Так должно быть.
Чтобы люди могли говорить, все время должны
рождаться новые звуки. Но их можно заколдовать и
уложить спать — как спящих красавиц. Для похожих
звуков, крылышки которых почти не отличаются
друг от друга, нужно создать такие сонные домики
— знаки, глядя на которые ты всегда будешь
вспоминать бабочек именно с такими крыльями.
Внутри знака звук будет спать до тех пор, пока ты
не захочешь вызвать его к жизни. Но создать такие
домики, такие знаки очень непросто. Этому могут
научить тебя
деревья и камни, птицы и насекомые. Иди и ищи!
— Я попробую, попробую! — вскричал Поэт и побежал
к людям.
— Я видел звуки, — сказал он им.
Но люди пожали
плечами:
— Звуки нельзя увидеть. У них нет тела.
— Они порхают, как бабочки, — сказал Поэт.
— С чего ты это взял? Или ты сам — цветочек?
Это сказал Насмешник, и все стали смеяться.
— Я сделаю для них домики — знаки. Для каждой
бабочки — свой знак. Я сложу из них слова моих
песен, и тогда их можно будет не только услышать,
но и увидеть — увидеть и заставить звучать в
нужный момент. Это сможет сделать любой ребенок.
Даже когда я умру!
— Ха-ха! — сказал Насмешник. И все стали
повторять: «Ха-ха! Ха-ха-ха!»
— Разум в тебе уже умер, — сказали люди и
отвернулись от Поэта.
Поэт остался совсем
один. Никто с ним не разговаривал, никто не хотел
с ним дружить — таким странным он казался. Но
хуже всего было то, что Поэт потерял покой. Всюду
мерещились ему звуки-бабочки. Они шелестели
крылышками и просили: «Мы не хотим умирать! Найди
для нас домик! Уложи нас спать!» Поэт очень хотел
им помочь, но как это сделать — не знал. От этого у
него ужасно разболелась голова.
Он прилег на
травку, чтобы немного поспать. Да не тут-то было.
«Ж-ж-ж!» — раздалось у него над головой. Прилетел
толстый черный жук и уселся Поэту прямо на нос.
Поэт сморщился и громко чихнул, а жук свалился в
траву и давай смешно шевелить лапками. Смотрел
Поэт на жука, смотрел и вдруг как подпрыгнет, как
засмеется! Даже в ладоши захлопал: «Звук [ж]! Я
придумал для тебя домик!» Схватил он уголек и на
кусочке коры нарисовал черного жука — как тот
лапками дрыгает. Рисует, а сам жужжит: «Ж-ж-ж!» — и
приговаривает:
Как взгляну я на жука —
Зажужжит наверняка.
Это
значит, стоит ему взглянуть на нарисованного
жука, и он сразу вспомнит звук [ж]. Так вот,
оказывается, как можно сохранить звуки!
От радости Поэт не мог больше спать, а вскочил и
побежал в лес. Ползет ему навстречу червячок —
изогнутый бочок. Посмотрел внимательно Поэт на
червячка, нарисовал его угольком на кусочке коры
и говорит:
Червячок, червячок!
Ты попался на крючок!
Превратился в букву «Ч»
С черной ямкой на плече.
Так
Поэт придумал второй домик — для звука [ч]. Как
посмотрит он на нарисованного червячка — ему
сразу хочется сказать: «Ч-ч-ч!»
С тех пор целыми днями ходил он по лесам и полям,
по болотам и оврагам и искал, искал, искал
корешки, щепочки, камушки, ракушки, глядя на
которые ему хотелось бы произнести какой-нибудь
звук.
То остановится у сломанного дерева, то присядет
над скорлупкой разбившегося птичьего яйца.
Возьмет уголек и рисует на кусочке коры черточки
да загогулинки.
И вот в один прекрасный день поэт разложил свои
рисунки на песке у реки. Но это были не просто
камушки и веточки, червячки и птички. Это были
знаки для звуков! Поэт собрал из них песню —
первую песню, которую можно было увидеть глазами,
— позвал маленького мальчика и научил его
узнавать в знаках звуки.
— Глядите, — сказал он людям, — сейчас мальчик
оживит мои слова!
Мальчик посмотрел на разложенные перед ним знаки
и запел песню, которую люди уже успели забыть. Это
было поразительно: невидимое превратилось в то,
что можно увидеть, а немое заговорило! И все
склонили перед Поэтом головы, даже Насмешник:
теперь Поэт мог не бояться, что унесет с собой в
могилу слова своих песен. Память о них он передал
волшебным значкам, которые назвали БУКВАМИ.
|