Рыбка зовет на помощь!
Игровое занятие по экологии для
детей 5—6 лет
Воспитатель: Ребята! Сегодня я
расскажу вам одну интересную сказку — новую
сказку «О Золотой Рыбке». А вот и наш герой! (Воспитатель
достает куклу.) Давайте с ним познакомимся. (Кукла
голосом воспитателя спрашивает у каждого
ребенка: «Здравствуй! Как тебя зовут?»)
А нашего героя, ребята, зовут Человек. Просто
человек. А теперь слушайте сказку.
«Жил на свете Человек. Жил он на краю
леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей
охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду
родниковую пил.
Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у
воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует
Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он
удочку и глазам своим не поверил…»
Как вы
думаете, кто ему на удочку попался? (Дети
высказывают свои предположения.)
«Смотрит Человек — перед ним Золотая Рыбка.
Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не
может от удивления. Говорит ему Рыбка: «Ты —
Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я
желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А
за это ты меня, как водится, отпустишь в реку».
«Ладно! — говорит Человек. — Раз уж так заведено,
исполни мои желания. А я тебя отпущу».
Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил
Человек исполнить? (Дети высказывают свои
предположения.)
«Надоело мне жить в деревянной избушке, —
говорит Человек, — хочу дом каменный с
электричеством и отоплением». Ничего не ответила
Рыбка, выскользнула из рук Человека, только
хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей
избушке, а на ее месте дом каменный стоит. (Воспитатель
укрепляет на фланелеграфе картинку с
изображением каменного дома.) Деревьев и
цветов вокруг поубавилось, зато столбы с
проводами появились».
Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети
высказывают свои предположения.)
«Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель
расставлена. Из крана вода течет». Реже стал
Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это
я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки
попросить?»
Исполнила Рыбка и второе желание Человека.
Появилась у него машина. Ходит он вокруг нее,
запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не
сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог,
чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных
тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все
Человеку мало. Снова пришел на берег реки Рыбку
беспокоить: «Сделай так, — приказывает, — чтобы
на месте лесов зеленых поля бескрайние
раскинулись: хочу богатым стать». Исчез лес. На
его месте картошка растет, пшеница колосится.
Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля
букашки вредные. Так и норовят весь урожай
съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами
травить. Всех извел, а вместе с ними — других
насекомых и птиц. Так и живет: на машине
разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания
не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует
Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И
надумал он завод приобрести, который много денег
приносит. (Воспитатель выставляет на
фланелеграфе новую картинку — с изображением
завода.)
Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
«Будет тебе завод, — ответила ему Золотая Рыбка,
— но помни: это твое последнее желание».
Возвратился Человек, видит — завод огромный
работает. Из труб дым идет, грязная вода в реку
льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся
от дыма. Но заснул в этот день счастливым».
И вы закройте глазки и попробуйте представить,
что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети
закрывают глаза. В это время воспитатель
выставляет картинки, изображающие загрязненную
воду, и меняет Золотую Рыбку на другую.)
А утром
проснулся Человек, поглядел в окно — вокруг дым,
копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить,
а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно.
Побежал он к речке — земля вокруг дымом окутана,
в реке мусор плавает, ни одного цветочка не
видать.
— Что же я наделал? — думает.
Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но
никто ему не откликнулся».
Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети
высказывают свои предположения.) Да, ребята,
заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу,
уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою
волшебную силу.
Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти
природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей.)
Что ж! Давайте попробуем! Кто пройдет через эти
волшебные ворота, тот превратится в волшебника.
Проводится подвижная игра «Волшебные
ворота», помогающая детям войти в образ
волшебников.
Ну, вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете
творить чудеса. А поможет нам в этом профессор
Водичкин. Давайте заглянем к нему в лабораторию.
Воспитатель с детьми переходят в другое
помещение.
На столах приготовлено все необходимое для
опытов с водой.
Воспитатель и дети: Здравствуйте, профессор
Водичкин!
Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята!
Зачем пожаловали?
Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу
от гибели.
Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но
прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде.
Дети читают стихотворение Н. Рыжовой
«Волшебная вода».
Первый ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Второй ребенок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Третий ребенок:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Четвертый ребенок:
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Пятый ребенок:
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Профессор Водичкин:
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Шестой ребенок:
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!
Седьмой ребенок:
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Профессор Водичкин: Молодцы! Давайте-ка
вспомним свойства воды и проверим их на опытах.
Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы.
Дети занимают рабочие места, самостоятельно
проводят и объясняют опыты, устанавливают
свойства воды:
1. Вода течет.
2. Вода разливается.
3. Вода не имеет формы.
4. Вода не имеет запаха.
5. Вода не имеет вкуса.
6. Вода прозрачная.
7. Вода не имеет цвета.
8. В воде есть жизнь.
Профессор Водичкин: Теперь я вижу:
вы многое знаете и способны на чудеса. А
волшебной палочкой я наделю вас еще большей
силой. Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В
добрый путь, друзья!
Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад,
через лес. (Дети с педагогом идут в
экологическую комнату.) Ой, ребята, что же мы с
вами видим в нашем лесу?
Дети: В лесу стоит машина! (Дети указывают на
игрушечную машину среди игрушечных деревьев.)
Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина?
Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные
газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят
машину в гараж, сложенный из кубиков.)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая чудная
полянка! Давайте присядем на пенечки и отдохнем
на ней. Кажется, кроме нас, здесь еще кто-то
отдыхает?
Дети: Это туристы!
Воспитатель: Что же они делают?
Дети читают стихотворение С. Михалкова
«Полянка».
Первый ребенок:
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Второй ребенок:
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Воспитатель: Разве можно так себя вести?
Какие правила поведения в лесу и у речки вы
знаете? (Ответы детей.)
Какие же мы сегодня молодцы: все правила
вспомнили!
Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не
хватает?
Дети: Не слышно пения птиц!
Воспитатель: Но мы же с вами волшебники!
Давайте вернем птиц в лес!
Дети:
— Милые птички, услышьте нас, отзовитесь!
— Услышьте нас, насекомые: бабочки и жуки!
— Мы пришли, чтобы спасти вас!
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
В березовой ветке.
Улитка, улитка,
Высунь рожки,
Дадим тебе лепешки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок.
Звучит фонограмма «Пение птиц».
Воспитатель: Вы — настоящие волшебники!
Давайте закроем глазки и насладимся пением птиц.
Релаксационная пауза.
Лес без песни не бывает,
Всюду птицы распевают!
Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам
это удалось?
Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем
животным и растениям жилось хорошо.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться
из волшебного леса: Рыбка нас заждалась.
Дети подходят к «волшебным воротам».
Воспитатель: Вот и «волшебные ворота».
Помните, мы проходили через них и превращались в
волшебников. А теперь давайте снова станем
дружными и веселыми ребятами!
Дети снова проходят через ворота.
Воспитатель (показывает детям новые картинки
на фланелеграфе): Ребята! Посмотрите
внимательно на лес, в котором живет человек, на
речку, на рыбу. Что с ними стало? Мы их спасли.
Правда, только в сказке.
В жизни такое чудо сотворить намного сложнее.
Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить,
беречь и охранять природу. А чтобы люди не
забывали о правилах поведения в природе, мы с
вами нарисуем экологические плакаты и развесим
их в детском саду.
Анна ЛАРИОНЕНКО,
воспитатель ДОУ № 42 «Родничок»,
г. Апатиты
Автор «Сказки о Золотой Рыбке» — Наталья Рыжова
|