УРОКИ ЛЮБОВАНИЯ
Из опыта работы педагогов детского
сада № 23 «Калинушка»
г. Электросталь
Уроки любования природными объектами
— один из эффективных методов формирования
экологической культуры.
В нашем детском саду такие уроки
проходят в специально созданной для этой цели
«Морской комнате». Комната представляет собой
«морское царство»: на стенах — изображения
обитателей морского дна (медуз, осьминогов,
морских звезд), по периметру установлены большие
аквариумы с рыбами, водяными черепахами и
лягушками. Интерьер дополняют морские водоросли,
кораллы, камни, создающие эффект присутствия в
морских глубинах.
Дух моря проявляется и в природных
звуках (шум моря, журчание ручья, звуки дождя,
голоса птиц), восприятие которых не только
содействует глубинному общению с природой, но и
позволяет развивать у детей способности к
саморегуляции.
Перед уроками любования, а затем
параллельно с ними проводятся занятия
познавательного цикла, на которых дети ближе
знакомятся с обитателями аквариумов (золотые
рыбки, скалярии, попугайчики, меченосцы, барбусы,
пионы, сомики, кардиналы, гуппи, американские
красноухие черепахи и т.д.), с экспонатами
«Морской комнаты» (морские звезды, ракушки,
кораллы) и обитателями морского царства (морские
коньки, крабы, звезды, губки и т.д.).
В цикл познавательных занятий входят и
экологические сказки, герои которых — морские
жители. На их примере дети изучают этапы развития
водных животных, познают особенности их
строения, окраски; узнают, как по внешнему виду
отличить самку от самца и т.д. Любуясь красотами
водного царства, дети одновременно совершают
маленькие открытия: как происходит размножение у
разных видов рыб; каковы приспособления водных
обитателей к жизни в воде; кроме того, дети
наблюдают за особенностями питания и поведения,
за реакцией на изменение освещения, теплового
режима и пр.
Уроки любования в «Морской комнате»
проводятся с использованием специально
подобранной музыки, эмоционально настраивающей
на доверительное отношение с природой.
Музыка композиторов-классиков в
данном случае является не просто фоном, а
средством волшебного превращения звуков природы
(капель дождя, пения птиц, шума громовых раскатов)
в озвученные музыкальные образы.
Для детей вводится ряд обязательных
правил поведения на уроках любования:
— соблюдать тишину;
— самостоятельно выбрать удобное для себя место
и положение;
— не мешать другим;
— сидеть тихо, спокойно наблюдая за
интересующими объектами, слушать музыку;
— вопросы задавать после окончания урока.
В работе с детьми используются
игрушки-перевертыши на морскую тематику с целью
формирования устойчивости внимания и интереса к
деятельности у детей с эмоциональными и
поведенческими нарушениями (в т.ч.
гиперактивностью).
Продолжительность уроков любования
определяется возрастными особенностями и
индивидуальными характеристиками активности
детей на занятиях (интересами, устойчивостью
внимания) и составляет для детей:
2—3 лет — 5 минут;
3—4 лет — 5—10 минут;
4—5 лет — 10—15 минут;
5—6 лет — 15—20 минут;
6—7 лет — 20—25 минут.
Уроки любования нравятся детям и
являются для них своего рода таинственным
приключением: дети попадают «во глубины
морские», где их окружают необычные обитатели
морского царства; музыкальное сопровождение и
природные звуки усиливают эффект присутствия, и
дети замирают, будто сливаясь с чарующим миром
природы... Эти минуты единения с природой
являются незабываемыми моментами, формирующими
в глубине детской души задатки подлинной
экологической культуры.
На завершающей стадии урока
происходит обмен мнениями между всеми
участниками в форме вопросов и ответов. Вопросы
побуждают запоминать, сравнивать, сопоставлять,
помогают делать выводы, развивают
наблюдательность, формируют осознанное
отношение к окружающему миру, намечают
перспективы дальнейшего углубленного познания
мира природы.
В летнее время уроки любования
выносятся на природу. Дети наблюдают за
природными явлениями, такими, как дождь, гроза,
восход, закат, распускание почек на деревьях и
кустарниках и т.д. Проводятся также целевые
прогулки на пруд, в поле, на поляну, луг, в лес.
Дети приучаются контролировать свое
поведение и действия товарищей, чтобы не
причинять вреда окружающей среде, а получать
удовольствие от общения с природой.
Для воспитания выдержки,
самообладания, способности к самоуправлению мы
также используем психотренинговые упражнения
(«Лес шумит»; «Ветер-ветерок»; «Послушаем
тишину»; «Шум дождя» и др.).
О личностном становлении ребенка в
ходе общения с природой замечательно сказал В.А.
Сухомлинский: «Человек стал человеком тогда,
когда увидел красоту вечерней зари и облаков,
плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и
пережил восхищение красотой пространства… Но
это облагораживание требует больших
воспитательных усилий».
Оксана ТИХОНОВА,
педагог-психолог
МОРСКОЙ МИР
Цикл познавательных занятий
Занятия проводятся в специально
оборудованной «Морской комнате».
Цикл занятий для младшей группы
1. ЗНАКОМСТВО С АКВАРИУМОМ
Материал:
— три коробки одинакового (белого)
цвета, но с различными (синий, красный, зеленый)
кругами на поверхности;
— рыбки, вырезанные из картона, такого же цвета,
что и коробки, и с соответствующими узорами.
Воспитатель приводит детей к дверям
«Морской комнаты».
Воспитатель:
Откроем волшебную дверь
И потихоньку войдем,
И ты, мой дружок, поверь,
Что новых друзей здесь найдем.
Дети входят в «Морскую комнату». Воспитатель
обращает внимание детей на аквариум с рыбами:
Стеклянный домик на столе
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Кто в этом домике живет?
Выслушивает ответы детей и уточняет, что домик
для рыб называется аквариум. Затем дети вместе с
воспитателем рассматривают на дне аквариума
рыбок, уточняют, что рыбки плавают, на дне
аквариума находятся камни и песок, чтобы росли
водяные растения, вода в аквариуме чистая,
прозрачная, рыбкам очень хорошо живется в такой
воде. Дети некоторое время рассматривают рыбок,
потом воспитатель спрашивает, что они увидели в
аквариуме, что делают рыбки, где они плавают (в
воде) и т.д.
После завершения наблюдений воспитатель
предлагает детям поиграть.
«Земля — вода»
Этюд по психогимнастике на развитие
внимания
Дети сидят в кругу и по команде
воспитателя выполняют нужные движения: если он
говорит «вода», все должны поднять руки вверх, а
если «земля» — хлопнуть в ладоши.
Воспитатель хвалит детей и говорит, что другие
рыбки просили детей о помощи: они потеряли свой
домик и надо им скорее помочь, так как без воды
они жить не могут.
Показывает три коробки (аквариумы) одинакового
цвета, но с кругами различного цвета на
поверхности, в которые надо поместить рыбок с
таким же знаком, что и на коробке.
Дети выполняют задание, рыбки благодарят детей и
прощаются с ними.
2. РЫБКА-ОЗОРНИЦА
Материал: картинка с
изображением двух рыб, имеющих несколько
различий во внешнем виде.
Воспитатель приглашает детей в гости к
рыбкам, с которыми они познакомились в прошлый
раз. Но, подойдя к двери «Морской комнаты», все с
удивлением обнаруживают, что она почему-то никак
не открывается. Воспитатель говорит: чтобы
открыть дверь, надо отгадать «рыбкину» загадку.
Воспитатель показывает детям картинку с
изображением двух рыб, имеющих несколько
различий во внешнем виде, и предлагает поиграть в
игру «Найди различия».
Когда все различия найдены, воспитатель
открывает дверь в «Морскую комнату» и приглашает
детей войти. Все рассматривают рыбок, вспоминают,
что домик для рыб называется аквариум и что рыбки
плавают в воде. Затем воспитатель предлагает
рассмотреть рыбку внимательно и задает вопросы:
«Где у рыбки голова, а где хвост? Что у рыбок на
голове? Где у них спина? А где брюшко? Что еще есть
у рыб?»
Выслушав ответы детей, уточняет: «Голова спереди,
хвост сзади. Спина сверху, брюшко снизу. На голове
есть рот, глаза. На спине, хвосте и брюшке —
плавники».
Затем предлагает рыбок покормить и рассказывает,
что рыбки едят специальный корм (показывает его),
кормить их надо утром и вечером. Дети наблюдают,
как рыбки подплывают к поверхности воды и
заглатывают корм.
Воспитатель спрашивает, нравятся ли детям рыбки,
и предлагает поиграть в рыбок.
Игра «Рыбка, рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Быстро-быстро уплыла.
Выразительные движения:
— дети, присев на корточки и вытянув вперед руки
с сомкнутыми ладонями, покачиваются, имитируя
движения рыбки;
— на лицах улыбки, голова поворачивается за
рукой;
— дети встают, туловище наклонено вперед, одна
рука вдоль туловища, другая изображает «рыбкин»
хвост, покачиваются из стороны в сторону.
Воспитатель и дети прощаются с рыбками и обещают
прийти еще в гости полюбоваться на них и
покормить.
ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ?
Цикл занятий для средней группы
Занятие 1.
Материал:
— игра «Рамки и вкладыши» с
изображением силуэтов рыб и птиц;
— тазик с водой;
— пластмассовые игрушки;
— деревянный брусок.
Воспитатель приглашает детей в
«Морскую комнату» и предлагает представить, что
они очутились на берегу моря. Здесь очень красиво
и хочется поиграть, отдохнуть.
«У моря»
Дети играют с «камешками на берегу
моря», «плещутся в воде». Вдоволь «накупавшись»,
выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем
песок, закрывают глаза от яркого солнца и
отдыхают.
Выразительные движения:
— дети набирают в руки воображаемые камешки,
зажимают их в кулаки, подбрасывают вверх, бросают
вдаль;
— поднимают воображаемые брызги с поверхности
воды, на лицах улыбки;
— лежат на солнышке, мышцы лица расслаблены,
глаза закрыты, руки свободно раскинуты.
Воспитатель говорит, что дети хорошо поиграли и
отдохнули, и теперь пора отправляться на
прогулку по берегу моря и узнать, кто в море
живет.
Воспитатель выслушивает ответы детей и
предлагает рассмотреть рыбок. Дети
рассматривают и отвечают на вопросы:
— где живут рыбки?
— какие части тела имеют?
— что помогает рыбке плавать?
Воспитатель показывает жаберные крышки на
туловище рыбы и объясняет, для чего они нужны.
Затем спрашивает детей: «А почему рыбка такая?
Почему она не тонет и не всплывает на поверхность
воды?» (поощряются все ответы). Воспитатель
предлагает детям самим проверить, почему рыбка
не тонет, и высказывает предположение, что рыбка
не тонет, потому что она тяжелая.
Детям предлагается провести опыт: в тазик с водой
помещаются по очереди несколько пластмассовых
игрушек и деревянный брусок — они не погружаются
в воду, значит, они легче воды.
А рыбка — тяжелая, поэтому она и не плавает на
поверхности воды. Если бы она была легкая, как
деревяшка, она бы всплыла, как всплывают легкие
игрушки в тазике с водой.
Оказывается, в воде рыбка такая, как ей нужно: она
не тонет и не всплывает.
Дети наблюдают за рыбками и убеждаются, что они
действительно не тонут и не всплывают.
В заключение занятия воспитатель предлагает
поиграть в игру «Рамки и вкладыши» с
изображениями силуэтов рыб и птиц.
Дети, выполняя задания, выясняют, где рыбки, а где
птички, раскладывают их, объединяя рыб в одну
группу, а птиц — в другую.
Затем все прощаются с рыбками, а воспитатель
говорит, что в следующий раз можно будет узнать
еще что-нибудь новое из жизни рыбок.
Занятие 2.
Материал:
— игра «Волшебный круг» (круги,
разрезанные на несколько частей);
— маленькие рыбки из пластмассы или картона;
— тазик с водой;
— деревянный брусок.
Воспитатель вместе с детьми снова
отправляется в гости к рыбкам. У входа
воспитатель рассказывает, что в царстве рыб
всегда тишина, рыбы не любят большого шума и
резких движений, и предлагает детям
потренироваться.
«Тише»
Дети то идут на носочках, то
останавливаются и знаками показывают друг другу:
«Тише».
Выразительные движения:
— шея вытянута вперед;
— указательный палец приставлен к сжатым губам;
— поднимаются брови.
Войдя в «Морскую комнату», дети негромко
здороваются с обитателями аквариума.
Затем воспитатель предлагает вспомнить, что дети
узнали в прошлый раз (рыба дышит жабрами, плавать
ей помогают плавники, рыба тяжелая — она не тонет
и не всплывает), и спрашивает у детей, хотели бы
они узнать о рыбке что-нибудь новое.
Воспитатель предлагает выяснить, почему рыбке
легко плавать (выслушиваются все предположения).
Затем проводятся опыты.
1. Воспитатель погружает в воду
деревянный брусок, пытаясь его затопить. Брусок
всплывает, если его не держать.
2. Следующее задание: быстро провести
брусок под водой. Вместе с детьми делается вывод,
что сделать это трудно, так как вода не позволяет
бруску быстро двигаться. Затем воспитатель
погружает в воду пластмассовую рыбку и
показывает, как легко рыбка движется в воде.
Оказывается, все дело в форме тела
рыбки. Такая форма при движении не встречает
сопротивления воды и поэтому называется
обтекаемой (то есть вода не мешает рыбке плыть).
Дети наблюдают, как плавают настоящие рыбки в
аквариуме, уточняя значение слова «обтекаемая».
В заключение проводится игра «Волшебный круг»:
дети составляют из частей целые круги (это озера
для рыбок) и помещают туда рыбок из пластмассы
или картона.
Дети и воспитатель прощаются с рыбками и желают
им не скучать и не болеть.
Цикл занятий для старшего возраста
1. ЧТО ТАКОЕ, КТО ТАКОЙ?
Материал: картинка с
изображением корабля, разрезанная на несколько
частей; глобус.
Предварительная работа: уроки
любования в «Морской комнате», использование
развивающих игр, рассматривание иллюстраций,
чтение книг о море и его обитателях.
Воспитатель вместе с детьми
отправляется в «Морскую комнату» и предлагает
совершить интересное морское путешествие. А
чтобы узнать, на чем путешествовать, предлагает
выполнить задание «Сложи картинку».
Когда дети складывают несколько разрезанных
картинок вместе, получается изображение корабля.
Воспитатель: На этом корабле мы все вместе и
отправимся в плавание. Нам предстоит узнать, что
такое море, какие есть моря. Мы исследуем глубины
моря, узнаем о его обитателях. Корабль готов к
отплытию! Займите места на палубе и
приготовьтесь слушать мой рассказ.
Если мы посмотрим на глобус (показывает детям
глобус), то увидим, что большую часть
поверхности Земли занимают океаны: Тихий,
Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.
Океаны у берегов суши образуют моря. (Воспитатель
рассказывает, что на Земле очень много морей, и с
их названиями дети познакомятся позже.)
А каким бывает море? (Воспитатель выслушивает
ответы детей.)
Каждое море имеет свой цвет, который может
меняться в зависимости от различных условий:
погоды, песка, цвета водорослей, цвета морских
обитателей.
Море может быть то зеленым,
То задумчивым светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть голубое,
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Поднимающимся, горбатым...
Вода в море имеет солено-горьковатый вкус, так
как в ней растворено много морских солей. (Воспитатель
показывает детям морскую соль.)
Теперь, познакомившись с морем, можно смело
отправляться в плавание. Но не стоит забывать о
том, что на море бывают волны, иногда маленькие и
спокойные, а иногда высокие и пенящиеся.
Воспитатель предлагает детям изобразить
спокойное и неспокойное море.
«Морские волны»
Дети изображают морские волны:
— легкие, спокойные;
— высокие, штормовые.
Выразительные движения:
— сидя на коленках, лица спокойные, на губах
легкая улыбка, руками перед собой делают плавные
движения;
— стоя, лица серьезные, губы плотно сжаты,
движения резкие, широкие.
Воспитатель: Прямо по курсу корабля
неизвестные рыбки! Надо с ними познакомиться.
Воспитатель рассказывает, показывая при этом в
аквариуме, о барбусах, неонах, макроподах,
скаляриях (можно по выбору, с учетом времени
занятия).
Барбусы родом из Юго-Восточной
Азии. Их более 50 видов. У самого известного на
туловище видны четыре широкие полосы. Туловище
короткое и плоское с боков. Эти рыбки очень любят
солнечный свет, очень подвижные. Интересная
особенность барбусов — они отдыхают или спят
вниз головой.
Неоны. Что за прелесть эти маленькие рыбки!
Яркая полоса на боках светит, как лампочка. Родом
они из Южной Америки. Нижняя часть тела —
ярко-красная, брюшко белое, плавнички прозрачные.
Неоны живут стайками, особенно часто собираются
вместе при опасности.
Скалярии тоже родом из Южной Америки. У них
очень необычная форма туловища: оно сжато по
бокам и имеет серебристую окраску. Через
туловище проходят три черные полоски, у скалярий
очень необычные плавники и красные глаза.
Макроподы родом из Юго-Восточной Азии. Они
могут быть черными или красными. Эти небольшие
рыбки очень неприхотливы: они могут жить даже в
холодной воде и непривередливы в еде.
Дети рассматривают рыбок и стараются
запомнить их названия и особенности. Затем
воспитатель напоминает детям, что морское
путешествие заканчивается, корабль берет курс
домой, а в следующий раз дети познакомятся с
другими обитателями морей.
2. В ГОСТЯХ У ЖИТЕЛЕЙ ПОДВОДНОГО
ЦАРСТВА
Материал:
1. Два обруча (синий и красный).
2. Карточки с изображением морских обитателей:
— рыб (зеленые, синие, желтые и др.);
— морских растений (зеленые);
— осьминога (зеленый);
— краба (коричневый);
— морской звезды (красная).
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций, чтение
соответствующих произведений, углубленная
работа по развивающим играм и ежедневная работа
по выразительному движению.
Воспитатель приглашает детей в
«Морскую комнату» и, остановившись у ее дверей,
говорит, что сегодня все опять отправятся в
увлекательное морское путешествие — опустятся
на дно морское. Дети высказывают предположения,
на чем можно опуститься на морское дно.
Воспитатель выслушивает ответы детей и говорит,
что в первое подводное путешествие лучше всего
плыть всем вместе на большой подводной лодке.
Все рассаживаются в «лодке» (на ковре), и
воспитатель дает команду к погружению. Лодка
опускается все ниже и ниже, дети внимательно
следят за погружением.
«Смотри внимательно!»
Дети, сидя на коленях, смотрят по
сторонам, как бы пытаясь разглядеть, что
происходит снаружи, нет ли опасности.
Выразительные движения: пристальный взгляд,
глаза слегка прищурены.
Воспитатель объявляет, что лодка опустилась на
морское дно. (Звучит музыка Н.Римского-Корсакова
«Шехерезада», тема — море.)
Дети входят в «Морскую комнату», где включен
приглушенный мягкий свет.
Дети внимательно глядят по сторонам, включается
свет, и... появляется Золотая рыбка (воспитатель).
Она приветствует детей от имени жителей
подводного царства и самого Подводного царя.
Золотая рыбка обещает показать детям все
подводные богатства и интересуется, знают ли
дети каких-нибудь морских обитателей. Дети
показывают и называют рыбок, с которыми
познакомились раньше (неоны, барбусы, скалярии,
макроподы). Золотая рыбка начинает экскурсию по
подводному царству.
Она рассказывает о морских обитателях, которые
изображены на стенах «Морской комнаты»:
осьминоги, крабы, морские звезды, рыба-еж (она вся
в колючках), рыба-молот (у нее нос похож на большой
молоток), морской петушок и морской окунь,
морские черепахи и морские коньки (у них хвост,
как якорь у корабля, они любят прикрепляться
хвостиками к водорослям и могут часами
оставаться неподвижными), медузы и крабы.
Золотая рыбка спрашивает, понравился ли детям ее
рассказ, и предлагает им поиграть с жителями
морского царства.
«Два обруча»
Золотая рыбка предлагает разместить
морских обитателей в двух озерах. Если задание
будет выполнено правильно, то морские животные и
растения будут чувствовать себя уютно.
Задание:
1. В область красного обруча (озера)
разместить всех рыбок.
2. В область синего обруча — всех зеленых
обитателей моря.
Дети выполняют задание и отвечают на
вопросы:
1. Какие обитатели моря оказались в
области красного обруча?
2. Какие — в области синего обруча?
3. Почему в области пересечения оказались зеленые
рыбки?
4. Остался ли кто-либо вне обеих областей?
Золотая рыбка хвалит детей за
правильно выполненное задание и дарит им на
прощание морскую раковину, в которой слышен шум
морских волн. Она просит не забывать и беречь
морских обитателей.
Звучит музыка из оперы Н.Римского-Корсакова
«Садко», и подводная лодка всплывает на
поверхность.
Воспитатель говорит о том, что морской мир полон
различных тайн, и в следующий раз дети могут
опять отправиться в подводное путешествие.
3. ЗАГАДКИ МОРСКОГО ЦАРЯ
Материал: наборы «Сложи узор»,
план-схема «Морской комнаты», камешки, ракушки,
иллюстрации с изображением рыбы-сома.
Воспитатель предлагает детям снова
совершить путешествие на «дно морское»: очень
хочется повидаться с самим царем. В «Морской
комнате» под музыку Н.Римского-Корсакова
(«Садко») воспитатель предлагает детям закрыть
глаза и послушать голос моря.
— Представьте картинку подводного мира. Что вы
видите? (Выслушивает ответы.)
Когда дети открывают глаза, то обнаруживают
Морского конька (воспитатель), который говорит,
что он слуга Подводного царя и отведет детей к
нему в гости, если они отгадают его загадки:
1. Через океан плывет великан и
выпускает воды фонтан. (Кит)
2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)
3. Важно по морю плывет трехэтажный... (теплоход).
4. Подводной лодке не страшна океанская... (волна).
5. От зубастых щук таясь, стороной проплыл...
(карась).
Дети отгадывают загадки, и Морской
конек ведет их в гости к Подводному царю. Морской
конек просит немного подождать, говоря, что
Подводный царь сейчас пожалует.
Дети никогда не видели Подводного царя, им
интересно и чуть-чуть страшновато.
«Удивление»
Выразительные движения:
— дети стоят, одна рука прикрывает рот;
— брови и верхние веки приподняты.
Звучит музыка и появляется Подводный
царь (воспитатель). Он приветствует детей и
предлагает осмотреть его владения. Все вместе
рассматривают изображения морских обитателей на
стенах, рыбок в аквариуме. Подводный царь
интересуется, узнают ли дети кого-нибудь из его
подданных? Выслушивает ответы детей, хвалит их за
правильные ответы и говорит, что есть у него
очень древняя рыба, о которой он хочет
рассказать.
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины,
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
Подводный царь показывает иллюстрацию и
рассказывает, что сом — одна из крупных рыб, ее
вес достигает 300 кг (если взвесить всех детей
группы, то они вместе будут весить столько же,
сколько один большой сом).
Внешне сом не красавец, и люди его почему-то
всегда боялись — наверное, потому, что он хищник
— съедает все живое, что может проглотить, в
основном рыбу, но может схватить лягушку и даже
утку. Голова у него большая, сплющенная (по форме
похожа на лопату), с торчащими по бокам глазами,
широченным ртом и свисающими по бокам двумя
длинными усами. Тело черное, гладкое и очень
скользкое. Охотится сом по ночам, медленно
пробираясь среди коряг; зубы у него мелкие, но
острые, и их очень много — добыче никак не
ускользнуть.
Подводный царь заканчивает свой рассказ и
предлагает детям рассмотреть маленького сомика,
который живет в аквариуме. Этот сомик миролюбив,
его можно смело пускать в аквариум с другими
рыбами. Он любит укрытия, целыми днями роется в
грунте, отыскивая остатки еды. За это его
называют санитаром. Почему? (Не дает портиться
пище, вода остается прозрачной и чистой.)
Затем Подводный царь предлагает рассмотреть
другие диковины своего царства, но дети должны
отыскать их сами.
Подводный царь предлагает наборы «Сложи узор» и
образцы заданий на морскую тему (подводный
фонарь, золотая рыбка, краб, морская звезда и др.).
Дети выполняют задания.
В заключение Подводный царь предлагает детям
найти клад по предложенной карте.
«Где спрятаны сокровища?»
Дети определяют по плану, где
находится шкатулка с драгоценностями, находят
ее, открывают и любуются красивыми камешками и
ракушками. Подводный царь дарит детям камешки и
ракушки на память.
Прощаясь с детьми, Подводный царь напоминает, что
в морях живут животные, не похожие на обитателей
суши. Они устроены так, чтобы жить в воде, без нее
они погибают. Царь просит бережно относиться к
водным обитателям, охранять их и их дома: реки,
озера, моря.
Надежда ДЕМКИНА,
воспитатель
КАК МАЛЁК РОДНЫХ ИСКАЛ
Экологическая сказка
Это
случилось в зарослях морской травы — в глубинах
синего моря. Из маленькой круглой икринки в
одночасье вылупился Малек. С удивлением взирая
на все вокруг, он медленно поплыл к бурым
водорослям. И вдруг одно из растений словно
ожило, задвигалось. Малек испуганно спрятался за
пустую раковину, осторожно выглянул: «Что там?»
— Не бойся, это я, Морской Конек.
— Какое странное у тебя имя, — удивился Малек.
— Меня называют так за мое сходство с шахматной
фигурой — конем, а прячусь я в морской траве. А ты
кто такой? — спросил Морской Конек.
— Не знаю, — разочарованно протянул Малек. Я
только что родился, поплыву искать своих.
На том и разошлись.
Малек задумался, где же ему искать своих
родственников, и решил спуститься на самое
морское дно. Там он обнаружил странное существо
— плоская рыбина роется в песке, только два глаза
торчат, ищут поживу.
— Никого, — говорит рыбина, — я не знаю! Уходи, не
мешай охотиться.
— А зовут-то тебя как?
— Камбала, — проворчала рыба и зарылась в
песчаное дно.
Опечалился Малек, потом видит, неподалеку
прикрепились ко дну живые столбики-бочонки:
качаются, ниточки-щупальцы распустили, шевелят
ими, добычу приманивают. То ли живые существа, то
ли растения, не поймешь. Подплыл Малек поближе,
представился, спросил, не видели ли его
родственников. Отвечают ему обитатели морского
дна: «Мы — животные актинии и асцидии, всю жизнь
на одном месте сидим. Много рыб на своем веку
повидали, но похожих на тебя не встречали. Плыви,
спроси у крабов».
Поблагодарил Малек актиний и асцидий и поплыл
дальше родню искать.
В небольшой пещере, среди камней встретил он
целую компанию. Тут тебе и омар-великан, и
полупрозрачная креветка, меняющая свой цвет, и
лангуст — хороший пловец, и сам краб-коротышка.
«Нет, — говорят, — мы твоих не встречали, плыви
себе с миром…»
Кого только не встречал на своем пути Малек. Вот,
к примеру, диковинное создание морской еж: рот
есть, зубы на животе есть, а глаз нет, так всю
жизнь на ощупь и странствует. Потом с рыбой
крылаткой познакомился — она так гордилась
своей красотой, что не дружила ни с кем из
обитателей моря и всегда плавала одна. С
осьминогом подружился. А сколько медуз у
коралловых рифов встретил — и не сосчитать. Даже
семейство морских черепах как-то раз мимо
проплыло. Да только родственников своих Малек
так и не нашел.
Устал он. Вдруг видит: селедка по морю рыщет
туда-сюда, туда-сюда.
— Что это ты делаешь? — спрашивает Малек.
— Считаю, родственников пересчитать вздумала.
— Родственников? — оживился Малек. — А сколько
их у тебя?
— Ой, да много: килька, салака, иваси, а еще шпроты,
анчоусы… — вздохнула селедка, махнула хвостом и
поплыла по своим делам.
Совсем опечалился Малек и вдруг слышит:
«Опасность! Опасность! Прячьтесь быстрее!»
Рыбы — врассыпную. Испугался и Малек, шмыг под
камень — лежит, дрожит. Одним глазом выглянул,
видит — какое-то чудище плывет: хвост серпом,
голова молотом, во рту зубов — считать не
пересчитать — самая настоящая акула.
Приблизилась ко дну рыба-молот, никого не
заметила и двинулась дальше осматривать свои
владения.
А следом за ней пара дельфинов появилась. Увидев
грустного, одинокого Малька, они пошептались о
чем-то и умчались, а вернулись не одни, а с целой
стайкой таких же, как Малек, рыбешек-зеленушек. Ну
дельфины, ну молодцы! Помогли так помогли! Так и
нашел Малек свою семью.
Оксана ТИХОНОВА,
педагог-психолог
|