Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2002

ВКЛАДКА

УРОКИ ЛЮБОВАНИЯ

Из опыта работы педагогов детского сада № 23 «Калинушка»
г. Электросталь

Уроки любования природными объектами — один из эффективных методов формирования экологической культуры.

В нашем детском саду такие уроки проходят в специально созданной для этой цели «Морской комнате». Комната представляет собой «морское царство»: на стенах — изображения обитателей морского дна (медуз, осьминогов, морских звезд), по периметру установлены большие аквариумы с рыбами, водяными черепахами и лягушками. Интерьер дополняют морские водоросли, кораллы, камни, создающие эффект присутствия в морских глубинах.

Дух моря проявляется и в природных звуках (шум моря, журчание ручья, звуки дождя, голоса птиц), восприятие которых не только содействует глубинному общению с природой, но и позволяет развивать у детей способности к саморегуляции.

Перед уроками любования, а затем параллельно с ними проводятся занятия познавательного цикла, на которых дети ближе знакомятся с обитателями аквариумов (золотые рыбки, скалярии, попугайчики, меченосцы, барбусы, пионы, сомики, кардиналы, гуппи, американские красноухие черепахи и т.д.), с экспонатами «Морской комнаты» (морские звезды, ракушки, кораллы) и обитателями морского царства (морские коньки, крабы, звезды, губки и т.д.).

В цикл познавательных занятий входят и экологические сказки, герои которых — морские жители. На их примере дети изучают этапы развития водных животных, познают особенности их строения, окраски; узнают, как по внешнему виду отличить самку от самца и т.д. Любуясь красотами водного царства, дети одновременно совершают маленькие открытия: как происходит размножение у разных видов рыб; каковы приспособления водных обитателей к жизни в воде; кроме того, дети наблюдают за особенностями питания и поведения, за реакцией на изменение освещения, теплового режима и пр.

Уроки любования в «Морской комнате» проводятся с использованием специально подобранной музыки, эмоционально настраивающей на доверительное отношение с природой.

Музыка композиторов-классиков в данном случае является не просто фоном, а средством волшебного превращения звуков природы (капель дождя, пения птиц, шума громовых раскатов) в озвученные музыкальные образы.

Для детей вводится ряд обязательных правил поведения на уроках любования:

— соблюдать тишину;
— самостоятельно выбрать удобное для себя место и положение;
— не мешать другим;
— сидеть тихо, спокойно наблюдая за интересующими объектами, слушать музыку;
— вопросы задавать после окончания урока.

В работе с детьми используются игрушки-перевертыши на морскую тематику с целью формирования устойчивости внимания и интереса к деятельности у детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями (в т.ч. гиперактивностью).

Продолжительность уроков любования определяется возрастными особенностями и индивидуальными характеристиками активности детей на занятиях (интересами, устойчивостью внимания) и составляет для детей:

2—3 лет — 5 минут;
3—4 лет — 5—10 минут;
4—5 лет — 10—15 минут;
5—6 лет — 15—20 минут;
6—7 лет — 20—25 минут.

Уроки любования нравятся детям и являются для них своего рода таинственным приключением: дети попадают «во глубины морские», где их окружают необычные обитатели морского царства; музыкальное сопровождение и природные звуки усиливают эффект присутствия, и дети замирают, будто сливаясь с чарующим миром природы... Эти минуты единения с природой являются незабываемыми моментами, формирующими в глубине детской души задатки подлинной экологической культуры.

На завершающей стадии урока происходит обмен мнениями между всеми участниками в форме вопросов и ответов. Вопросы побуждают запоминать, сравнивать, сопоставлять, помогают делать выводы, развивают наблюдательность, формируют осознанное отношение к окружающему миру, намечают перспективы дальнейшего углубленного познания мира природы.

В летнее время уроки любования выносятся на природу. Дети наблюдают за природными явлениями, такими, как дождь, гроза, восход, закат, распускание почек на деревьях и кустарниках и т.д. Проводятся также целевые прогулки на пруд, в поле, на поляну, луг, в лес.

Дети приучаются контролировать свое поведение и действия товарищей, чтобы не причинять вреда окружающей среде, а получать удовольствие от общения с природой.

Для воспитания выдержки, самообладания, способности к самоуправлению мы также используем психотренинговые упражнения («Лес шумит»; «Ветер-ветерок»; «Послушаем тишину»; «Шум дождя» и др.).

О личностном становлении ребенка в ходе общения с природой замечательно сказал В.А. Сухомлинский: «Человек стал человеком тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства… Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

Оксана ТИХОНОВА,
педагог-психолог

МОРСКОЙ МИР

Цикл познавательных занятий

 Занятия проводятся в специально оборудованной «Морской комнате».

Цикл занятий для младшей группы

1. ЗНАКОМСТВО С АКВАРИУМОМ

Материал:

— три коробки одинакового (белого) цвета, но с различными (синий, красный, зеленый) кругами на поверхности;
— рыбки, вырезанные из картона, такого же цвета, что и коробки, и с соответствующими узорами.

Воспитатель приводит детей к дверям «Морской комнаты».
Воспитатель:
Откроем волшебную дверь
И потихоньку войдем,
И ты, мой дружок, поверь,
Что новых друзей здесь найдем.
Дети входят в «Морскую комнату». Воспитатель обращает внимание детей на аквариум с рыбами:
Стеклянный домик на столе
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Кто в этом домике живет?
Выслушивает ответы детей и уточняет, что домик для рыб называется аквариум. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают на дне аквариума рыбок, уточняют, что рыбки плавают, на дне аквариума находятся камни и песок, чтобы росли водяные растения, вода в аквариуме чистая, прозрачная, рыбкам очень хорошо живется в такой воде. Дети некоторое время рассматривают рыбок, потом воспитатель спрашивает, что они увидели в аквариуме, что делают рыбки, где они плавают (в воде) и т.д.
После завершения наблюдений воспитатель предлагает детям поиграть.

«Земля — вода»

Этюд по психогимнастике на развитие внимания

Дети сидят в кругу и по команде воспитателя выполняют нужные движения: если он говорит «вода», все должны поднять руки вверх, а если «земля» — хлопнуть в ладоши.
Воспитатель хвалит детей и говорит, что другие рыбки просили детей о помощи: они потеряли свой домик и надо им скорее помочь, так как без воды они жить не могут.
Показывает три коробки (аквариумы) одинакового цвета, но с кругами различного цвета на поверхности, в которые надо поместить рыбок с таким же знаком, что и на коробке.
Дети выполняют задание, рыбки благодарят детей и прощаются с ними.

2. РЫБКА-ОЗОРНИЦА

Материал: картинка с изображением двух рыб, имеющих несколько различий во внешнем виде.

Воспитатель приглашает детей в гости к рыбкам, с которыми они познакомились в прошлый раз. Но, подойдя к двери «Морской комнаты», все с удивлением обнаруживают, что она почему-то никак не открывается. Воспитатель говорит: чтобы открыть дверь, надо отгадать «рыбкину» загадку.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением двух рыб, имеющих несколько различий во внешнем виде, и предлагает поиграть в игру «Найди различия».
Когда все различия найдены, воспитатель открывает дверь в «Морскую комнату» и приглашает детей войти. Все рассматривают рыбок, вспоминают, что домик для рыб называется аквариум и что рыбки плавают в воде. Затем воспитатель предлагает рассмотреть рыбку внимательно и задает вопросы: «Где у рыбки голова, а где хвост? Что у рыбок на голове? Где у них спина? А где брюшко? Что еще есть у рыб?»
Выслушав ответы детей, уточняет: «Голова спереди, хвост сзади. Спина сверху, брюшко снизу. На голове есть рот, глаза. На спине, хвосте и брюшке — плавники».
Затем предлагает рыбок покормить и рассказывает, что рыбки едят специальный корм (показывает его), кормить их надо утром и вечером. Дети наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды и заглатывают корм.
Воспитатель спрашивает, нравятся ли детям рыбки, и предлагает поиграть в рыбок.

Игра «Рыбка, рыбка»

Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Быстро-быстро уплыла.

Выразительные движения:
— дети, присев на корточки и вытянув вперед руки с сомкнутыми ладонями, покачиваются, имитируя движения рыбки;
— на лицах улыбки, голова поворачивается за рукой;
— дети встают, туловище наклонено вперед, одна рука вдоль туловища, другая изображает «рыбкин» хвост, покачиваются из стороны в сторону.
Воспитатель и дети прощаются с рыбками и обещают прийти еще в гости полюбоваться на них и покормить.

ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ?

Цикл занятий для средней группы

Занятие 1.

Материал:

— игра «Рамки и вкладыши» с изображением силуэтов рыб и птиц;
— тазик с водой;
— пластмассовые игрушки;
— деревянный брусок.

Воспитатель приглашает детей в «Морскую комнату» и предлагает представить, что они очутились на берегу моря. Здесь очень красиво и хочется поиграть, отдохнуть.

«У моря»

Дети играют с «камешками на берегу моря», «плещутся в воде». Вдоволь «накупавшись», выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок, закрывают глаза от яркого солнца и отдыхают.
Выразительные движения:
— дети набирают в руки воображаемые камешки, зажимают их в кулаки, подбрасывают вверх, бросают вдаль;
— поднимают воображаемые брызги с поверхности воды, на лицах улыбки;
— лежат на солнышке, мышцы лица расслаблены, глаза закрыты, руки свободно раскинуты.
Воспитатель говорит, что дети хорошо поиграли и отдохнули, и теперь пора отправляться на прогулку по берегу моря и узнать, кто в море живет.
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает рассмотреть рыбок. Дети рассматривают и отвечают на вопросы:
— где живут рыбки?
— какие части тела имеют?
— что помогает рыбке плавать?
Воспитатель показывает жаберные крышки на туловище рыбы и объясняет, для чего они нужны.
Затем спрашивает детей: «А почему рыбка такая? Почему она не тонет и не всплывает на поверхность воды?» (поощряются все ответы). Воспитатель предлагает детям самим проверить, почему рыбка не тонет, и высказывает предположение, что рыбка не тонет, потому что она тяжелая.
Детям предлагается провести опыт: в тазик с водой помещаются по очереди несколько пластмассовых игрушек и деревянный брусок — они не погружаются в воду, значит, они легче воды.
А рыбка — тяжелая, поэтому она и не плавает на поверхности воды. Если бы она была легкая, как деревяшка, она бы всплыла, как всплывают легкие игрушки в тазике с водой.
Оказывается, в воде рыбка такая, как ей нужно: она не тонет и не всплывает.
Дети наблюдают за рыбками и убеждаются, что они действительно не тонут и не всплывают.
В заключение занятия воспитатель предлагает поиграть в игру «Рамки и вкладыши» с изображениями силуэтов рыб и птиц.
Дети, выполняя задания, выясняют, где рыбки, а где птички, раскладывают их, объединяя рыб в одну группу, а птиц — в другую.
Затем все прощаются с рыбками, а воспитатель говорит, что в следующий раз можно будет узнать еще что-нибудь новое из жизни рыбок.

Занятие 2.

Материал:

— игра «Волшебный круг» (круги, разрезанные на несколько частей);
— маленькие рыбки из пластмассы или картона;
— тазик с водой;
— деревянный брусок.

Воспитатель вместе с детьми снова отправляется в гости к рыбкам. У входа воспитатель рассказывает, что в царстве рыб всегда тишина, рыбы не любят большого шума и резких движений, и предлагает детям потренироваться.

«Тише»

Дети то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише».
Выразительные движения:
— шея вытянута вперед;
— указательный палец приставлен к сжатым губам;
— поднимаются брови.
Войдя в «Морскую комнату», дети негромко здороваются с обитателями аквариума.
Затем воспитатель предлагает вспомнить, что дети узнали в прошлый раз (рыба дышит жабрами, плавать ей помогают плавники, рыба тяжелая — она не тонет и не всплывает), и спрашивает у детей, хотели бы они узнать о рыбке что-нибудь новое.
Воспитатель предлагает выяснить, почему рыбке легко плавать (выслушиваются все предположения). Затем проводятся опыты.

1. Воспитатель погружает в воду деревянный брусок, пытаясь его затопить. Брусок всплывает, если его не держать.

2. Следующее задание: быстро провести брусок под водой. Вместе с детьми делается вывод, что сделать это трудно, так как вода не позволяет бруску быстро двигаться. Затем воспитатель погружает в воду пластмассовую рыбку и показывает, как легко рыбка движется в воде.

Оказывается, все дело в форме тела рыбки. Такая форма при движении не встречает сопротивления воды и поэтому называется обтекаемой (то есть вода не мешает рыбке плыть).
Дети наблюдают, как плавают настоящие рыбки в аквариуме, уточняя значение слова «обтекаемая».
В заключение проводится игра «Волшебный круг»: дети составляют из частей целые круги (это озера для рыбок) и помещают туда рыбок из пластмассы или картона.
Дети и воспитатель прощаются с рыбками и желают им не скучать и не болеть.

Цикл занятий для старшего возраста

1. ЧТО ТАКОЕ, КТО ТАКОЙ?

Материал: картинка с изображением корабля, разрезанная на несколько частей; глобус.

Предварительная работа: уроки любования в «Морской комнате», использование развивающих игр, рассматривание иллюстраций, чтение книг о море и его обитателях.

Воспитатель вместе с детьми отправляется в «Морскую комнату» и предлагает совершить интересное морское путешествие. А чтобы узнать, на чем путешествовать, предлагает выполнить задание «Сложи картинку».
Когда дети складывают несколько разрезанных картинок вместе, получается изображение корабля.
Воспитатель: На этом корабле мы все вместе и отправимся в плавание. Нам предстоит узнать, что такое море, какие есть моря. Мы исследуем глубины моря, узнаем о его обитателях. Корабль готов к отплытию! Займите места на палубе и приготовьтесь слушать мой рассказ.
Если мы посмотрим на глобус (показывает детям глобус), то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря. (Воспитатель рассказывает, что на Земле очень много морей, и с их названиями дети познакомятся позже.)
А каким бывает море? (Воспитатель выслушивает ответы детей.)
Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: погоды, песка, цвета водорослей, цвета морских обитателей.
Море может быть то зеленым,
То задумчивым светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть голубое,
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Поднимающимся, горбатым...
Вода в море имеет солено-горьковатый вкус, так как в ней растворено много морских солей. (Воспитатель показывает детям морскую соль.)
Теперь, познакомившись с морем, можно смело отправляться в плавание. Но не стоит забывать о том, что на море бывают волны, иногда маленькие и спокойные, а иногда высокие и пенящиеся.
Воспитатель предлагает детям изобразить спокойное и неспокойное море.

«Морские волны»

Дети изображают морские волны:
— легкие, спокойные;
— высокие, штормовые.
Выразительные движения:
— сидя на коленках, лица спокойные, на губах легкая улыбка, руками перед собой делают плавные движения;
— стоя, лица серьезные, губы плотно сжаты, движения резкие, широкие.
Воспитатель: Прямо по курсу корабля неизвестные рыбки! Надо с ними познакомиться.
Воспитатель рассказывает, показывая при этом в аквариуме, о барбусах, неонах, макроподах, скаляриях (можно по выбору, с учетом времени занятия).

Барбусы родом из Юго-Восточной Азии. Их более 50 видов. У самого известного на туловище видны четыре широкие полосы. Туловище короткое и плоское с боков. Эти рыбки очень любят солнечный свет, очень подвижные. Интересная особенность барбусов — они отдыхают или спят вниз головой.
Неоны. Что за прелесть эти маленькие рыбки! Яркая полоса на боках светит, как лампочка. Родом они из Южной Америки. Нижняя часть тела — ярко-красная, брюшко белое, плавнички прозрачные. Неоны живут стайками, особенно часто собираются вместе при опасности.
Скалярии тоже родом из Южной Америки. У них очень необычная форма туловища: оно сжато по бокам и имеет серебристую окраску. Через туловище проходят три черные полоски, у скалярий очень необычные плавники и красные глаза.
Макроподы родом из Юго-Восточной Азии. Они могут быть черными или красными. Эти небольшие рыбки очень неприхотливы: они могут жить даже в холодной воде и непривередливы в еде.

Дети рассматривают рыбок и стараются запомнить их названия и особенности. Затем воспитатель напоминает детям, что морское путешествие заканчивается, корабль берет курс домой, а в следующий раз дети познакомятся с другими обитателями морей.

2. В ГОСТЯХ У ЖИТЕЛЕЙ ПОДВОДНОГО ЦАРСТВА

Материал:

1. Два обруча (синий и красный).
2. Карточки с изображением морских обитателей:
— рыб (зеленые, синие, желтые и др.);
— морских растений (зеленые);
— осьминога (зеленый);
— краба (коричневый);
— морской звезды (красная).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение соответствующих произведений, углубленная работа по развивающим играм и ежедневная работа по выразительному движению.

Воспитатель приглашает детей в «Морскую комнату» и, остановившись у ее дверей, говорит, что сегодня все опять отправятся в увлекательное морское путешествие — опустятся на дно морское. Дети высказывают предположения, на чем можно опуститься на морское дно. Воспитатель выслушивает ответы детей и говорит, что в первое подводное путешествие лучше всего плыть всем вместе на большой подводной лодке.
Все рассаживаются в «лодке» (на ковре), и воспитатель дает команду к погружению. Лодка опускается все ниже и ниже, дети внимательно следят за погружением.

«Смотри внимательно!»

Дети, сидя на коленях, смотрят по сторонам, как бы пытаясь разглядеть, что происходит снаружи, нет ли опасности.
Выразительные движения: пристальный взгляд, глаза слегка прищурены.
Воспитатель объявляет, что лодка опустилась на морское дно. (Звучит музыка Н.Римского-Корсакова «Шехерезада», тема — море.)
Дети входят в «Морскую комнату», где включен приглушенный мягкий свет.
Дети внимательно глядят по сторонам, включается свет, и... появляется Золотая рыбка (воспитатель). Она приветствует детей от имени жителей подводного царства и самого Подводного царя.
Золотая рыбка обещает показать детям все подводные богатства и интересуется, знают ли дети каких-нибудь морских обитателей. Дети показывают и называют рыбок, с которыми познакомились раньше (неоны, барбусы, скалярии, макроподы). Золотая рыбка начинает экскурсию по подводному царству.
Она рассказывает о морских обитателях, которые изображены на стенах «Морской комнаты»: осьминоги, крабы, морские звезды, рыба-еж (она вся в колючках), рыба-молот (у нее нос похож на большой молоток), морской петушок и морской окунь, морские черепахи и морские коньки (у них хвост, как якорь у корабля, они любят прикрепляться хвостиками к водорослям и могут часами оставаться неподвижными), медузы и крабы.
Золотая рыбка спрашивает, понравился ли детям ее рассказ, и предлагает им поиграть с жителями морского царства.

«Два обруча»

Золотая рыбка предлагает разместить морских обитателей в двух озерах. Если задание будет выполнено правильно, то морские животные и растения будут чувствовать себя уютно.

Задание:

1. В область красного обруча (озера) разместить всех рыбок.
2. В область синего обруча — всех зеленых обитателей моря.

Дети выполняют задание и отвечают на вопросы:

1. Какие обитатели моря оказались в области красного обруча?
2. Какие — в области синего обруча?
3. Почему в области пересечения оказались зеленые рыбки?
4. Остался ли кто-либо вне обеих областей?

Золотая рыбка хвалит детей за правильно выполненное задание и дарит им на прощание морскую раковину, в которой слышен шум морских волн. Она просит не забывать и беречь морских обитателей.
Звучит музыка из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко», и подводная лодка всплывает на поверхность.
Воспитатель говорит о том, что морской мир полон различных тайн, и в следующий раз дети могут опять отправиться в подводное путешествие.

08.jpg (13220 bytes)

3. ЗАГАДКИ МОРСКОГО ЦАРЯ

Материал: наборы «Сложи узор», план-схема «Морской комнаты», камешки, ракушки, иллюстрации с изображением рыбы-сома.

Воспитатель предлагает детям снова совершить путешествие на «дно морское»: очень хочется повидаться с самим царем. В «Морской комнате» под музыку Н.Римского-Корсакова («Садко») воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать голос моря.
— Представьте картинку подводного мира. Что вы видите? (Выслушивает ответы.)
Когда дети открывают глаза, то обнаруживают Морского конька (воспитатель), который говорит, что он слуга Подводного царя и отведет детей к нему в гости, если они отгадают его загадки:

1. Через океан плывет великан и выпускает воды фонтан. (Кит)
2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)
3. Важно по морю плывет трехэтажный... (теплоход).
4. Подводной лодке не страшна океанская... (волна).
5. От зубастых щук таясь, стороной проплыл... (карась).

Дети отгадывают загадки, и Морской конек ведет их в гости к Подводному царю. Морской конек просит немного подождать, говоря, что Подводный царь сейчас пожалует.
Дети никогда не видели Подводного царя, им интересно и чуть-чуть страшновато.

«Удивление»

Выразительные движения:
— дети стоят, одна рука прикрывает рот;
— брови и верхние веки приподняты.

Звучит музыка и появляется Подводный царь (воспитатель). Он приветствует детей и предлагает осмотреть его владения. Все вместе рассматривают изображения морских обитателей на стенах, рыбок в аквариуме. Подводный царь интересуется, узнают ли дети кого-нибудь из его подданных? Выслушивает ответы детей, хвалит их за правильные ответы и говорит, что есть у него очень древняя рыба, о которой он хочет рассказать.
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины,
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
Подводный царь показывает иллюстрацию и рассказывает, что сом — одна из крупных рыб, ее вес достигает 300 кг (если взвесить всех детей группы, то они вместе будут весить столько же, сколько один большой сом).
Внешне сом не красавец, и люди его почему-то всегда боялись — наверное, потому, что он хищник — съедает все живое, что может проглотить, в основном рыбу, но может схватить лягушку и даже утку. Голова у него большая, сплющенная (по форме похожа на лопату), с торчащими по бокам глазами, широченным ртом и свисающими по бокам двумя длинными усами. Тело черное, гладкое и очень скользкое. Охотится сом по ночам, медленно пробираясь среди коряг; зубы у него мелкие, но острые, и их очень много — добыче никак не ускользнуть.
Подводный царь заканчивает свой рассказ и предлагает детям рассмотреть маленького сомика, который живет в аквариуме. Этот сомик миролюбив, его можно смело пускать в аквариум с другими рыбами. Он любит укрытия, целыми днями роется в грунте, отыскивая остатки еды. За это его называют санитаром. Почему? (Не дает портиться пище, вода остается прозрачной и чистой.)
Затем Подводный царь предлагает рассмотреть другие диковины своего царства, но дети должны отыскать их сами.
Подводный царь предлагает наборы «Сложи узор» и образцы заданий на морскую тему (подводный фонарь, золотая рыбка, краб, морская звезда и др.).
Дети выполняют задания.
В заключение Подводный царь предлагает детям найти клад по предложенной карте.

«Где спрятаны сокровища?»

Дети определяют по плану, где находится шкатулка с драгоценностями, находят ее, открывают и любуются красивыми камешками и ракушками. Подводный царь дарит детям камешки и ракушки на память.
Прощаясь с детьми, Подводный царь напоминает, что в морях живут животные, не похожие на обитателей суши. Они устроены так, чтобы жить в воде, без нее они погибают. Царь просит бережно относиться к водным обитателям, охранять их и их дома: реки, озера, моря.

Надежда ДЕМКИНА,
воспитатель

КАК МАЛЁК РОДНЫХ ИСКАЛ

Экологическая сказка

Это случилось в зарослях морской травы — в глубинах синего моря. Из маленькой круглой икринки в одночасье вылупился Малек. С удивлением взирая на все вокруг, он медленно поплыл к бурым водорослям. И вдруг одно из растений словно ожило, задвигалось. Малек испуганно спрятался за пустую раковину, осторожно выглянул: «Что там?»
— Не бойся, это я, Морской Конек.
— Какое странное у тебя имя, — удивился Малек.
— Меня называют так за мое сходство с шахматной фигурой — конем, а прячусь я в морской траве. А ты кто такой? — спросил Морской Конек.
— Не знаю, — разочарованно протянул Малек. Я только что родился, поплыву искать своих.
На том и разошлись.
Малек задумался, где же ему искать своих родственников, и решил спуститься на самое морское дно. Там он обнаружил странное существо — плоская рыбина роется в песке, только два глаза торчат, ищут поживу.
— Никого, — говорит рыбина, — я не знаю! Уходи, не мешай охотиться.
— А зовут-то тебя как?
— Камбала, — проворчала рыба и зарылась в песчаное дно.
Опечалился Малек, потом видит, неподалеку прикрепились ко дну живые столбики-бочонки: качаются, ниточки-щупальцы распустили, шевелят ими, добычу приманивают. То ли живые существа, то ли растения, не поймешь. Подплыл Малек поближе, представился, спросил, не видели ли его родственников. Отвечают ему обитатели морского дна: «Мы — животные актинии и асцидии, всю жизнь на одном месте сидим. Много рыб на своем веку повидали, но похожих на тебя не встречали. Плыви, спроси у крабов».
Поблагодарил Малек актиний и асцидий и поплыл дальше родню искать.
В небольшой пещере, среди камней встретил он целую компанию. Тут тебе и омар-великан, и полупрозрачная креветка, меняющая свой цвет, и лангуст — хороший пловец, и сам краб-коротышка.
«Нет, — говорят, — мы твоих не встречали, плыви себе с миром…»
Кого только не встречал на своем пути Малек. Вот, к примеру, диковинное создание морской еж: рот есть, зубы на животе есть, а глаз нет, так всю жизнь на ощупь и странствует. Потом с рыбой крылаткой познакомился — она так гордилась своей красотой, что не дружила ни с кем из обитателей моря и всегда плавала одна. С осьминогом подружился. А сколько медуз у коралловых рифов встретил — и не сосчитать. Даже семейство морских черепах как-то раз мимо проплыло. Да только родственников своих Малек так и не нашел.
Устал он. Вдруг видит: селедка по морю рыщет туда-сюда, туда-сюда.
— Что это ты делаешь? — спрашивает Малек.
— Считаю, родственников пересчитать вздумала.
— Родственников? — оживился Малек. — А сколько их у тебя?
— Ой, да много: килька, салака, иваси, а еще шпроты, анчоусы… — вздохнула селедка, махнула хвостом и поплыла по своим делам.
Совсем опечалился Малек и вдруг слышит: «Опасность! Опасность! Прячьтесь быстрее!»
Рыбы — врассыпную. Испугался и Малек, шмыг под камень — лежит, дрожит. Одним глазом выглянул, видит — какое-то чудище плывет: хвост серпом, голова молотом, во рту зубов — считать не пересчитать — самая настоящая акула. Приблизилась ко дну рыба-молот, никого не заметила и двинулась дальше осматривать свои владения.
А следом за ней пара дельфинов появилась. Увидев грустного, одинокого Малька, они пошептались о чем-то и умчались, а вернулись не одни, а с целой стайкой таких же, как Малек, рыбешек-зеленушек. Ну дельфины, ну молодцы! Помогли так помогли! Так и нашел Малек свою семью.

Оксана ТИХОНОВА,
педагог-психолог

Рейтинг@Mail.ru