Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2002

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Дмитрий ДОБРОТИН,
Марина АРОМШТАМ

ЕЩЕ РАЗ О ПОГОДЕ

Когда-то Фазиль Искандер удивлялся необъяснимой страсти москвичей (и вообще горожан) к прогнозу погоды, словно им предстоит длительный поход с отарой овец в горах или работа на сенокосе. Это пристрастие сродни интересу к астрологическим прогнозам. Нам нравится получать предсказания и находить в них объяснения самим себе. Взрослые члены семьи со вниманием вслушиваются в прогноз погоды, привычно оправдывая головную боль магнитными бурями, домашнюю ссору — низким атмосферным давлением, а плохое настроение — повышенной влажностью, перемешанной с неприятностями на работе. Невольная жертва этого явления — ребенок по нескольку раз на дню вынужден слышать привычные, но при этом не теряющие своей загадочности слова «температура», «влажность воздуха», «атмосферное давление».
И если касательно температуры у него еще есть туманные представления о том, что это такое (по крайней мере ему, например, известно, что температуру измеряют во время болезни), то влажность воздуха и атмосферное давление — сродни китайской грамоте.
Попробуем отыскать самые простые способы объяснения ребенку этих понятий.

ОБЛАКА ИЗ ГУБКИ

Вот лежит губка. Для чего она тут лежит? Эта — чтобы отмывать многострадальные мальчишеские коленки. Эта — чтобы посуду мыть. А эта — чтобы при случае смыть с папиного стола следы преступной деятельно-сти акварельной краской.
Не случайно они все разные: большие и маленькие, мягкие и жесткие, послушные и непослушные, разных цветов и оттенков. А бывают такие пушистые и легкие губки, словно облачка, только что спустившиеся к нам с неба. Для чего? У них ВЫСОКОЕ предназначение — превратиться... в прибор для измерения ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА!
Вот губка-Облачко и поможет объяснить ребенку, что же это такое — повышенная влажность.
Возьмем лист акварельной бумаги и положим на него губку. Губке этой с утра уже пришлось «поработать». Например, помыть посуду. А потом часа три-четыре «отдохнуть». Сверху губка будет практически сухой, а внутри — чуточку влажной. Прямо как настоящее облако. Оно ведь никогда не бывает абсолютно сухим, даже если не капает дождем, потому что состоит из крошечных капелек воды.

Еще нам понадобится наперсток или пластмассовая крышечка от бутылки из-под газированной воды. С помощью крышечки будем понемногу смачивать губку. (Очень важно делать это неспеша, маленькими порциями, чтобы вода успевала впитываться губкой.) В начале нашего опыта бумага под губкой будет оставаться сухой. Даже если мы попробуем выжать губку, нам это не удастся, так как губка еще недостаточно пропиталась водой и недостаточно влажная. Точно так же происходит и с настоящими облаками. Если они белые и пушистые и не грозят нам дождем, то можно сказать, что влажность низкая.

Продолжаем доливать воду. Через некоторое время снова попробуем отжать губку. На этот раз наши усилия увенчаются успехом в виде нескольких капелек. Влажность повысилась. Такое иногда происходит и в природе. Вспомним хотя бы кратковременный «грибной» дождь!

Добавим еще некоторое количество воды. Теперь на листе бумаги под губкой появилось и начало расползаться влажное пятно. Это значит, что губка настолько напиталась водой, что больше не способна ее удерживать. Это и есть высокая влажность. Такая влажность возникает тогда, когда небо затянуто тяжелыми серыми тучами и вот-вот пойдет дождь.

Опыт можно повторить, положив губку на ладонь ребенка. Тогда он сможет прочувствовать изменения влажности и на тактильном (осязательном) уровне. Обратите внимание ребенка на изменения цветового оттенка губки и на то, что она потяжелела.

Ну а в заключение экспериментальной работы нелишне объяснить малышу выражение «впитывать как губка» (теперь за ним стоит реальное, ощутимое содержание) и подчеркнуть, как важно время от времени пользоваться ею для мытья рук и ног. Можно ли относиться с неуважением к предмету, способному выступить в роли лабораторного прибора!..

ПАПА, НОВАЯ ГАЗЕТА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Начнем с конца — с давления. Давление — это то, что ДАВИТ. Можно давить на кнопку звонка. Можно случайно раздавить жука (хотя это очень плохо!).

Можно давить на папину руку, состязаясь с ним (безуспешно!) в силе.

А что же может давить на нас на улице, если вокруг нас ничего нет, кроме воздуха? Неужели?.. Не будем торопиться. Настоящий ученый всегда стремится к экспериментальной проверке своих догадок. Поэтому...

Опыт первый

Возьмем прозрачную плошку. Для этой роли годится также стеклянная или пластиковая салатница. Еще нам понадобятся стеклянный (неграненый) стакан и небольшой нетонущий предмет (шарик для настольного тенниса, кусочек пемзы или пробка от винной бутылки).
Поинтересуйтесь у ребенка, есть ли что-нибудь, с его точки зрения, в стакане. Он наверняка ответит, что стакан пустой. Предложите ему проверить это (или другое) утверждение.

Для этого наполните прозрачную плошку водой на две трети и поместите на ее поверхность нетонущий предмет. С наружной части плошки фломастером нанесите на стенку отметку уровня воды. Со словами «Крибле-крабле-бумс!» (или любыми другими заклинаниями, которые вы помните) накройте предмет стаканом, опуская его строго вертикально. Предложите ребенку снова отметить уровень воды, на котором плавает предмет. Оказывается, предмет теперь плавает гораздо ниже. Что же заставило его опуститься? Неужели же та самая ПУСТОТА?* Или в стакане все-таки что-то было? Воздух, например. Дети же знают, что мы дышим воздухом. Но при этом воздух НЕВИДИМ. Это же настоящее волшебство: НЕВИДИМОЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ.

Итак, делаем выводы:

1. Стакан не пустой, он наполнен воздухом.
2. Воздух невидим, но обладает силой давить на воду.
3. Воздух может давить не только на воду, но и на другие предметы. Главное заключение: ЭТА СПОСОБНОСТЬ ВОЗДУХА ДАВИТЬ НА ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО НАС МИРА НАЗЫВАЕТСЯ АТМОСФЕРНЫМ ДАВЛЕНИЕМ.

Перейдем к папе. Предположим, что мы застаем папу в выходной день за чтением новой газеты. Как всегда, ничего действительно нового и обнадеживающего там не обнаруживается. Поэтому попробуем употребить ее для какого-нибудь полезного дела. Например, для прояснения ситуации с этим самым давлением.

Опыт второй

Для него нам понадобятся длинная широкая линейка или плоская дощечка (примерно 60 Х 4 см), газета и небольшой небьющийся предмет типа ластика.

Положите линейку на стол так, чтобы примерно половина ее выступала над краем стола. На другой конец линейки, лежащий на столе, поместите свернутую в 8 раз газету (получится прямоугольник размером 13 Х 10 см). На свисающий конец линейки легко сбросьте ластик (примерно с высоты 20 см). Линейка упадет, сбросив сложенную на другом конце газету.

Повторите опыт, на этот раз развернув газету до исходных размеров. При ударе ластиком о конец линейки линейка лишь слегка дрогнет, а газета не тронется с места**. Почему? Предложите ребенку выдвинуть
гипотезы. Не беда, если они будут совершенно фантастичными и далекими от истины. Поиск причины явления и есть мышление. Возможно, ребенок догадается связать падение линейки с размерами газетного прямоугольника.

Совместный вывод будет таким: на развернутой газете умещается больше воздуха. А воздух, как мы помним, способен давить на предметы. Чем больше воздуха, тем сильнее он давит. Поэтому на развернутой газете давление выше, чем на свернутой.

Осталось предложить ребенку игру, в которой нужно определять, на какой предмет в доме воздух давит сильнее: на стол или на табуретку, на маленькую или на большую книгу, на верх холодильника или на верх одежного шкафа.

Таким образом, неприятное ощущение от утреннего чтения газеты постепенно растворится в деловой атмосфере эксперимента, сменившись чувством безусловной пользы любой вещи, которая попадает в ВАШ дом.


* Вспомните детские рисунки: полосочка «земли» снизу, полосочка «неба» сверху, а в середине — пустота, или ВОЗДУХ. Маленькие дети часто называют пустоту воздухом, а воздух — пустотой.
** Прежде чем демонстрировать этот опыт ребенку, его лучше проделать самостоятельно, опытным путем подобрав нужную высоту, с которой будет сбрасываться ластик.

 

Рейтинг@Mail.ru