Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2002

РАБОЧИЙ СТОЛ

Полезные ископаемые

Познавательное занятие

Предварительная работа:

— рассматривание иллюстраций, чтение «Сказки о полезных ископаемых» по Ф.Кривину;
— дидактические игры: «Определи, какой знак», «Определи на ощупь», игры со схемами и др.;
— беседы «Какие бывают камни?», «Как образуются камни?».

Материал:

— карточки-символы полезных ископаемых,
— карта Калмыкии,
— образцы пород ракушечника и гальки,
— лупы,
— стаканы с водой,
— карандаши, листы бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Игра «Да — нет»

Воспитатель загадывает предметы, а дети отгадывают, классифицируя предметы по схеме: природный мир или рукотворный, живая или неживая природа и т.д.
Одна из отгадок — полезные ископаемые. Воспитатель спрашивает, почему их так называют, затем предлагает каждому из детей взять по карточке и определить, какое полезное ископаемое обозначено на карточке.

Вопросы детям:

— Скажите, как используются песок, глина, ракушечник, нефть, уголь?
— Как можно назвать их одним словом? А как еще можно назвать? (Сокровища земли, кладовая земли, недра и т.п.)
— Люди каких профессий добывают полезные ископаемые? (Геологи, шахтеры.)
— Чем занимаются геологи? (Исследуют недра, изучают камни, отправляются в экспедицию.)
—Чем занимаются шахтеры? (Работают в шахтах, добывают уголь, спускаются на специальных лифтах.)

Воспитатель: А теперь посмотрите на эту карту. Какая республика на ней изображена? (Калмыкия.)
Выберите карточки с полезными ископаемыми Калмыкии. (Дети выбрали из множества карточек с обозначениями полезных ископаемых только те, которые есть в республике.)
Вот видите, хоть республика у нас и небольшая, но сколько богатств она хранит!
А сейчас давайте представим, что мы с вами — исследователи и у нас есть своя научная лаборатория. Тихонечко пройдите за столы. Мы с вами будем проводить опыты.
Назовите, как называются эти камни (на столах лежат ракушечник, галька). Давайте рассмотрим их под лупой. Рассмотрите ракушечник. Что вы видите? Из чего он состоит? Какого он цвета? Какой формы? Какого размера? (Аналогично рассматривается галька.)
Возьмите в руку гальку, какая она на ощупь? (Гладкая, ровная, твердая.) А теперь ракушечник. Какой он? (Шершавый, неровный, колючий, пористый.) Постучите ракушечник друг об друга, какой вы слышите звук? (Глухой, тихий.) А теперь постучите галькой. (Звук звонкий, громкий.)
Давайте потрем камни. Что происходит? (Ракушечник рассыпчатый, а галька не рассыпается.)
Как вы думаете, чем пахнут камни? (Дети нюхают и делятся своими ощущениями.)
А мне кажется, что галька пахнет морем, а ракушечник — карьером, землей. Почему? (Галька привезена с моря, а ракушку добыли из-под земли.)
Как вы думаете, где используют ракушку? Гальку? (В строительстве.)
Давайте поговорим о ракушечнике. Где он находится? (В карьере под землей.)
Из чего состоит этот материал? (Из рассыпавшихся в песок ракушек.)
Чем он был раньше? (Ракушкой, другим материалом.)
Где раньше находились ракушки? (В море.)
Чем станет ракушечник в будущем? (Домом, сараем, дворцом.)
А теперь давайте возьмем листочки и карандаши и создадим свои дома, дворцы. Предлагаю вам пофантазировать и нарисовать свои будущие дома. (Дети рисуют и выставляют свои рисунки на стенде.)
В мире камней есть много других удивительных вещей. О них мы поговорим с вами на следующем занятии.

Нелли ШАРМАНДЖИЕВА,
Любовь МАРЫСАЕВА,
ДОУ № 17 «Золотая рыбка», г. Элиста

Рейтинг@Mail.ru