Ольга БАРАНОВА,
Марина АРОМШТАМ
Ластик и Скрепочка на Призмачном
острове,
или Пространственная геометрия для
малышей
Продолжение. Начало в №№ 3, 6/2002
Глава седьмая. БАЛЬНОЕ ПЛАТЬЕ
— Где
же я возьму бальное платье? — не на шутку
расстроилась Скрепочка.
— Здесь недалеко живет наш приятель — Старый
Маркер. Он самый настоящий конструктор и всегда
помогает нам, строителям, — сказал Кирпичик. —
Сконструировать бальное платье для него — пара
пустяков!
— Сконструировать платье? — Скрепочка не
поверила своим ушам. — Я всегда думала, что
платья выкраивают и шьют.
— Так ведь речь идет не об обыкновенном платье, а
о призмачном! — засмеялась Треугоша. — Иными
словами, тебе необходим костюм призмы. И лучше
Старого Маркера с этой задачей никто не
справится.
Без лишних слов друзья побежали к конструктору.
Задание первое
Вот какие платья предложил Скрепочке
Старый Маркер.
(Педагог показывает детям картинку,
на которой нарисованы «платья» в виде
пятиугольной и шестиугольной призм.)
Все они имеют вид призм.
Попробуйте догадаться, как называются такие
призмы.
Вот подсказка: Треугоша — треугольная призма, ее
основаниями служат треугольники. Кирпичик —
четырехугольная призма. Основания
четырехугольной призмы — четырехугольники.
Каждая призма получает свое название по фигурам,
лежащим в основаниях. Чтобы узнать, как она
называется, нужно найти одно из оснований призмы
и посчитать, сколько в нем углов.
Вспомните, жители какого города получали свои
имена похожим образом? Конечно, жители города
Пирамид.
Задание второе
Как будет называться призма, одним из
оснований которой служит вот такой
многоугольник? (Педагог показывает детям
треугольную призму.)
Обозначьте углы многоугольника дужками.
Сосчитайте, сколько вершин у этого
многоугольника.
Столько же, сколько углов, — три.
А сколько у него сторон? Тоже три.
Столько же, сколько вершин, и столько же, сколько
углов.
Значит, узнать имя призмы можно, не только считая
углы, но и…
Закончите предложение самостоятельно. (Считая
стороны и вершины.)
(Можно повторить упражнение, рассматривая
модель пятиугольной призмы.)
Практическая работа
Перед
каждым из вас — рисунок, на котором изображена
Скрепочка в бальном платье, и лист с
нарисованными на нем геометрическими фигурами.
Платье, в котором Скрепочка отправится на бал,
почти готово. Осталось только украсить его.
Вырежьте нужные вам геометрические фигуры,
составьте из них узор и приклейте на платье
Скрепочки.
(Возможен более усложненный вариант работы:
детям предлагается чистый лист бумаги и линейки
с вырезанными в них шаблонами геометрических
фигур. Дети сначала обводят фигуры карандашом по
внутреннему контуру и только потом вырезают их и
приклеивают на рисунок.)
Глава восьмая. БАЛ
Взглянув на нарядную Скрепочку, Ластик
не мог сдержать восхищенного вздоха:
— Ты — самая красивая призма, которую я
когда-либо видел, — сказал он.
Теперь ничто не могло воспрепятствовать
намерению друзей повеселиться на балу. И скоро
они уже входили во дворец.
Тут заиграла музыка, и начался праздник.
Сначала призмы танцевали.
Вдруг музыка
смолкла. Забили барабаны. Танцующие поспешили
освободить середину зала.
Откуда ни возьмись выскочили прямоугольные
призмы всех возможных размеров и принялись
показывать акробатические номера. На глазах у
изумленных зрителей они кувыркались,
перескакивали друг через друга, взбирались друг
другу на плечи и строили высоченные башни. Один
длинный прямоугольный акробат, похожий на
Кирпичика, улегся поперек другого и превратился
в весы. Маленькие кубы стали взбираться на него с
двух разных концов, удерживая равновесие.
Конструкция росла и росла до тех пор, пока
присутствующие не закричали «Браво!». Тогда кубы
спрыгнули, и акробаты раскланялись. Все стали хлопать, а Ластик
— громче всех. Он решил: как только вернется
домой, сразу же начнет заниматься акробатикой —
так понравилось ему выступление прямоугольных
призм.
Но тут король Куб объявил: «Сейчас нам предстоит
выбрать Королеву бала. Королевой станет призма в
самом красивом платье, если она сумеет ответить
на три вопроса».
Все стали переглядываться, и тут Треугоша и
Кирпичик вытолкнули на середину смущенную
Скрепочку. И такая она была красивая, что все тут
же зааплодировали.
Король Куб удовлетворенно кивнул головой.
— Что ж! Приступим к испытанию! — сказал он.
Испытание Скрепочки
Король задал Скрепочке три вопроса, на
которые она, конечно же, сумела ответить.
А смогли бы вы пройти испытание? Попробуйте дать
ответы на такие вопросы.
Вопрос первый
Вот так выглядит одна из стен тронного
зала. (Педагог показывает большой расписной
квадрат.) Какую фигуру она собой представляет?
(Скрепочка ответила так: «Этой фигуре
можно дать сразу четыре названия. Первое —
многоугольник: у фигуры много углов, сторон и
вершин; второе — четырехугольник: если сосчитать
углы, стороны и вершины многоугольника, их
окажется четыре; третье — прямоугольник: ведь
углы четырехугольника прямые; четвертое —
квадрат: все стороны этого прямоугольника равны
между собой».)
Вопрос второй
Над королевским троном висит картина
знаменитого иностранного художника Тетраэдра
родом из страны Пирамид. Сколько треугольников
на этой картине?
(Скрепочка насчитала на картине …
треугольников.)
Вопрос третий
Что общего между шаром, цилидром и
конусом?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо закончить
предложение:
«Шар, цилиндр и конус — тела…»
(Скрепочка сразу вспомнила пингвинят
Цилиндренка и Конусенка и опыты, которые те
показывали. И шар, и конус, и цилиндр могут
катиться. На срезе каждого из этих
геометрических тел можно обнаружить круг. Это —
тела вращения.)
Практическая работа
Перед каждым ребенком — карточка с
изображением «геометрических весов». На одной
чашке весов — изображения геометрических фигур.
Надо уравновесить весы, нарисовав нужные фигуры
на другой чашке.
Это задание может иметь несколько степеней
сложности. Самый простой — нарисовать на другой
чашке весов точно такие же фигуры, что лежат на
первой.
Более сложную задачу представляет собой вариант,
когда на рисунке изображено несколько весов и на
второй чашке каждых весов тоже размещается
какая-нибудь фигура. Путем сравнения различных
весов ребенок должен установить, сколько же она
«весит» и какую фигуру (или какие фигуры) нужно
нарисовать рядом, чтобы уравновесить весы.
Глава девятая. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
кубики-пажи одели на Скрепочку настоящую корону,
и все призмы-кавалеры стали наперебой приглашать
ее танцевать. Но Скрепочка всем вежливо
отказывала и танцевала только с Ластиком,
который очень ею гордился и был совершенно
счастлив.
Пришла пора прощаться. Ластик и Скрепочка очень
соскучились по дому. К тому же Ластику не
терпелось помириться с Карандашом.
Конечно, он ленивый и рисует кривые домики. Но без
Ластика ему совсем трудно: ошибок не исправить!
Теперь Ластик будет очень терпеливым: он многому
научился в путешествии. А если Карандаш снова
назовет его призмой, Ластик даже обрадуется. Он
просто скажет ему: «Да, я — призма! И не простая, а
прямоугольная. Такая же, как Куб — король
Призмачного острова и как мой друг Кирпичик! А ты
— действительно похож на очень тоненький
цилиндр (если не считать твоего носика). Так чего
же нам ссориться?»
Старый Маркер сконструировал для Ластика и
Скрепочки замечательный корабль, который без
труда собрали приятели Кирпичика. На нем
маленькие путешественники отправились домой. И
никакие опасности уже были им не страшны.
Задание первое
Педагог
предлагает детям вспомнить все события, которые
случились с Ластиком и Скрепочкой за время их
пребывания на Призмачном острове.
Предлагает им выбрать из ряда геометрических тел
призмы, показать грани, вершины и основания этих
призм, дать им названия. Спрашивает, какую призму
можно назвать прямоугольной, как узнать
призму-куб.
Сообщает детям новую информацию: «Слово «призма»
в переводе с греческого языка означает
«отпиленный кусок». Ластику и Скрепочке очень
хотелось спросить, от чего же эти кусочки
отпилили. Но они постеснялись.
Практическая работа
Дети
могут разделиться по желанию на две группы.
Перед каждым из детей одной группы — развертка
короны, которой увенчали Скрепочку. Нужно
ответить, из каких геометрических фигур она
состоит, отыскать нужные среди фигур цветной
геометрической мозаики из бумаги, вырезать их и
приклеить к развертке. Затем можно склеить
корону.
Перед детьми другой группы — рисунок, на котором
изображен силуэт корабля Ластика и Скрепочки.
Нужно определить, из каких геометрических фигур
он состоит, и проделать работу, аналогичную той,
что выполняют дети первой группы.
По желанию педагога последнее практическое
задание можно выполнять как коллективную работу.
Но в этом случае рисунки-модели должны быть
достаточно большими, чтобы сразу несколько детей
могли с ними работать. Здесь, конечно, силуэт
корабля будет более предпочтителен.
|